Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Непрерывная «кинолента» внутреннего видения. Фантазия как рождение новых идей и образов. Прогнозирование возможного события. Моделирование сюжета.
Тип упражнений
Фантастическое существо
Участникам предлагается превратиться в фантастическое существо по ассоциации с незнакомым словом. Например, «маняпа», «барабуда», «карапулька» и т.д. Найти пластический образ персонажа, представиться, рассказать о нем как можно подробнее: где живет, что любит, чего боится и т.д.
Образная память
Ведущий предлагает какой-либо учебный текст и предлагает выделить в нем главное. Участники делятся на две команды. Каждая команда пробует представить текст в виде застывшей немой сцены. Основой содержания сцены может быть событие или абстрактно выраженная мысль текста.
Бег ассоциаций
Участник, сидящий с краю произносит вслух два случайных слова, например: "шкаф" и "кошка". Следующий по часовой стрелке участник, вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Например: "в закрытом шкафу спала кошка". Затем второй участник называет свое слово, например, слово "банан". Третий участник связывает второе слово с третьим какой-то фразой, например: "так как это была африканская кошка, она очень любила бананы»- и задает свое слово. Так игра идет по кругу.
Тема 6. Взаимодействие
Способность видеть и слышать партнера как основа взаимодействия. Чувство эмпатии как способность «находиться» в пространстве партнера. «Пристройка» к партнеру. Чувственный контакт. Эмоциональный контакт.
Тип упражнений
Чувствование
Участники стоят в круге с закрытыми глазами. Затем каждый берет правой рукой руку соседа. Левую руку возьмет сосед слева. Необходимо сосредоточиться и, не открывая глаз, сконцентрировать внимание на ладони соседа справа. Какие чувства вызывает прикосновение к руке партнера? Что можно сказать о его состоянии? Насколько Ваши наблюдения совпадают с реальным психологическим состоянием партнера.
Скульптурная композиция
Один из участников выходит в центр комнаты и застывает в какой-либо выразительной скульптурной позе. Остальные участники внимательно изучают скульптуру. По желанию любой может выйти и пристроиться к ней. Важно, чтобы пристройка была оправдана. Затем пристраивается другой желающий. Важно не торопиться, внимательно следить за изменениями, которые происходят в скульптурной композиции, в ее настроении и почувствовать тот момент, когда скульптурная композиция обретает законченность и не требует дальнейших дополнений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Название темы
Кол-во час.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Дом, 1996.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.
3. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
4. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. - М.: Знание, 1981.
5. Букатов В.М. Педагогические таинства игр: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1997.
6. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем - М.: Эйдос, 1994.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
9. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб: Союз, 1997.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.
11. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика - Пресс, 1993.
12. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.- М.: Психологическая наука в СССР, 1969. Т. 1.
13. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. - М.- Л.: Искусство, 1967.
14. Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1996.
15. Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития. Возрастная и педагогическая психология. - Пермь, 1974.
16. Дети. Театр. Образование: Тезисы докладов международной научно- практической конференции. - Екатеринбург, 1996.
17. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). - М. -Воронеж, 1995.
18. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. - М.: Прогресс, 1993.
19. Ильев В.А. Когда урок волнует: Учебное пособие.- Пермь, 2004.
20. Кнебель М. Поэзия педагогики. - М., 1976.
21. Корогодский З.Я. Начало. - СПб, 1996.
22. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.
24. Матюгин И.О. Зрительная память. - М.: Эйдос, 1992 .
25. Матюгин И.О. Тактильная память.- М.: Эйдос, 1991.
26. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1987.
27. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в творчество. //Искусство в школе. - 1994. - № 2 .
28. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. - М., 1969.
29. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
31. Основы педагогического мастерства/ под ред. И.А.Зязюна. - М.: Просвещение, 1989.
32. Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 1985.
33. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционнные программы. - М., 1993.
34. Самоукина И.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.- Дубна, 1997.
35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
36. Смирнов В. А. Философия. Образование. Культура. - Новосибирск, 1990.
37. Смирнов В.А. Мастерская педагога-гуманитария. - Новосибирск, 1995.
38. Спиваковская А.Г. Игра - это серьезно. - М., 1984.
39. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика. - М., 1994.
40. Уроки театра на уроках в школе (Театральное обучение школьников 1-11 классов): Программы, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова.- М., 1990.
41. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
42. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания для детей средствами театра. - М.: ВЦХТ, 1998. //Я вхожу в мир искусств. 1998. № 3.
43. Шмаков С., Безбородова О. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М., 1993.
44. Эльконин Д.Б. Психология детской игры. - М.: Педагогика, 1978.
45. Юстус И.В. Мир глазами театра: Программа, методические рекомендации (1-11 кл.). - Ульяновск, 1997.
46. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.
47. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1997.
48. Children. Theater. Education // Yournal of Russian East European Psycology.- 1997.- may - june.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Басина Наталья Энгелевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Должность: педагог-режиссер,
Крайзель Евгений Зейликович
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Должность: педагог-режиссер
ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И РЕЖИССУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Образовательная программа – Модуль 1
ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И РЕЖИССУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дата: 2018-12-28, просмотров: 296.