· Распределение фигур разными способами (по цвету; по форме: четырехугольники, прямоугольники).
· Подсчет числа машинок разными способами по заданному плану. Первый способ расписан подробно, а во втором способе дан только первый шаг, предлагается самостоятельное продолжение решения.
· Развитие геометрической наблюдательности (зоркости): поиск треугольников (четырехугольников) в фигуре сложной конфигурации.
· Коллективный поиск способа выполнения задания, включающего отношения «выше красного и ниже синего».
· Копирование фигуры на клетчатой части листа, начиная с отмеченной точки.
V. Фронтальная работа.
Игра «Лучший следопыт».
Дидактическая цель. Систематизирование и обобщение знаний детей.
Средства обучения. Схема расположения деревьев на доске.
Содержание игры. Учитель сообщает детям условия игры: «Мальчик отправляется по лесу в разведку. (Учитель на доске изображает схему расположения деревьев.) По его пути должны отправиться взрослые. В менее опасных местах он оставлял следы: около деревьев писал палочкой пример, обозначающий номер полянки, где он останавливался».
Учитель на доске около деревьев пишет мелом примеры вида:
Дуб Сосна Береза
16 – 10 = 17 – 10 = 18 – 10 =
Ель Дуб Сосна
13 – 10 = 14 – 10 = 15 – 10 =
Береза Ель
12 – 10 = 10 – 9 =
Учитель: «Мы с вами следопыты. Мы должны расшифровать номера полянок и пройти по следам разведчика, показать путь его движения и рассказать, в каком направлении он двигался».
Учащиеся под руководством учителя намечают план действий:
1. Расшифровать номера полянок (решить примеры).
2. Показать мелом путь движения разведчика.
3. Рассказать и показать, в каком направлении двигался разведчик, употребляя слова «слева направо», «справа налево», «между», «слева от сосны» и т. д.
Примечание. Слова, которые нужно употребить в рассказе, учитель записывает на доске до проведения игры и предлагает детям их прочитать.
Если следопыт показывает путь движения разведчика неправильно, то остальные следопыты подают сигнал тревоги (показывают красный круг). Выигрывает тот следопыт, который не допустил ошибок. Направление движения разведчика можно изменять многократно, записывая другие примеры под деревьями.
Работа с геометрическим материалом.
– Как можно назвать одним словом все эти фигуры? Назовите каждую фигуру.
– В каждом четырехугольнике можно провести один отрезок так, чтобы получилось 2 треугольника. Покажите, как это можно сделать.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите основные элементы задачи.
Урок 55
ВСПОМИНАЕМ ПРОЙДЕННОЕ
Цели : закреплять состав чисел второго десятка; совершенствовать умение решать задачи; формировать навык сравнения чисел и выражений.
Ход урока
I. Устный счет.
Задачи в стихах.
Восемь воробышков зерна клюют,
Два осторожно на ветках снуют:
Вдруг кошка придет
И начнет куролесить.
Сколько воробышков было?
Их ... (десять).
Четырнадцать зернышек мышка нашла.
Пять зернышек мышка кроту отдала.
А те, что остались, в чулане закрыла,
И трогать мышатам она запретила.
Мышата лишь в щелочку смотрят на них,
Считают и спорят: ну, сколько же их? (9.)
Веселый счет.
– Помогите лыжнику пройти дистанцию от флажка до флажка, чтобы получить 10.
II. Работа по учебнику.
Задание 1 (с. 122).
– Рассмотрите схемы. Назовите пропущенные числа.
Задание 2 (с. 122).
– Прочитайте текст.
– Сколько снежинок вырезала Аня? (16.)
– Сколько снежинок повесила Аня? (10.)
– Сколько снежинок вырезала Ира? (15.)
– Сколько снежинок повесила Ира? (15.)
– На какие вопросы можно ответить?
– Сколько снежинок осталось у Ани? (16 – 10 = 6.)
– Сколько снежинок повесила на елку Ира? (На этот вопрос ответить нельзя, так как Ира повесила снежинки на окно.)
– Сколько снежинок сделала Таня? (На этот вопрос ответить нельзя, так как мы ничего не знаем про Таню.)
Задание 3 (с. 122).
– Прочитайте числа. Что их объединяет? (Это числа второго десятка.)
– Назовите числа, которые меньше 18. (17, 16, 15, 14, 13.)
– Назовите числа, которые больше 14. (15, 16, 17, 18, 19.)
– Назовите числа, которые больше 13 и меньше 17. (14, 15, 16.)
Задание 4 (с. 122).
Учитель читает предложения, учащиеся выбирают карточку с математической записью.
– По 2 взять 7 раз. (2 · 7.)
– Увеличить 2 на 7. (2 + 7.)
– По 7 взять 2 раза. (7 · 2.)
– Уменьшить 7 на 2. (7 ? 2.)
– Чем похожи данные математические записи?
Задание 5 (с. 123).
– Что больше: «4 · 2» или «по три два раза»? (Больше «четыре умножить на 2».)
– Что больше: «6 : 2» или «шесть на три поровну»? (Больше «шесть разделить на два».)
Задание 6 (с. 123).
– Рассмотрите рисунки, изображающие воздушные шары, и составьте математические записи.
Запись:
10 + 7 = 17 10 + 2 = 12 10 + 4 = 14 10 + 8 = 18
17 – 7 = 10 12 – 2 = 10 14 – 4 = 10 18 – 8 = 10
17 – 10 = 7 12 – 10 = 2 14 – 10 = 4 18 – 10 = 8
III. Фронтальная работа.
Игра «Дополнение».
