Дискуссионные умения как объект овладения

Разговор двух или более человек всегда имеет что-то от дискуссии: разногласия, противоречия постоянно присутствуют в нашей жизни. Необходимость находить общий язык, приходить к согласию – обязательное условие существования человеческого общества. Таким образом, можно заключить, что дискуссия – это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива.

Данная технология увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности; повышает эффективность работы учащихся и заинтересованность путем предоставления им возможности проявить компетентность.

В процессе обучения дискуссии учащиеся должны овладеть комплексом коммуникативно-дискуссионных умений, которые мы условно разделили на две группы: коммуникативные и дискуссионные. Коммуникативные умения рассматриваются на уровне речевого действия, т.е продукция (подгруппа А ), и на уровне адекватного восприятия, т.е. рецепция (подгруппа Б), что соответствует пониманию коммуникативных единиц дискуссии. Для овладения умениями подгруппы А учащиеся должны усвоить разнообразные стандартные способы вербализации интенций, типичных для дискуссии. Умения группы Б необходимы для адекватного восприятия и понимания высказываний собеседника, определяя его точки зрения, умения находить сильные и слабые стороны его аргументации и т.д.

Группу дискуссионных умений целесообразно разделить на две подгруппы: поисковые умения, предпологающие самостоятельный поиск аргументов для подтверждения своей точки зрения; логико-композиционные умения, предусматривающие четкое логичное формулирование мыслей, обобщения, аналогии, обоснование причин. [17, с. 6].

Дискуссия как разновидность устной речи возникает тогда, когда сталкиваются точки зрения на одну и ту же проблему, в связи, с чем можно утверждать, что «дискуссионная речь» позволяет формировать специальные дискутивные умения и развития речи в целом при обучении иностранному языку.

И.Г. Морозова полагает, что для активного и плодотворного участия в дискуссиях должны быть соблюдены следующие требования для участников:

- быть компетентным в обсуждаемом вопросе;

- уметь работать с информацией на разных носителях, чтобы оперативно дополнить свои знания недостающей информацией;

- иметь навыки общения в группах, участия в полилогах, т.е. обладать коммуникативными умениями;

- быть толерантным к чужому мнению, не навязывая собственного мнения, стараясь понять позицию партнеров;

- уметь принимать совместные коллективные решения [11, с. 25 – 26].

Отметим, что в дискуссии вырабатывается общее коммуникативное умение отстаивать свои позиции. С.Ф. Шатилов выделил следующие основные специфические дискуссионные умения:

- дать определение явлению, а в плане контраргументации потребовать дефиницию от противника и оспаривать ее правильность;

- привести яркие примеры в целях аргументации или контраргументации и оспаривать значение примеров, приведенных противником;

- оперировать аксиомами и общепринятыми истинами, доказывая неуместность их употребления противником;

- учитывать специфику условий (фактор времени, места, направленности, характера и др.) и опровергать противника со ссылкой на игнорирование этой специфики;

- подтверждать свои высказывания ссылкой на источники, доказывать их достоверность, требовать указания источников противником и оспаривать их достоверность;

- отталкиваться в своих выступлениях от противоречий в выступлении противника;

- предвосхищать невысказанные аргументы противника (умение антиципировать) [7, c. 18; 14, c. 107 – 108].

М.В. Кларин выделяет следующие виды дискуссий:

1) тематическая дискуссия – обсуждаемые вопросы связаны с темой урока;

 2) биографическая дискуссия – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;

 3) интеракционную – когда обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь и теперь», например, в условиях взаимодействия группы [9, с. 84].

Отметим, что особенностью дискуссионного занятия является условность ситуации, что в целом свойственно обучению иностранному языку в отрыве от языковой среды. Учебные цели задают определенные условия, в которых протекает обсуждение и которые неизбежно несут в себе элемент искусственности, поскольку никакие способы и технические средства не дают возможность создать реальную языковую среду.

В учебных условиях возможно погружение в язык только на специально отобранном и методически организованном языковом и речевом материале. Отбор последнего осуществляется с учетом трудностей в усвоении этого материала и важности его для коммуникации, что делает применение дискуссии как способа обучения еще более актуальным.

 Таким образом, при использовании дискуссий в учебной практике средней школы, в частности при формировании иноязычной коммуникативной компетенции, необходимо учитывать специфику данной технологии. Дискуссия на занятиях иностранного языка как процесс учебного курса отличается от дискуссий, проходящих в реальной жизни, например, в политике, в науке, прежде всего своими целями. Здесь не столько важно найти решение какой-то проблемы, а сколько приобрести определенные навыки, применить и закрепить уже имеющиеся знания и умения в ходе обсуждения, то есть дискуссионное занятие выполняет обучающую функцию.

Необходимо отметить, что групповая организация работы учащихся приводит к укреплению межличностных отношений: решение проблемных задач производится, как правило, в группах небольшого и среднего размера. В ходе дискуссии они учатся взаимодействовать друг с другом, находить точки соприкосновения, приходить к согласию по каким-то вопросам, вырабатывать общую стратегию и тактику, иногда уступать и идти на компромисс. Исключительно важным умением, формирующимся на занятии-дискуссии иностранного языка, является умение слушать своего оппонента, и понимать. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, существенный элемент культуры дискуссии [12, с. 197].

Процесс овладения иностранным языком будет эффективным, если он приобретет характеристики естественного процесса овладения языком и максимально приблизится по своим основным параметрам к условиям управляемого овладения языком в естественной языковой ситуации [13, с. 105]

Обратим внимание на некоторые преимущества использования дискуссии как технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции по сравнению с дискуссией на родном языке в плане развития коммуникативной компетенции: само изучение иностранного языка дисциплинирует, организует, способствует развитию логического мышления, повышает самоконтроль. Дискуссия на любом языке является универсальным средством обучения межличностному общению.

Таким образом, дискуссия не только позволяет воспитывать речевую культуру, но и побуждает учащихся старших классов к поиску самостоятельного решения обсуждаемых проблем, что, в свою очередь, является движущей силой к познавательной деятельности. Применение данной технологии при обучении иностранному языку формирует у учащихся культуру творческого мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых.

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 10.