Регионального стандарта
В структуре Базисного учебного плана Свердловской области выделяются: базовая (инвариантная) и вариативная (модульная) части.
Базовая (инвариантная) часть состоит из федерального компонента и базовой (инвариантной) части национально-регионального компонента.
275 10' |
Вариативная (модульная) часть состоит из вариативной (модульной) части национально-регионального компонента и школьного компонента.
Базовая часть реализуется через обязательные предметы, вариативная часть — через предметы по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия.
Наряду с функциями стандарта образования, выделенными в федеральном Базисном плане (критериально-оценочная, функция обеспечения прав учащихся на полноценное образование, функция сохранения единства образовательного пространства страны, функция гуманизации Образования, функция управления, функция повышения качества образования), региональный Базисный учебный план среднего (полного) образования Свердловской области выполняет следующие функции:
- валеологическую . Нормы нагрузки, вариативность видов занятий, оптимальный технологический режим образовательного процесса, заложенные в Базисном плане, позволяют осуществить процесс образования в соответствии с валеологическими критериями и нормами;
- развития содержания образования , образовательного пространства субрегионов и региона на основе выделения, развития и удовлетворения потребностей жителей Свердловской области.
4. Порядок и условия реализации Базисного учебного плана Свердловской области в образовательных учреждениях
4.1. Базисный учебный план общего среднего (полного) образования Свердловской области является нормативной основой для разработки Учебных планов образовательных учреждений.
4.2. Базовая часть учебного плана в ее федеральной составляющей является обязательной к исполнению во всех субрегионах и образованных учреждениях. За образовательными учреждениями сохраняется пРаво выбора вариантов федеральных программ учебных дисциплин базовой части и учебно-методического обеспечения.
4.3. Базовая часть в ее национально-региональной составляющей таКже носит обязательный характер, но предполагает варианты реализации, определяемые региональным стандартом, выбором учащимися, Р°Цителями, образовательными учреждениями вариантов региональных пРограмм учебных дисциплин и учебно-методического обеспечения.
4.4. Вариативная (модульная) часть Базисного учебного плана Свер
дловской области носит обязательный характер в плане нормативов
Учобной нагрузки и общей структуры вариативной части (обязательные
пРедметы по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые за
нятия). Содержательное наполнение вариативной части Базисного учеб
но плана, набор учебных дисциплин формируется на основе выбора
УчЭщихся, родителей, образовательного учреждения.
Перечень учебных дисциплин вариативной части, предлагаемый Банным учебным планом Свердловской области, носит рекомендатель-НЬ|й характер.
Образовательное учреждение имеет право вносить свои учебные Дисциплины в вариативную (модульную) часть Базисного учебного пла-на> заменяя предложенные в Плане, при условии их соответствия кон-
276
цепции формирования национально-регионального компонента содержания образования Свердловской области, региональным образовательным потребностям и при условии сертификации программ в Департаменте образования.
4.5. За образовательным учреждением сохраняется право определения объема, реализации базовой (инвариантной) части национально-регионального компонента: от минимального количества часов до максимума, определяемых региональным стандартом.
4.6 На о»снове Базисного учебного плана Свердловской области разрабатываются варианты учебных планов образовательных учреждений с учетом их т~ипа, направленности и специфики региональных условий.
4.7. При составлении учебных планов образовательные учреждения, прежде все=го, вносят в них инвариантную часть Базисного учебного плана Свер,дловской области, затем определяют наполнение часов вариативной ■насти. Вариативная часть дает возможность сформировать собственный учебный план, в соответствии с образовательными потребностями и местными возможностями, учетом образовательного потенциала и особенностей области, района, города, села, поселка.
4.8. Субрегиональный компонент Базисного учебного плана, разрабатываемый в территориях и округах, может включаться только в вариативную (модульную) часть Плана и носит всецело рекомендательный характер. Отражение в содержании образования особенностей субрегионального уровня является правом и обязанностью, сферой самостоятельного са доопределения и творчества коллективов образовательных учреждений..
4.9. Уро»вень и характер реализации Базисного учебного плана Свердловской области в учебных планах образовательных учреждений определяет лицо образовательного учреждения, уровень, объем и качество разв-ития образовательных потребностей и предоставляемых образовательных услуг и является основой для дифференциации типов образовател ьных учреждений, определения их категорийности.
