Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Г

РУППА — совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаи­модействия удовлетворяющих личные запросы и интересы2.

♦ НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ, ИЛИ TEMPORA MUTAHTUR ...

... et nos mutamur in illis * — отмечали древние, констатируя взаимо­обусловленную изменчивость времен, человека, взглядов людей. Это высказывание имеет прямое отношение к теории коллектива, к оценке его роли в социализации человеческой личности.

До недавних пор незыблемым принципом отечественной (и не только!) педагогики был принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Однако в последние годы в педагогической литературе и периодической печати появился ряд публикаций, авторы кото­рых решительно отрицают этот принцип, определяя коллектив как чудовищное порождение тоталитарной политической системы. Поляризация мнений нашла отражение и в учебниках по пе­дагогике: если предположить, что человек, желающий разобрать­ся в этом вопросе, сможет познакомиться со всеми точками зре­ния, то проблемы в противоречивом изложении учебного матери­ала нет, однако практика показывает, что студенты пользуются, как правило, одним учебным пособием и потому невольно стано­вятся заложниками авторской концепции.

Пролистаем наиболее известные учебные пособия, изданные после 1991 года, и попытаемся определить, в чем же состоят ос­новные противоречия.

□ В учебниках И.Ф. Харламова4, В.А. Сдаете-нина и др.5, в курсе лекций Б.Т. Лихачева6 от­мечается: одна из важнейших закономернос­тей и принципов воспитания состоит в том,

2 Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы иссле­
дования): Учеб. пособие. М, 1984. С. 25.

3 Времена меняются, и мы меняемся с ними (лат.).

4 См.: Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997.

5 См.: Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-
нов. М., 1997. 512 с.

178

6 См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1992.


что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив; при этом коллектив рас­сматривается как форма целостной организации детской жизни, которая дает возможность оказывать одновременно воспитатель­ное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдель­ности, обеспечивает условия для влияния детей друг на друга.

В одиночку человек может развиваться только до очень не­значительных пределов, за которыми его опыт должен обога­щаться опытом других. Только в совместной коллективной дея­тельности и общении, по мнению авторов, человек может реа­лизовать свой потенциал, осуществить свои цели.

ш

□ Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов7 утверждают, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают люди — воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объе­динения (понятие коллектив авторы практически не используют), которые возникают и функционируют, с одной стороны, в связи с потребностью детей в общении и взаимодействии, а с другой, — выступают для учителей одной из важнейших форм осуществле­ния педагогического процесса.

По мнению авторов, перспективы детских, юношеских сооб­ществ связаны с осознанием обществом, педагогами некомпенси-руемости (незаменимости) этих объединений в жизни каждого ребенка, который должен иметь актуальную сферу самореализа­ции, «зону ближайшего развития», испробовать себя в лидерстве и исполнительности, дисциплине и ответственности, т.е. в про­цессе взаимодействия и взаимовлиянии человека и сообщества.

1?

Q В «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили8, в «Основах личностно ориентированной педагоги­ки» Д.А. Белухина9, в построенном на основе сопос­тавления мнений учебном пособии по педагогике, изданном под редакцией П.И. Пидкасистого10, про­блема коллектива и коллективного воспитания не поднимается совсем.

' Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, перво­источниках: Учеб. пособие. М., 1997.

8 См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

9 См.: Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Ч. 1.
М.; Воронеж, 1996.

10 См.: Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

179


         
   

 


□ А вот как оценивает коллектив и коллективное воспитание B.C. Безрукова: «Индивидуально-ориен­ тированная педагогика признает внутреннюю слож­ ность и автономию человеческой личности и противо­ стоит коллективизму, где главная роль отводится влия­ нию на человека социальной группы...»11 Противорс чия, порожденные, по мнению B.C. Безруковой, i также И.П. Подласого12, внедрением теории коллек­тивного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассивности и конформизме (подчинении мнению большинства), утрате индивидуальности, неповторимости...

А МЕЖДУ ТЕМ Идея коллективного воспитания не нова и не может рассмат­риваться единственно как «плод тоталитарной советской педаго­гики»: уже в XVIII веке ее реализовывал в детских приютах Й.Г. Песталоцци; в XIX — начале XX века П.Ф. Каптерев, Н.И. Пи­рогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский указывали на необходимость поддержки детских сообществ, развития у детей чувства товари­щества и взаимопомощи; В.А. Лай (1862-1926) — немецкий педа­гог, основоположник «педагогики действия» — призывал к созда­нию школьных общин, в рамках которых должна осуществляться совместная практическая деятельность учащихся, способствую шая их социализации.

Сколь противоречивы бы не были оценки коллектива, в пол ной мере игнорировать его роль (позитивную или негативную) и значение в формировании личности не может, пожалуй, никто. Коллектив (можно назвать его детским объединением, мало;! группой и т.д.) — есть объективная реальность, поскольку:

♦ КОЛЛЕКТИВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО:

□ СФЕРА ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - значитель­ную часть жизни проводит человек в рамках различных коллективов, общественных объединений, коопераций и ассоциаций — трудно представить себе полнокровную жизнь нашего современника, не вступающего в разветв­ленную систему производственных, интеллектуальных, со­циально-политических, художественно-творческих и иных взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми.