Дидактическая цель. Формирование навыков сложения чисел в пределах 10.
Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размещает в секторах от 1 до 9 рисунков. Открывая поочередно сектор за сектором, он предлагает сосчитать число рисунков в каждом из них и дополнить его до 10. Ученики должны обозначить число дополненных рисунков цифрой на карточке и показать ее учителю.
Игра «Молчанка».
Дидактическая цель. Формирование навыков сложения чисел в пределах 10.
Содержание игры. Учитель в каждом секторе магнитного моделеграфа размещает разноцветные рисунки: например, во втором секторе – 2 куклы в красном и синем платье, в третьем – 2 медвежонка красного цвета и 1 оранжевый, в четвертом – 2 красных шарика и 2 синих и т. д.
Тест.
Как правильно?
1. Цифры служат для...
а) записи чисел;
б) счета предметов, измерения величин;
в) записи звуков.
2. Числа служат для...
а) записи чисел;
б) счета предметов, измерения величин;
в) записи звуков.
3. Числа, записанные одной цифрой, называют...
а) маленькими;
б) однозначными;
в) двузначными.
4. Укажи самое большое однозначное число:
а) 10 б) 0 в) 1 г) 9
5. Укажи самое маленькое однозначное число:
а) 10 б) 0 в) 1 г) 9
6. 10 – это число…
а) однозначное;
б) красивое;
в) двузначное.
7. Запиши в карточках:
а) число, стоящее перед числом 4, – ;
б) число, стоящее за числом 5, – ;
в) число, стоящее между числами 7 и 9, – ;
г) числа, соседние с числом 3, – , .
Урок 56
ВСПОМИНАЕМ ПРОЙДЕННОЕ
Цели : закреплять умение устанавливать связи между рисунком и арифметическим действием; совершенствовать умение составлять и решать задачи.
Ход урока
I. Устный счет.
Задачи в стихах.
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трех окуней,
Рыбак Евсей – четырех карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натащили из реки? (9.)
Тюльпаны распустились
На клумбе возле дома.
Считали их, но сбились
Близняшки Рома, Тома.
А мне нетрудно сосчитать,
Ведь красных – восемь, желтых – пять!
– Сколько всего тюльпанов распустилось на клумбе? (13.)
Задание на внимание.
– Какой фрагмент надо пришить к каждому коврику?
II. Работа по учебнику.
Задание 7 (с. 123).
– Рассмотрите рисунки и подберите к каждому рисунку свою схему.
– О чем рассказывает рисунок, на котором кубики? (9 кубиков разделили поровну на 3 башенки.)
– О чем рассказывает рисунок, на котором банки? (На двух полках по 3 банки.)
– О чем рассказывает рисунок, на котором яблоки? (Было 7 яблок. Одно яблоко унес ежик.)
– О чем рассказывает рисунок, на котором цветы? (В одной вазе – 5 цветов, во второй – столько же цветов. Сколько цветов всего?)
Задание 8 (с. 123).
– Закончите предложение:
а) Если девочек на 3 меньше, чем мальчиков, то мальчиков на 3 … (больше).
б) Если лыжников на 5 больше, чем фигуристов, то … (фигуристов на 5 меньше).
Задание 9 (с. 124).
– Продумайте вопросы со словами «на сколько».
1) Карлсон придумал для кроссворда 5 слов, а Малыш – 8. На сколько слов больше придумал Малыш, чем Карлсон? На сколько слов меньше придумал Карлсон, чем Малыш? (8 – 5 = 3.)
2) Буратино разгадал в кроссворде 10 слов, а Незнайка – 7. На сколько больше слов разгадал Буратино, чем Незнайка? На сколько меньше слов разгадал Незнайка, чем Буратино? (10 – 7 = 3.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Раз, два – шли утята,
Три, четыре – шли домой.
Вслед за ними плелся пятый,
Впереди бежал шестой,
А седьмой от всех отстал,
Испугался, запищал:
– Где вы? Где вы? Не пищи!
– Мы тут рядом… Поищи.
Задание 10 (с. 124).
– Сколько ягод клубники лежит в тарелке? (7 ягод.)
– На тарелке осталось на две ягоды клубники больше, чем съели. Сколько ягод клубники съели?
7 – 2 = 5 (ягод) – съели.
Задание 11 (с. 124).
– Рассмотрите рисунки и придумайте к ним задачи.
– Какие задачи можно составить по первому рисунку?
• В двух тарелках было по 4 груши. Сколько груш всего? (8.)
• Было 8 груш. Съели 3 груши. Сколько груш осталось? (5.)
– Какие монеты нарисованы на втором рисунке? (5 р., 1 р., 2 р., 10 р.)
• В кошельке были монеты: 5 р., 1 р., 2 р. и 10 р. Сколько денег в кошельке? (10 + 5 + 1 + 2 = 18.)
• В кошельке было 18 рублей. Мама потратила 8 рублей. Сколько денег осталось? (18 – 8 = 10.)
Задание 12 (с. 124).
– Сколько деталей мозаики на рисунке?
– Выберите и «сложите» детали мозаики. Прочитайте математическую запись. (9 – 1 = 8.)
III. Фронтальная работа.
Игра «Цепочка».
Дидактическая цель. Ознакомление с нумерацией чисел в пределах 20.
Средства обучения. Круги на магнитах.
Содержание игры. В игре одновременно участвуют 3 ученика. Один размещает справа на магнитном моделеграфе круги в таблицу с двумя разрядами, отделяя звездочками сверху вниз несколько кружков в каждом разряде, второй называет число, которое обозначил первый ученик, третий называет состав числа из десятков и единиц.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.