Издательство АМБ, 2005.- 160с
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образовательная программа знакомит учителей и руководителей образования с основами театральной педагогики, с обучением технологии проведения урока, основанной на ее принципах; направлена на формирование навыков проектировочной деятельности педагога.

                                                                             УДК 37.036

                                                                              ББК 74.202 т

          ã Басина Н.Э., 2005

                                                                                                                  ã Крайзель .З.,2005

                                                                                                                                       ã Санина Н.Н., 2005

                                                                                                                                       ã Сулимова Н.П., 2005

ã Суслова О.А., 2005

ã Танаева Е.Н., 2005

© Храмцова Е.Э., 2005

                                                                                                                   © Общ. ред. Н.П. Сулимовой

                                                                                                                                        © Гимназия №205 «Театр»
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность и основные положения проблемы

Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет не только о новых профессиональных приемах преподавания, но, в первую очередь, о глубинных сущностных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика или, шире, Взрослого и Ребенка.

Такая ситуация характеризуется рядом противоречий:

· между новыми ценностно-целевыми ориентирами в образовании, направленными на партнерство (диалог) взрослого и ребенка, и существующим монологическим типом взаимодействия “Учитель - Ученик” в традиционной системе образования;

· между возрастанием внутренней свободы ребенка и психологическим, профессиональным самочувствием педагога, его ролевой негибкостью;

· между темпами изменения социальных условий современной жизни и отсутствием новых образовательных технологий, способствующих подготовке ребенка к адаптации в быстро меняющемся мире;

· между желанием педагога по-новому строить процесс обучения и его неумением сформировать мотивацию ребенка к познавательной деятельности в современных условиях;

· между индивидуальной потребностью педагога осуществлять свою профессиональную деятельность в новом образовательном пространстве и сохранившемся традиционном укладе образовательных учреждений.

Таким образом, можно выделить 3 взаимообусловленные проблемы:

1. Характер взаимодействия субъектов системы образования не соответствует характеру индивидуализации социально-психологических отношений в современном обществе. До настоящего времени для традиционной школы характерен монологизированный тип взаимодействия между взрослым и ребенком. Ребенок может высказываться лишь в рамках жестко регламентированного времени. Его высказывание не свободно. Оно осознается ребенком как угодное или неугодное педагогу. Диалогизация же педагогического взаимодействия предполагает прежде всего принятие ситуации равноправных позиций взрослого и ребенка, позиций со-участия, со-трудничества, со-бытия.Проблема мотивации к учебной деятельности сегодня является одной из центральных проблем и напрямую связана с проблемой индивидуализации образования. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

· мне интересно то, чему меня учат;

· мне интересен тот, кто меня учит;

· мне интересно как меня учат.  

Кроме этого есть еще один существенный факт, которому мало придавали значения. Учитель, являясь представителем взрослого сообщества, находится и общается с ребенком порой больше времени, чем родители. Это, безусловно, оказывает огромное влияние на формирование отношения ребенка к миру взрослых, на его приятие или отторжение. 

3. В существующей системе профессиональной подготовки учителей недостаточно уделяется внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Роль педагога сегодня значительно возрастает. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание культуры, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно. Однако к этой новой роли он не готов и не будет готов, если не изменится система его профессиональной подготовки, поскольку одной теорией и декларированием идей гуманизации не обойтись.

Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс и характер взаимодействия с ребенком до сих пор остаются для педагога “terra incognita”.

· Как строить отношения с детьми: я - один, их - тридцать?

· Как держать внимание тридцати?

· Как построить процесс урока с учетом психологического восприятия каждого ребенка?

· Как сделать, чтобы конкретный учебный предмет был им интересен?

· Как найти баланс между “хочу” и “надо”?

· Как играть с ребенком?

· Как управлять собой?

· Как мобилизовать и развить свой творческий потенциал?


ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Здесь особое место занимает театральная педагогика. Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:

· вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;

· профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность – специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссер в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актеров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссер также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

В последнее время проблема использования методов театральной педагогики становится актуальной для теории и практики образования. Она рассматривалась на научно-практических конференциях: Всесоюзной научно-практической конференции “Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя” (1991 г.), проходившей на базе Полтавского государственного педагогического института при участии Государственного комитета по народному образованию, Министерства культуры СССР, НИИ художественного воспитания АПН СССР и Международной конференции "Дети. Театр. Образование" (1996 г.), проходившая в г. Екатеринбурге на базе Гуманитарного центра “Театр” при поддержке Министерства образования РФ, Департамента образования Правительства Свердловской области, Управления культуры, Управления образования г. Екатеринбурга.

Ведущие педагогические и научно-исследовательские институты представили интереснейшие материалы, касающиеся теории и практики использования принципов театра в образовании,* были продемонстрированы различные формы и принципы использования театральной педагогики в работе с детьми разного возраста. Материалы показали, как меняется тип взаимодействия взрослого и ребенка (игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения); учебный предмет превращается в увлекательные “предлагаемые обстоятельства”; для ребенка становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала.

На последней конференции был сформулирован запрос на создание образовательной программы для педагогов дошкольного, школьного и вузовского образования. С 1996 года конференции "Дети. Театр. Образование" регулярно проводятся в разных городах России, преимущественно ее Европейской части. Однако пока доминирующей темой конференций является "Школьный театр".

Программа «Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды», разработанная авторским коллективом Гуманитарного центра «Театр» адресована учителю.

Методологические основания программы базируются на таких сущностных аспектах театра, как:

· игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;

· ролевая игра;

· игры с предметом;

· модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией;

· модель развертывания процесса от замысла до реализации;

· взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;

· рассмотрение замысла с разных сторон - из разных языковых пространств (применительно к театру - это литература, музыка, архитектура, живопись, хореография. Применительно к школе - это принцип изучения одного явления сквозь призму различных учебных предметов).

· актуализация незнакомого;

· воздействие на чувства зрителя и вовлечение его в процесс игры.

Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких “предлагаемых обстоятельств” может выступать и пространство учебного предмета, пространство темы занятия, пространство текста. Каждая из трех областей культуры - наука, искусство, реальная жизнь - это те же “предлагаемые обстоятельства”. Задача педагога - помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

Цель программы - профессиональное развитие учителя в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе.

 

Задачи программы

Развитие творческого потенциала учителя на основе овладения элементами творческого самочувствия и технологии эффективного взаимодействия.

Формирование навыков создания содержательной творческой образовательной среды урока на основе принципов театральной педагогики (режиссура урока, способы создания творческой атмосферы).

Развитие навыков профессиональной деятельности в режиме межпредметной интеграции на основе синтетической природы театра (взаимовлияние и взаимодействие различных образовательных областей, основного и дополнительного образования как средство актуализации и расширения знания).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.