4.10. В соответствии с Концепцией развития образования Свердловской области и в целях развития содержания регионального образования, его вариативности, достижения соответствия региональным потребностям образовательным учреждениям среднего (полного) общего образования, имеющим статус экспериментальных площадок, а также образовательными учреждениям, аттестованным как учреждения первой и высшей катеэгорий, дается право самостоятельного формирования национально-регионального учебного плана при условии его научной экспертизы в Институте развития регионального образования и при наличии сертифицированных образовательных программ.
4.11. Реэализация Базисного учебного плана должна осуществляться на основе поиска оптимального для конкретного образовательного учреждения теэхнологического режима организации образовательного процесса, что пвредполагает:
а) введе: ние новых образовательных технологий, направленных на развитие ли^нности, способствующих самоопределению;
277
б) гуманную направленность режима работы, соответствие форм организации образовательного процесса ОУ целям и задачам Базисного учебного плана (создание условий для реального выбора и самоопределения учащихся).
Особое внимание в реализации Базисного учебного плана следует обратить на его валеологическую функцию. В связи с этим работа общеобразовательных школ по 5-дневной неделе не должна носить массовый характер. Переход образовательного учреждения на 5-дневную неделю допустим только с разрешения МОУО. 5-дневный режим обучения может также предоставляться учащимся в индивидуальном порядке на основании заключения договора между образовательным учреждением и родителями, под ответственность последних.
4.12. Научно-методическое обеспечение национально-регионального
компонента Базисного учебного плана.
Подробные методические указания (8 брошюр) по тематическому наполнению, выбору технологий обучения, региональной специфике в каждой образовательной области Базисного учебного плана Свердловской области, методические указания для руководителей системы образования по реализации Базисного учебного плана Свердловской области будут разосланы в каждое образовательное учреждение, реализующее Базисный региональный учебный план до начала 1995/96 учебного года.
Решением коллегии Департамента образования утвержден к изданию список-комплект учебно-методической литературы для обеспечения инвариантной части регионального компонента Базисного учебного плана.
4.13. Региональный Базисный учебный план финансируется полнос
тью во всех типах образовательных учреждений по максимальной
учебной нагрузке, установленной для данного класса. При этом учеб
ные дисциплины вариативной части финансируются независимо от ко
личества учащихся, обучающихся по данной учебной дисциплине, но в
пределах количества часов, установленного Базисным планом для дан
ного класса.
При проведении занятий по иностранному языку (1-11 классы), физической культуре (10-11 классы), основам информатики и вычислительной техники, физики, химии и биологии, по дисциплинам вычислительной техники, физики, химии и биологии, по дисциплинам образовательной области «Технология» (во время проведения практических занятий) допускается деление классов на 2 группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости класса 25 человек и более, в сельских — 20 человек и более.
При наличии вакансий по учебным дисциплинам инвариантной части допускается в исключительных случаях по решению и на сроки, определенные МОУО, использование данных часов на преподавание других учебных дисциплин инвариантной и вариативной частей Базисного учебного плана Свердловской области. Часы вариативной части регионального Базисного учебного плана, всецело используемые по усмотрению образовательных учреждений, должны быть направлены на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей (на основе
данных социологических исследований) с учетом реальных возможностей образовательных учреждений, часть этих часов может быть использована ОУ на преподавание учебных дисциплин инвариантной части плана.
4.14. Базисный учебный план среднего (полного) общего образования Свердловской области подлежит текущей корректировке только по решению Департамента образования.
Все разъяснения (письма) из МО РФ относительно преподавания (введения в инвариантную БУП) отдельных предметов или цикла предметов образовательных областей за счет часов вариативной части носят рекомендательный характер.
Вариативная часть БУП должна быть направлена на развитие и удовлетворение (или формирование) образовательных потребностей учащихся, поэтому решение об использовании часов вариатива принимает руководитель образовательного учреждения на основании анализа образовательных потребностей учащихся конкретного ОУ.
Анализ информации, поступающей из МО РФ по преподаванию отдельных учебных дисциплин, позволяет сделать вывод, что в случае исполнения всех предложенных МО РФ рекомендаций полностью нарушает стандарт структуры БУП, т.к. фактически исчезает вариативная часть. ДО рассматривает эту ситуацию как нарушение Закона РФ «Об образовании» в части прав образовательного учреждения при формировании учебных планов.
