Психологические и методические предпосылки обучения дискуссии на иностранном языке

В эпоху глобализации, наряду с профессиональными знаниями, навыками и умениями, ценятся коммуникативные умения, необходимые для межличностного и межкультурного сотрудничества как внутри своей страны, так и на международном уровне [2, c. 11]. Именно поэтому формирование коммуникативной компетенции, то есть способности к межкультурному взаимодействию, невозможно без знания иностранных языков. Признание важности овладения иностранным языком можно рассматривать как следствие интернационализации всех сфер жизни нашего общества, его вхождения в мировое сообщество.

В настоящее время знание иностранных языков – необходимое условие профессионализма, позволяющее работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также общаться с коллегами по профессии из разных стран. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы.

Дискуссия в общепринятом смысле (от латинского discussio – рассмотрение, исследование) – это обсуждение какого-либо вопроса группой людей. Е.Н. Зарецкая под дискуссией понимает «обсуждение спорного вопроса, основанное на искусстве рассуждать и излагать свои мысли соответственно законам разума, а также форма научного общения и получения нового знания» [8, с. 120]. Дискуссию можно рассматривать как способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Она представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения.

По мнению Л.Г. Кларка, «процесс обучение дискуссии на иностранном языке может стать более эффективным при помощи проблематизации учебного процесса» [17, c. 108]. Проблемное обучение может трактоваться как принцип обучения и как новый тип учебного процесса, как способ обучения и как новая дидактическая система. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению [17, c. 110].

Отметим, что проблемность как приоритетное направление личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку может реализоваться на всех уровнях организации учебного материала и самого учебного процесса. Проблемная подача материала способствует повышению эффективности процесса обучения, поскольку это стимулирует мыслительную деятельность, самостоятельный поиск информации и стремление к анализу и обобщениям, что обычно происходит при реальном общении на иностранном языке [5, с. 4].

М.И. Махмутов отмечает, что «принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления» [10, с. 246]. Суть активизации учебной деятельности посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных задач и выполнению репродуктивных заданий. Она состоит в активизации мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделировании умственных процессов, адекватных подлинному творчеству. При этом вырабатываются навыки поискового, исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем [10, с. 247 – 248].

 Дискуссия как одна из форм проблемного обучения находит все большее применение на занятиях по иностранному языку на современном этапе, главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся старших классов из разных областей при решении какой-то проблемы, дает возможность применить языковые знания и навыки на практике, генерируя при этом новые идеи. Обучение иностранному языку в целом, включающее в себя самые разные виды речевой и мыслительной деятельности, способствует формированию способности ясно мыслить, критически воспринимать информацию, выделять в ней главную мысль и находить средства и аргументы для ее подтверждения и обоснования, а следовательно, облегчает понимание любого теоретического материала.

Сознательное освоение учащимися соответствующего дидактического материала, излагаемого преподавателем, предполагает владение навыками аргументационного восприятия речи. Кроме того, освоение норм рационального речевого общения, правил ведения дискуссий формирует ответственное отношение к речи, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в любой области деятельности [18, c. 18].

Анализ литературы показывает, что дискуссия может вестись с различной остротой противоборства. Это могут быть диспут, дебаты, полемика, спор. В любом случае для ведения дискуссии как минимум необходимо иметь две различных точки зрения, два различных подхода к решению соответствующего вопроса или проблемы. Хотя реально их, как правило, бывает значительно больше. По существу каждый из участников дискуссии часто имеет свою точку зрения, свой взгляд на решение проблемы.

Дискуссия нередко отождествляется со спором и с полемикой. Однако, в отличие от конфликтности и борьбы мнений, свойственных спору и полемике, дискуссия характеризуется своей целенаправленностью и стремлением к компромиссу.

Многие авторы рассматривают дискуссию как деятельность, которая, в отличие от спора, не разъединяет, а соединяет. Если в споре акцент смещен в сторону разногласий и несовпадения мнений, то в дискуссии мнения сопоставляются и высказываются с целью поиска и выявления истины. Этот принцип положительной направленности дискуссии на положительный результат и отличает ее от спора [3, с. 7; 6, с. 87].

Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по прояснению истинности или ложности каждого тезиса, ее средствами служат не мнения сторон, а обоснованные позиции.

Известно, что обучение иностранным языкам в школе должно быть построено таким образом, чтобы теоретические знания приобретались учащимися не ради самих знаний, а служили бы только вспомогательным средством, способствующим наиболее быстрому и прочному овладению иностранным языком. При овладении иностранным языком речевые навыки и умения вырабатываются и развиваются только тогда, когда находятся в условиях речевой практики. Эти навыки могут быть усвоены учащимися гораздо быстрее и эффективнее только под влиянием иноязычной речевой практики. Такую практику можно осуществить с помощью применения  дискуссии на уроке.

Часто дискуссию рассматривают как способ, который способен активизировать процесс обучения. Во время учебного процесса необходимо развивать у учащихся способности к общению, чему и способствует технология дискуссии. Учащиеся должны не только владеть иностранным языком как средством общения, но и уметь мыслить на нем. А.Н. Щукин называет речь не процессом общения, а «способом оформления мысли в данном процессе» [16, с. 98], а процессом общения является речевая деятельность.

В процессе общения на языке учащимся необходимо не просто обмениваться информацией, которая направлена на достижение какой-либо цели, а активно взаимодействовать друг с другом. Такое взаимодействие может осуществляться в процессе проведения дискуссии. При этом язык является средством, с помощью которого и осуществляется это взаимодействие. Для дискуссии свойственны эмоциональность и экспрессивность речи, которые проявляются в образности, широком использовании невербальных средств, разговорных формул и различных клише.

Таким образом, обучение дискуссии на иностранном языке на старшем этапе средней школы играет важную роль. Дискуссия способствует проявлению личностных качеств учащихся, активизирует эмоциональную сферу учащихся, что также играет важную роль при обучении иностранному языку.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 19.