Тема 5. Фантазия и воображение. Ассоциативное мышление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Непрерывная «кинолента» внутреннего видения. Фантазия как рождение новых идей и образов. Прогнозирование возможного события. Моделирование сюжета.

 

Тип упражнений

 

Фантастическое существо

Участникам предлагается превратиться в фантастическое существо по ассоциации с незнакомым словом. Например, «маняпа», «барабуда», «карапулька» и т.д. Найти пластический образ персонажа, представиться, рассказать о нем как можно подробнее: где живет, что любит, чего боится и т.д. 

Образная память

Ведущий предлагает какой-либо учебный текст и предлагает выделить в нем главное. Участники делятся на две команды. Каждая команда пробует представить текст в виде застывшей немой сцены. Основой содержания сцены может быть событие или абстрактно выраженная мысль текста.

 

Бег ассоциаций

Участник, сидящий с краю произносит вслух два случайных слова, например: "шкаф" и "кошка". Следующий по часовой стрелке участник, вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Например: "в закрытом шкафу спала кошка". Затем второй участник называет свое слово, например, слово "банан". Третий участник связывает второе слово с третьим какой-то фразой, например: "так как это была африканская кошка, она очень любила бананы»- и задает свое слово. Так игра идет по кругу.

Тема 6. Взаимодействие

Способность видеть и слышать партнера как основа взаимодействия. Чувство эмпатии как способность «находиться» в пространстве партнера. «Пристройка» к партнеру. Чувственный контакт. Эмоциональный контакт.

 

Тип упражнений

Чувствование

Участники стоят в круге с закрытыми глазами. Затем каждый берет правой рукой руку соседа. Левую руку возьмет сосед слева. Необходимо сосредоточиться и, не открывая глаз, сконцентрировать внимание на ладони соседа справа. Какие чувства вызывает прикосновение к руке партнера? Что можно сказать о его состоянии? Насколько Ваши наблюдения совпадают с реальным психологическим состоянием партнера.

Скульптурная композиция

Один из участников выходит в центр комнаты и застывает в какой-либо выразительной скульптурной позе. Остальные участники внимательно изучают скульптуру. По желанию любой может выйти и пристроиться к ней. Важно, чтобы пристройка была оправдана. Затем пристраивается другой желающий. Важно не торопиться, внимательно следить за изменениями, которые происходят в скульптурной композиции, в ее настроении и почувствовать тот момент, когда скульптурная композиция обретает законченность и не требует дальнейших дополнений.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Кол-во час.

Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 1. Навыки саморегуляции 1.1.Контроль мышечного напряжения и расслабления. 1.2.Управление мышечным напряжением и расслаблением 3 1 1 1 2.  Внимание 2.1.Концентрация внимания 2.2. Тренинг направленного сосредоточенного и рассредоточенного многопланового внимания 3 1 2 1 3.  Ритм. Пространство 3.1.Пространственное видение. 3.2. Атмосфера пространства 3.3. Темпо-ритм. Ритм и эмоциональное состояние 3.4.Композиция 4 5 6 2 4.  Гимнастика чувств 4.1.Тренинг восприятия органами чувств 4.2.Тренинг механизмов переключения восприятия различными органами чувств 3 2 3 2 5. Фантазия и воображение 5.1.Воображение как внутреннее видение 5.2.Тренинг ассоциативного мышления 5.3.Моделирование сюжета     7 5 6 6 6.  Взаимодействие 6.1.Эмпатия 6.2.«Пристройка» к партнеру 6.3.Многоплановое взаимодействие 13 4 6 6 Всего: 32 18 24 18

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Дом, 1996.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.

3. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.

4. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. - М.: Знание, 1981.

5. Букатов В.М. Педагогические таинства игр: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1997.

6. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем - М.: Эйдос, 1994.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. - 1966. - № 6.

9. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб: Союз, 1997.

10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.

11. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика - Пресс, 1993.

12. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.- М.: Психологическая наука в СССР, 1969. Т. 1.

13. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. - М.- Л.: Искусство, 1967.

14. Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1996.

15. Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития. Возрастная и педагогическая психология. - Пермь, 1974.

16. Дети. Театр. Образование: Тезисы докладов международной научно- практической конференции. - Екатеринбург, 1996.

17. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). - М. -Воронеж, 1995.

18. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. - М.: Прогресс, 1993.

19. Ильев В.А. Когда урок волнует: Учебное пособие.- Пермь, 2004.

20. Кнебель М. Поэзия педагогики. - М., 1976.

21. Корогодский З.Я. Начало. - СПб, 1996.

22. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.

24. Матюгин И.О. Зрительная память. - М.: Эйдос, 1992 .

25. Матюгин И.О. Тактильная память.- М.: Эйдос, 1991.

26. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1987.

27. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в творчество. //Искусство в школе. - 1994. - № 2 .

28. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. - М., 1969.

29. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972

30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

31. Основы педагогического мастерства/ под ред. И.А.Зязюна. - М.: Просвещение, 1989.

32. Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 1985.

33. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционнные программы. - М., 1993.

34. Самоукина И.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.- Дубна, 1997.

35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

36. Смирнов В. А. Философия. Образование. Культура. - Новосибирск, 1990.

37. Смирнов В.А. Мастерская педагога-гуманитария. - Новосибирск, 1995.

38. Спиваковская А.Г. Игра - это серьезно. - М., 1984.

39. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика. - М., 1994.

40. Уроки театра на уроках в школе (Театральное обучение школьников 1-11 классов): Программы, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова.- М., 1990.

41. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.

42. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания для детей средствами театра. - М.: ВЦХТ, 1998. //Я вхожу в мир искусств. 1998. № 3.

43. Шмаков С., Безбородова О. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М., 1993.

44. Эльконин Д.Б. Психология детской игры. - М.: Педагогика, 1978.

45. Юстус И.В. Мир глазами театра: Программа, методические рекомендации (1-11 кл.). - Ульяновск, 1997.

46. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.

47. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1997.

48. Children. Theater. Education // Yournal of Russian East European Psycology.- 1997.- may - june.




СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 

Басина Наталья Энгелевна

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".

Должность: педагог-режиссер,

Крайзель Евгений Зейликович

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".

Должность: педагог-режиссер

 

 

ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И РЕЖИССУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 

Образовательная программа – Модуль 1

 

 

 

ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И РЕЖИССУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дата: 2018-12-28, просмотров: 296.