ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИСКУССИИ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ МАЛОЙ ФОРМЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Комплекс упражнений для обучения дискуссии учащихся старших классов

 

Теоретические положения, представленные в предыдущей главе, легли в основу разработанных нами комплекса упражнений для обучения дискуссии учащихся старших классов. Следует отметить, что обучение дискуссии должно происходить на основе отлично усвоенного грамматического и лексического материала, должно происходить постепенно, начиная с обсуждения прочитанного мини-текста либо отрывка из статьи и постепенно подходя к обсуждению той или иной предложенной проблемы. Согласно анализу психолингвистических и коммуникативных особенностей учебной дискуссии, она предполагает использование монологической и диалогической, контекстной и ситуативной подготовленной и неподготовленной речи, а также воспроизведение и восприятие речи на слух. Выявлено четыре функциональных типа диалогов, характерных для дискуссии: 1) диалог-обмен информацией с элементами: а) монолога-рассказа; б) монолога-сообщения; 2) диалог-обмен впечатлениями с элементами:  а) монолога-рассказа; б) монолога-повествования; 3) диалог-обмен мнениями с элементами:  а) монолога-описания; б) монолога-рассуждения; 4) диалог-обсуждение с элементами:  а) монолога-размышления; б) монолога-убеждения. Группу дискуссионных умений целесообразно разделить на две подгруппы: поисковые умения, предпологающие самостоятельный поиск аргументов для подтверждения своей точки зрения; логико-композиционные умения, предусматривающие четкое логичное формулирование мыслей, обобщения, аналогии, обоснование причин.

В основу методики обучения дискуссии положен коммуникативно-проблемный подход, который ориентируется на активизацию речемыслительной деятельности учащихся, стимулирование их интеллектуальной активности и формирование речевых автоматизмов.

Разработанная методика обучения дискуссии на материале художественного текста предполагает деление всей работы на самотоятельную внеаудиторную (домашнюю) и аудиторную. Аудиторная работа над художественным текстом включает два этапа, традиционно названные текстовым (этап тренировки в общении) и послетекстовым (этап практики в общении), каждый из которых преследует конкретные цели, содержит определенные задания, имеет свои особенности как в содержательном, так и организационном плане.

Приведем примеры отдельных упражнений для каждого этапа обучения.

Текстовый этап

Пример 1

Цель: развитие умений: а) реагировать на данное утверждение, выражая удивление, уверенность, неуверенность; б)  находить в тексте необходимую информацию для аргументирования своей точки зрения.

Agree or disagree to the following statements and add an argument or counterargument to support your view-point ( Express your negative or positive attitude to the following).

Пример 2

Цель: развитие умений: а) отбирать и группировать характеристики персонажей с опорой на текст; б) обосновывать свой выбор, подтверждая его отобранными характеристиками.

Let’s compare the heroes from the text and account for their behavior and their attitude to their way of life making use of the text vocabulary.

Пример 3

Цель: развитие умений создавать монологические высказывания сверхфразового уровня (монолог-рассказ).

Bring out the vocabulary the author used to characterize the main personages and build up the picture of their way of life. Make use of the previous tasks and talk about it if you were: a) a heroe 1; б) a heroe 2.

Пример 4

Цель: развитие умений находить в тексте необходимые аргументы для подтверждения выдвинутых утверждений.

Work in pairs. Express your point of view on the statements giving an argument or two to explain what you mean. Let your partner respond with one or two arguments supporting your view-point or opposing it. Try to express certainty / uncertainty, agreement/disagreement, objection, surprise, etc. Pay particular attention to the intonation.

Послетекстовый этап

Пример1

Цель: развитие умений  выражать точку зрения, учитывая сказанное другими собеседниками.

Let’s discuss the following point. Try to provide an argument or two to explain what you mean. Let you partner respond with other arguments or counterarguments supporting your point of view or opposing it. Avoid repetition: take into consideration that the previous speakers have already said. Be ready to sum up what has been said. Give a remark for your partners to respond to in any logical way. Let your partner give his/her response expressing agreement/disagreement, certainty/uncertainty, objection, astonishment, indignation.

Пример 2.

Цель: развитие умений продуцировать собственные высказывания сверхфразового уровня.

Exchange a few ideas with your partners concerning any of the following questions. Give a cue of several sentences. Be ready to join in the conversation of your groupmates’ discussion one of the given problems, expressing agreement/disagreement, certainty/uncertainty. See if you can use any of the phrases from the previous task. You may begin you response with “But…”; “Besides…”; “And”; “However…”, “As you see…”, “Therefore …” etc.

1) Do you like the story? Why or why not?

2) Can the situation presented in this story be taken from real life?

3) Which episodes, in your opinion, can be treated as the key episodes illustrating the author’s intention? Explain, prove it, and provide examples.

Пример 3.

Цель: развитие умений продуцировать собственные высказывания текcтового уровня (учитывая сказанное другими собеcедниками).

Work in groups. Divide into opposite groups. Try your hand at taking part in the debates, using the ideas given below. You have to work out and think over all possible arguments in favour of your motion, including defenses against points that might be brought up by the opposition. Each group has to present its short presentation in turn. At the end of each talk questions may be asked, and the further ideas put forward.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 365.