5. Цели регионализации образования
Регионализация образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития образования, с целью развития и удовлетворения образовательных потребностей жителей региона.
Основные цели регионализации образования :
- создание оптимальных условий для реализации Закона «Об образовании» РФ в Свердловской области;
- разработка и реализация региональных образовательных программ основного и дополнительного образования с целью развития и удовлетворения образовательных потребностей жителей региона;
- целенаправленное, осуществляющееся на основе программно-целевого подхода, развитие региональной системы образования в условиях единого образовательного пространства Федерации.
5.1 Создание в Свердловской области оптимальных условий для реализации Закона «Об образовании» в области содержания образования означает:
- создание условий для самоопределения личности и ее самореализации;
- ориентация системы образования на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства;
278
279
- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества;
- интеграция личности в систему мировой и национальных культур общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Эти основные стратегические линии развития содержания образования, выделенные в Законе «Об образовании» Российской Федерации, реализуются в неразрывном единстве и взаимодействии федеральной и региональной образовательной политики на всех ступенях образования и предполагают переход к новой модели образования, базирующейся на обновлении всех составляющих образовательного процесса (формы организации содержания образования, образовательные технологии, педагогические отношения и т.д.).
5.2 Разработка и реализация региональных образовательных про
грамм основного и дополнительного образования с целью развития и
удовлетворения образовательных потребностей жителей региона.
Регионализация образования является «механизмом», позволяющим на основе демократизации образовательных отношений, многообразия форм образования создать гибкую, динамичную, полимодульную систему регионального образования, обеспечивающую право на выбор, реализацию свободы и самоопределения личности в сфере образования, развитие и удовлетворение образовательных потребностей.
Национально-региональный компонент содержания образования является наиболее вариативной и динамично развивающейся частью учебного плана и формируется на основе:
- учета специфики конкретных регионов;
- принципа местной инициативы и развития инноваций в образовании;
- самостоятельности региональных субъектов (образовательных учреждений в том числе), определяемой рамками Закона «Об образовании» Российской Федерации;
- выработки и реализации региональных образовательных стандартов.
Регионализация образования эффективна лишь при условии поиска оптимальных путей соединения инновационного характера развития содержания образования и процесса повышения качества образования.
5.3 Целенаправленное, осуществляющееся на основе программно-це
левого подхода, развитие региональной системы образования в услови
ях единого образовательного пространства Федерации.
Регионализация образования — это постоянный процесс совершенствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологии образования), источник которого в непрерывном и открытом характере взаимодействия образовательного пространства с динамикой развития региональных процессов.
280
Формирование национально-регионального компонента является элементом целенаправленного развития региональной системы образования
в целом.
Национально-региональный компонент содержания образования формируется на основе:
- разработки образовательных стратегий, проектов, программ, пред
ставляющих образовательный, научный, исторически сложившийся
потенциал региона;
- развития и диверсификации образовательного пространства региона (проявления разнообразных образовательных инноваций);
- развития межрегиональных, межнациональных, межгосударственных взаимодействий и отражение этих процессов в содержании и формах образования.
Национально-региональный компонент содержания образования развивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых образовательных потребностей, что обеспечивается:
- многообразием образовательных программ;
- многообразием типов образовательных учреждений;
- развитием образовательных комплексов, включающих различные формы предоставления образовательных услуг, службы и центры, собирающие и обрабатывающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обеспечивающие развитие образования, различные типы ассоциаций и объединений образовательных учреждений и др.;
- дифференциацией системы образования на уровне учебных планов образовательных учреждений и комплексных программ развития образования на уровне округов и территорий;
- развитием системы дополнительного образования.
Развитие национально-регионального компонента содержания образования в свою очередь является необходимым условием повышения приоритета, ценности образования в рамках региональной государственной политики, а качество образования — главным условием развития образовательных потребностей.
6. Региональные факторы и основные приоритеты развития содержания образования
Главная цель региональной образовательной политики — поворот всей системы образования лицом к конкретным носителям образовательных потребностей, целям, ценностям образования.
