указывают на следующие характерные для коллектива признаки:
□ коллективистское самоопределение — сознательный выбор членом коллектива своей позиции в противовес выбору, мотивом которого является конформизм или нонконформизм — подчинение (неподчинение) мнению большинства вне зависимости от его объективности, справедливости;
□ коллективистская идентификация — процесс неосознаваемого отождествления себя с коллективом, его целей и ценностей со своими;
□ характер мотивации межличностных выборов в процессе общения и взаимодействия — подлинно коллективистские отношения строятся не только на эмоциональной, но и на ценност-но-ориентационной основе;
□ высокая референтность межличностных отношений членов коллектива — избирательное отношение к партнерам по коллективному взаимодействию, основанное на признании их авторитета, значимости их позиции, мнений;
□ сплоченность коллектива и взаимная ответственность его членов.
♦ ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
К СЛОВУ!
КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система) — система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности.
Проблема детского (ученического) коллектива и коллективного воспитания сохраняет свою актуальность уже в течение столетия — одним из результатов ее исследования является разработка целого ряда педагогических концепций, раскрывающих функции, закономерности, принципы создания и деятельности детских воспитательных сообществ, их структуру, систему управления и
187
самоуправления Выдающуюся роль в развитии учения о коллективе сыграл А.С.Макаренко: его теоретическое наследие и практический опыт сегодня изучается и используется во многих странах. |
♦ А.С. МАКАРЕНКО:
ОСНОВЫ ТЕОРИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЕНОВИЧ (1888-1939), педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920—1928 гг.) и детской коммуне им. Ф.Э.Дзержинского (1927—1935 гг.). Основные произведения, раскрывающие его взгляды на теорию и методику воспитания в коллективе: «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30 года» (1932).
Важная заслуга А. С. Макаренко состоит в разработке таких законов и принципов организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:
□ ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ - педагог воздей
ствует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет
ответственность за каждого своего члена, а каждый человек от
ветствен перед своим коллективом. Один из важных факторов
реализации этого закона — общественное мнение, которое может
служить и действенным орудием (инструментом воздействия) и
губительным оружием (инструментом устрашения, подавления,
насилия).
□ ЗАКОН РАЗВИТИЯ (ДВИЖЕНИЯ) КОЛЛЕКТИВА - «Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка»14; коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.
□ ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЛИНИЙ - суть этого принципа, по словам А.С. Макаренко, состоит «в организации новых перспектив (развития коллектива и коллективной деятельности. — B . C .), в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и
14 Макаренко А.С. Педагогическая поэма // АС. Макаренко. Пел. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3. С. 267.
188
каждого из его членов определенной целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения, а истинным стимулом человеческой жизни является именно «завтрашняя радость»15.
□ ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ -
отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспитания.
□ ПРИНЦИП АКТИВНОЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ -
А.С.Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели...»16.
□ ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ -
«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически... — писал А.С. Макаренко. — Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»17.
а А ТАКЖЕ УЖЕ ЗНАКОМЫЙ ВАМ ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ, РЯД ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ТОНА И СТИЛЯ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, ЭСТЕТИКОЙ ВОСПИТАНИЯ...
♦ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА
(по А.С. Макаренко)
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определенный путь качественных преобразований.
А.С. Макаренко выделяет на этом пути несколько этапов (стадий) развития коллектива, рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требований и инициативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во-вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогичес ким требованиям.
15 Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пел. соч.: В 8 т.
М., 1984. Т. 3. С. 397.
16 Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы) //
А.С. Макаренко. Псд. Соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 120-121.
17 Там же. С. 119.
189
Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
П |
ЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ - способ воздейсг>'ия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стим\:,и" рования или торможения отдельных видов их активности. Тр^0' вание должно быть целесообразным, определенным, понятие1' посильным.
В концепции коллективного воспитания А.С. Макаренко
есть ряд положений,
которые объяснимы с позиций 30-х годов,
но не вполне приемлемы сегодня.
И это естественно — tempora mutantur!
А поиск продолжается...
♦ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.