" Безрукова ВС. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техни­кумов. Екатеринбург, 1996. С. 246.

180

'' См.: Подлшый И П. Педагогика. М, 1996. С 489-490.


□ СФЕРА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, САМО­ВЫРАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ -

т

только в системе коллективных связей и отно­шений человек может сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие (а потреб­ность во внешней оценке объективна), выра­зить свою индивидуальность, реализовать свои возможности.

~ □ СФЕРА ОБЩЕНИЯ - здесь реализуется

•Щ естественная потребность личности в диалоге,

/^^\  обеспечивающем взаимопознание и взаимопо-

■ нимание (перцептивная функция), передачу и

/1 получение информации (коммуникативная

I I функция), опыта, эмоционально-нравственных

jA отношений, ценностей и оценок (интерактив­
ная функция).

□ ГАРАНТ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ПОДДЕР­
ЖКИ — в коллективе человек стремится обрес­
ти защиту от любой внешней агрессии, найти
товарищеское понимание, сочувствие, помощь,
поддержку. А.С.Макаренко справедливо отме­
чал, что ценность коллектива обусловлена его
способностью защитить каждого своего члена13.

ВМЕСТЕ С ТЕМ КОЛЛЕКТИВ - ЭТО ЕЩЕ И...

□ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА -

основная база накопления опыта взаимодействия личности

с обществом, освоения социальных ролей,

демократических форм организации жизнедеятельности.

□ НОСИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ

И ЦЕННОСТЕЙ, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений.

□ ДУХОВНОЕ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ

ЕДИНСТВО ЛЮДЕЙ -

организационная структура коллектива

является средством достижения общих

13 См.: Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 318.


181


(а следовательно, и личных) целей.


♦ ТИПОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВОВ

Человек

на протяжении всей своей жизни

и одновременно входит в состав многих коллективов,

разных:

Q по содержанию объединяющей их членов деятельности:

ВИДЫ

УЧЕБНЫЕ — членов коллектива объединяет учебно-познаватель­ная деятельность; основные формы объединения — образо­вательное учреждение, учебный класс, учебная группа.

ТРУДОВЫЕ — членов коллектива объединяет совместная трудо­вая деятельность; основные формы объединения — пред­приятие, организация, учреждение, кооператив и т.п., их структурное подразделение (цех, отдел, бригада и т.д.).

НАУЧНЫЕ — членов коллектива объединяет общая программа научно-исследовательской деятельности; основные формы объединения — исследовательские группы, кафедры, лабо­ратории, НИИ, ВНИКи и др.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ - членов коллектива объединяют духовные и общественные идеалы и устремле­ния, политические цели и программы, социально-профес­сиональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию; основные формы объединения — обще­ственные организации, движения, союзы (в том числе про­фессиональные), ассоциации, партии и т.п.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ - объединяет членов кол­лектива деятельность в определенной области искусства и культуры; основные формы объединения — творческие ма­стерские, труппы, творческие союзы, клубы, учреждения культурно-просветительского профиля.

КЛУБНЫЕ — членов коллектива объединяет непрофессиональ­ная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения (хобби), стремление к межличностному обще­нию, потребность в организации досуга; основные формы объединения — клубы, кружки и т.д.

СПОРТИВНЫЕ — членов коллектива объединяет совместная спортивная деятельность; основные формы объединения — команды, секции, спортивные школы, общества.


□ по внешне заданной функции (коллектив — инструмент, средство):

виды

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ — коллективы, созданные для реше­ния конкретных социально-производственных задач: кол­лектив предприятия, воинской части, педагогический кол­лектив и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ — коллективы, созданные с целью реали­зации воспитательных (образовательных) задач, состоящие из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных — детского (воспитанники, учащиеся) и педагогического (вос­питатели, учителя) — коллективов.

□ по степени сложности структуры и опосредованности

межличностных отношений:

ВИДЫ

ПЕРВИЧНЫЕ — небольшие, как правило, коллективы, обеспе­чивающие непосредственное межличностное взаимодей­ствие и общение: коллектив класса, группы, бригады и т.д.

ВТОРИЧНЫЕ — более сложные по своему составу коллективы, состоящие из ряда первичных; при наличии общих для всех членов коллектива целей и задач содержание их дея­тельности может быть различным, отсутствуют или ограни­чены прямые межличностные контакты.

□ по юридически (социально) фиксированному статусу:

ВИДЫ

ФОРМАЛЬНЫЕ — коллективы, имеющие юридически фикси­рованный статус, осуществляющие социально заданную де­ятельность (например: коллектив образовательного учреж­дения, класса, учебной группы).

НЕФОРМАЛЬНЫЕ — коллективы людей, добровольно объеди­нившихся на основе общих интересов, личностных симпа­тий, взаимной пользы.

ОБРАТИТЕ L< ВНИМАНИЕ!

ЭТО ВАЖНО!




















Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.