Методическая разработка по обучению дискуссии учащихся 10-ых классов на основе художественных текстов

 

В связи с вышеизложенным материалом считаем целесообразным в данном разделе настоящей курсовой работы привести комплекс упражнений, направленный на обучение дискуссии учащихся старших классов средней школы. Отметим, что комплекс упражнение разработан на основании текста, приведенного в Приложении А.

Рассказ малой формы Э. Хемингуэя ‘Cat in the Rain’ относится к тематике семьи и семейных отношений. Мы полагаем, что данный текст можно предложить для дискуссии учащимся 10-х классов по окончанию темы “My family”.

Перейдем непосредственно к рассмотрению урока-дискуссии на основе отобранного материала. Как известно, каждая дискуссия обычно проходит три стадии развития: ориентация, оценка, консолидация.

На первой стадии происходит процесс «ориентации» и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, общей атмосфере. Именно таким образом начинает вырабатываться некая установка на решение представленной проблемы. Данную стадию можно назвать подготовкой к дискуссии.

Стадия «оценки» напоминает ситуацию сопоставления информации, различных позиций, генерирования идей. Данная стадия представляет собой непосредственно проведение дискуссии.

На последней стадии консолидации предполагается выработка единых или компромиссных решений, мнений и позиций, т.е. здесь мы можем говорить о подведении итогов дискуссии.

На стадии подготовки к дискуссии мы определим с учащимися тему (предмет) обсуждения, цель, выберем ведущего, распределим роли. Мы полагаем, что выбор темы дискуссии – это одна из наиболее сложных задач, которые стоят перед учебной группой, готовящей дискуссию. В принципе любая тема может быть предметом дискуссии. При выборе темы мы руководствовались следующими критериями:

1) Тема должна быть связана с актуальными проблемами современности (экология, защита мира, национальные взаимоотношения, образование, психология и др.). Что касается отобранной нами темы, она также относится к современным проблемам, т.к. всем известно, что взаимоотношения в семье – задача непростая.

3) Тема должна находиться в сфере компетентности учащихся. Удачно выбранная тема напрямую затрагивает интересы учащихся и является залогом активного обмена мнениями. Т.к. дискуссия является завершающим этапом изучения темы “My family”, она хорошо вписывается в учебный процесс, учащиеся уже имеют определенный опыт обсуждения данной темы, их лексический запас позволяет им относительно свободно высказываться по предложенной проблеме.

На стадии проведения дискуссии учащиеся выступают, осуждают проблему, предлагают свои решения. Для проведения дискуссии мы остановились на форме мозгового штурма. Остановимся на данном этапе более подробно. Учащиеся заранее знали, что им необходимо прочитать предложенный текста дома, т.к. на уроке будет проводиться дискуссия. В начале урока учитель объявляет тему и цель урока: Today we have the lesson - discussion on the topic “Family relations”. We’re going to speak about different attitudes of husbands and wives, about possible family problems and ways how to solve them. Далее учитель предлагает некоторое видение обсуждаемой проблемы: You know that family life isn ’ t that easy at times . Both a husband and a wife must do something for their life. But sometimes there’s so much misunderstanding that it’s almost impossible to do something to improve the situation. You’ve read a short story by Ernest Hemingway “Cat in the rain”. This story illustrates how people living together can misunderstand each other. Now you’ve got 5 minutes to express your own opinion on this problem.

Затем в ходе дискуссии (не более 5 минут) учащиеся предлагают свое понимание данной проблемной ситуации, т.е. происходит генерирование вариантов решения проблемы, описанной в тексте. Предлагая свои способы решения существующей проблемы, учащиеся озвучивают идеи без доказательств. Отметим, что к рассмотрению принимаются все идеи: и реальные, и смешные, и трудновыполнимые. Их фиксация производится либо одним из учащихся, специально для этого назначенным. Каждому из выступающих отводится не более 30 секунд.

Далее происходит поиск аргументов в поддержку предложенных решений. В ходе этого этапа учащиеся делятся на подгруппы (3–5 человек, в зависимости от количества человек в группе по иностранному языку). Происходит жеребьевка ранее выдвинутых вариантов, специально подготовленная учащимся, который записывал недавно выдвинутые идеи. Далее команды должны за 7–10 минут предоставить как можно больше предложений по аргументации доставшейся идеи. Следует отметить, что учащиеся должны будут работать даже с теми вариантами, которые им не нравятся, но достались в ходе жеребьевки.

После того, как учащиеся представят предложения по аргументации, начинается отбор наиболее аргументированных вариантов решений. Для отстаивания своей идеи от каждой подгруппы выбирается по 1 представителю, который должен представить работу подгруппы перед остальными учащимися за 1–2 минуты. По итогам выступлений отбирается половина наиболее удачных вариантов, над которыми и продолжат работу учащиеся.

Далее переходим к этапу, который можно условно назвать критикой отобранных решений. Группа учащихся вновь разбивается на подгруппы (3–5 человек), среди которых вновь происходит жеребьевка оставшихся идей. Задача подгрупп на этот раз также за 7–10 минут высказать наибольшее количество критических замечаний в адрес доставшейся идеи, обнаружить ее слабые стороны. Чем больше недостатков, слабостей, неясностей обнаружит подгруппа в варианте решения проблемы, тем лучше удастся найти решения на более поздних стадиях.

После этого задачей учащихся является отобрать решения, наиболее устойчивые к критике. Этот этап аналогичен тому, на котором представлялись предложения для аргументации. В результате останется только половина идей, критика которых будет наиболее убедительной.