Необходимость регионализации образования определяется рядом факторов, способствующим этому процессу:
- историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологические своеобразие Уральского региона еще не нашло адекватного выражения в содержании образования;
- региональная специфика перехода к гражданскому обществу и рыночной экономике, поиск регионом новых ролей в экономи-
281
ческой и общественной жизни страны (выход на международный рынок, становление новых социокультурных приоритетов, динамизм современной жизни, интенсивность событийного фонда и необходимость социальной адаптации к новым условиям; потребность в региональной федеральной самоидентификации общества, в обретении исторической памяти; снижение процессов миграции, возрастание региональных и национально-этнических установок в сознании);
- региональная специфика развития, формирования и проявления
образовательных запросов населения в тех или иных педагоги
ческих услугах;
- образовательный, научный и управленческий потенциал региона
как основание для разработки и внедрения перспективных регио
нальных образовательных программ и стратегий;
- складывающийся менталитет, духовная культура Уральского регио
на определяет самоидентификацию населения в сфере образова
ния;
- активное развитие межрегиональных, межгосударственных и меж
дународных отношений — условий определения региональных
приоритетов и стратегий в области образования.
Существуют и факторы, противодействующие регионализации образования:
- неравноправное финансовое положение регионов Федерации в
сфере образования;
- отставание качества, уровня и темпов подготовки педагогических
кадров от реально разворачивающихся процессов регионализа
ции образования;
- частичная деструкция сложившейся ранее сети образовательных учреждений, затронувшая детские дошкольные, внешкольные и учреждения начального профессионального образования;
- стойкость вертикально-иерархических форм административно-управленческой системы, сдерживающей в ряде территорий развитие местных инициатив и горизонтальных договорных отношений.
Наконец, можно выделить и факторы, требующие преодоления:
- вероятность возникновения региональной замкнутости и накопления негативных черт одностороннего регионализма;
- деформация социально-производственной структуры (гиперразвитие тяжелой индустрии и как следствие — технократизация менталитета) и природно-экологической среды региона;
- мировоззренческая, ценностная дезориентация населения, особенно молодежи, утрата чувства Родины;
- расслоение населения по уровню благосостояния и финансовым возможностям получения образования;
- неоднородность различных групп населения по степени развития образовательных потребностей (преобладание у отдельных групп односторонних, деформированных жизненных ценностей и образовательных приоритетов — узкий прагматизм, ориентация на массовую культуру).
282
Эта группа факторов определила необходимые условия развития образования в регионе, на обеспечение которых направлена политика Департамента образования. Стержнем этой политики стало развитие содержания образования как конструктивный путь изменения всей системы.
Содержание национально-регионального компонента не сводимо к отражению узко понимаемых национально-региональных интересов, но органично сочетает в себе глобальное и местное, общее и частное, своеобразие региональных потребностей и необходимость подъема качества образования на уровень мировых стандартов.
Приоритетными направлениями регионализации образования являются:
1. Гуманизация образования.
2. Экологизация образования.
3. Развитие экономико-правового образования.
4. Информатизация образования.
5. Создание образовательных программ для детей с проблемами развития.
6. Создание образовательных программ для одаренных, не стандартно развивающихся детей.
7. Создание образовательных программ, обеспечивающих культурно-историческую и социальную адаптацию учащихся.
Эти программы определяют ключевые направления регионально-областной образовательной политики и являются предметом постоянного управленческого мониторинга на уровне правительства и Департамента образования Свердловской области.
Тематический выбор приоритетных регионально-областных программ определяется особенностями региона. Несмотря на то что эти программы по наименованию совпадают с аналогичными программами федерального уровня, они приобретают глубоко региональное значение.
Вследствие деформации социально-производственной структуры (гиперразвитие тяжелой промышленности) и технократизации регионального менталитета особое значение приобретает программа гуманизации образования.
Гуманизация образования, понимаемая как процесс выявления в содержании образования антропологических, культурно-исторических, личностных оснований знания, является главным условием, обеспечивающим включение региональных ценностей и приоритетов в содержание образовательных программ.
Гуманизация образования предполагает создание личностно-развива-ющих культур образования, образовательных укладов, стилей, технологий, основанных на гуманных педагогических, национально-этнических, социокультурных традициях региона, а также на опыте мирового сообщества.
Деформация природно-экологической сферы, отставание в формировании экологического сознания, остро-критическое состояние в области экологии практически во всех уральских регионах выдвигает настоятельную потребность в особой региональной программе экологизации образования.
283
Программа экономико-правового образования является приоритетной в силу активной динамики перехода региона к рыночной экономике, отставания образования в вопросах формирования нового экономического мышления, а также в силу комплекса накопившихся регионально-правовых проблем.
Программа информатизации образования, по названию совпадающая с федеральным компонентом, получает новое региональное звучание в комплексе с вышеназванными приоритетными программами, как условие их обеспечения и как самостоятельное направление развития содержания и повышения качества образования.
Программы 5, 6, 7 имеют непосредственную адресность. Специфика контингента учащейся молодежи, детей и подростков региона всецело определяет региональную значимость этих программ.
Программа 7 имеет особое значение ввиду региональной специализации, осложняющей культурно-историческую и социальную адаптацию учащихся. Эта программа, кроме того, в большей степени, чем другие, должна обеспечить выход к формированию системокомплексов и единого образовательного пространства страны.
7. Принципы формирования национально - регионального компонента по образовательным областям
Содержание национально-регионального компонента образовательных программ формируется как отражение:
- культурно-исторического, национально-этнического, экономически-хозяйственного, территориально-географического, сложившегося к настоящему времени своеобразия региона;
- приоритетных тенденций развития региона;
- специфики решения общецивилизационных проблем в пространстве региона;
- потребности решения региональных проблем средствами образования;
- общественных и частных образовательных интересов и потребностей жителей региона.
Приоритетные направления регионализации образования в Свердловской области (гуманизация, экологизация и др.) в структуре Базисного плана представлены как:
а) общие концептуальные подходы к развитию содержания образования во всех образовательных областях и компонентах Плана (федеральный, региональный, школьный).
Например, гуманизация образования касается как общественных, так и естественных дисциплин, должна стать основой преподавания любой учебной дисциплины. Экологизация также не сводится к введению дисциплин биолого-естественнонаучного цикла, но понимается и как экология человека, и как экоэтика человеческих отношений.
Ориентация на осуществление таких приоритетных программ как образование одаренных учащихся и учащихся с проблемами в развитии должна найти выражение в разработке разноуровневых, индивидуально-
284
ориентированных форм обучения в каждой образовательной области, во всех учебных дисциплинах и компонентах учебного плана.
б) учебные дисциплины инвариантной части национально-регионального компонента, выполняющие функции интеграции содержания образования в образовательных областях через создание оптимальных условий и оснований для самоопределения учащихся.
К базисным курсам инвариантной части национально-регионального компонента содержания образования отнесены следующие:
1. Родной язык.
2. Речь и культура общения.
3. Естествознание (экология).
4. Культура Урала: генезис и современность:
- художественная культура Урала;
- промышленная и деловая культура Урала;
- научная и педагогическая культура Урала.
5. История Урала.
6. Основы потребительских знаний.
7. Право для каждого.
8. Физическая культура (валеология).
Базисные курсы национально-регионального компонента по образовательным областям в их единстве создают основания для самоопределения и саморазвития учащихся, их адаптации в региональных условиях и приобщения к мировым ценностям.
Каждый из курсов инвариантной части национально-регионального компонента Плана, дополненный системой учебных дисциплин по выбору, при переходе от данной ступени обучения к другой, может служить ценностно-целевой моделью преемственности содержания образования на основе возрастных особенностей индивидуально-личностного развития учащихся.
В Базисном учебном плане Свердловской области в соответствии с Законом «Об образовании» выделяются следующие образовательные ступени: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.
Наполнение национально-регионального компонента образования определяется как общими, так и специфическими целями и задачами образования на каждой из ступеней.
Главным на ступени начального образования является приобретение основ грамотности и культуры мироотношения.
Содержание образования в основной школе создает базис самоопределения личности и через возрастание доли функционального, дея-тельностного образования и предоставления учащемуся возможности выбора.
Среднее (полное) общее образование обеспечивает осуществление непрерывного образования через дифференциацию и индивидуализацию обучения.
В Базисном учебном плане области заложен принцип увеличения числа часов на вариативную часть от минимума на 1-й ступени — до максимума на 3-й ступени обучения».
285
В . А . Караковский , Л . И . Новикова , Н . Л . Селиванова
Из книги «Воспитание ? Воспитание ... Воспитание ! »
(1996 г.)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ СЕГОДНЯ: МНОГООБРАЗИЕ ВАРИАНТОВ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.