Далее учащиеся начинают продумывать способы реализации отобранных решений. Вновь происходит укрупнение подгрупп, а также осуществляется жеребьевка оставшихся способов решения проблемы, поставленной в начале занятия. Задача каждой из подгрупп – разработка конкретных способов реализации оставшихся предложений, т. е. собственно решения проблемы.

Заключительным этапом стадии проведения дискуссии является обсуждение способов решения проблемы. На данном этапе допускаются как позитивные, так и негативные обсуждения. Ближе к концу этапа мы считаем целесообразным отметить, что нет победителей либо побежденных. Это делается для того, чтобы показать учащимся, что не существует единственно верного способа решения проблемы и что каждый имеет право на собственное мнение.

На стадии подведения итогов задача учителя заключается в том, чтобы подвести итог проделанной работы. Он может отметить способы решения проблемы, которые оказались вне поля зрения учащихся, может предложить план конкретных действий, а также попросить учащихся произвести самоанализ прошедшего занятия и своей работы в нем. При обучении дискуссии на основании художественного текста малой формы целесообразно использовать специальную систему упражнений, создающую условия для теоретических и нетеоретических форм интерпретации. Такая система упражнений обеспечивает формирование умений анализировать поверхностную структуру художественного текста и продуцировать интерпретационное монологическое высказывание, а также способствует совершенствованию иноязычной речи учащихся.

 На начальном этапе обучения дискуссии наиболее эффективным подходом является дедуктивный, который постепенно превращается в индуктивный на следующем этапе обучения. Дедуктивный подход основан на предварительном введении и закреплении теоретического материала. Это, прежде всего, информация о сюжете, композиции, типе повествования, стилистических приемах и изобразительно-выразительных средствах на иллюстрированных примерах аутентичных иностранных текстов, которые должны быть подкреплены достаточным количеством упражнений на каждое явление [15, с. 104].

Для осуществления обучения видам речевой деятельности, для снятия языковых и страноведческих трудностей, а также для постижения содержания произведения и его художественно-образного выражения учащимся могут быть предложены различные типы предтекстовых и послетекетовых заданий. При выполнении предтекстовых заданий учащиеся неоднократно прочитывают текст с использованием разных видов чтения, в результате чего у них формируются умения «гибкого чтения», которые состоят в способности пользоваться в процессе чтения текста разными видами чтения в зависимости от уровня внимания к той или иной части. В процессе выполнения предтекстовых заданий учащиеся знакомятся с произведением, осмысляют его фактическую информацию, выделяют в нем структурные части, воспроизводят каждую часть сначала в максимально сжатом, а затем в подробном виде, проникают в художественную, образную сторону произведения, преодолевают те лексико-грамматические трудности, снятие которых способствует углубленному пониманию идеи автора.

При выполнении послетекстовых заданий учащиеся подробно воспроизводят весь текст, пытаясь сформулировать его основную идею, знакомятся с другими мнениями о произведении или об описанных в нем событиях, выражают собственное мнение о прочитанном, что под руководством преподавателя постепенно переходит в дискуссию.

При обучении иностранным языкам мы вынуждены ограничиться условно-речевыми упражнениями и ситуациями, с помощью которых создается мотивация для иноязычного высказывания. Процесс овладения иностранным языком может стать эффективным, если он приобретет характеристики естественного процесса овладения языком и максимально приблизится по своим основным параметрам к условиям управляемого овладения языком в естественной языковой ситуации [4, c. 12].

 

Таким образом, дискуссия на иностранном языке на основе художественных текстов способствует развитию коммуникативной компетенции, способствует развитию логического мышления, повышает самоконтроль. Ограниченность лексического запаса может также сыграть положительную роль, т.к. учащимся во время дискуссии не надо тратить лишних усилий на поиск синонима или какого-то яркого речевого оборота, у них в распоряжении есть определенный набор языковых средств, которые надо актуализировать в необходимый момент. Понимать друг друга во время дискуссии на иностранном языке учащимся легче, чем на обычных уроках, т.к. они нацелены на общение и, как правило, слушают своих оппонентов, чтобы адекватно реагировать на их высказывания.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания настоящей курсовой работы мы выяснили, что что дискуссия – это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими ее от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. В процессе обсуждения спорной (дискуссионной) проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, учащиеся аргументирует свою позицию. Дискуссия развивает умения логически и критически мыслить, умение организовывать свои мысли; владение устной речью, риторические умения, способность работать в группе, способность сосредотачиваться на сути проблемы, умение держаться на публике.

Также мы заключили, что к дискуссии относятся групповые способы активного социально-психологического обучения. Данные способы основаны на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач.  Дискуссия может быть реализована в виде диалога участников или групп участников, беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или других.

Дискуссии на уроках иностранного языка могут проводится на основании художественных текстов малой формы. При этом обучение дискуссии – это процесс формирования умений правильно понимания темы, текста, создания высказывания с использованием необходимого языкового материала, а также совершенствования речевых умений, развитие аргументационных навыков.

В результате исследования мы заключили, что существуют различные способы проведения дискуссий на уроках иностранного языка, среди которых: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, мозговой штурм и др.

В рамках настоящей курсовой работы мы разработали комплекс упражнений по обучению дискуссии в 10-х классах на основании художественного текста малой формы Э. Хемингуэя “Cat in the Rain”. Выбор текста обосновывается его актуальности по окончанию изучения темы “My family” в 10-м классе. Наш урок имеет четкую структуру: преддискуссионный этап, непосредственно дискуссия и подведение итогов.

Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить виды занятий, сделать их более интересными и запоминающимися. Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее.

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 13.