Г |
РУППА — совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы2.
♦ НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ, ИЛИ — TEMPORA MUTAHTUR ...
... et nos mutamur in illis * — отмечали древние, констатируя взаимообусловленную изменчивость времен, человека, взглядов людей. Это высказывание имеет прямое отношение к теории коллектива, к оценке его роли в социализации человеческой личности.
До недавних пор незыблемым принципом отечественной (и не только!) педагогики был принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Однако в последние годы в педагогической литературе и периодической печати появился ряд публикаций, авторы которых решительно отрицают этот принцип, определяя коллектив как чудовищное порождение тоталитарной политической системы. Поляризация мнений нашла отражение и в учебниках по педагогике: если предположить, что человек, желающий разобраться в этом вопросе, сможет познакомиться со всеми точками зрения, то проблемы в противоречивом изложении учебного материала нет, однако практика показывает, что студенты пользуются, как правило, одним учебным пособием и потому невольно становятся заложниками авторской концепции.
Пролистаем наиболее известные учебные пособия, изданные после 1991 года, и попытаемся определить, в чем же состоят основные противоречия.
□ В учебниках И.Ф. Харламова4, В.А. Сдаете-нина и др.5, в курсе лекций Б.Т. Лихачева6 отмечается: одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том,
2 Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы иссле
дования): Учеб. пособие. М, 1984. С. 25.
3 Времена меняются, и мы меняемся с ними (лат.).
4 См.: Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997.
5 См.: Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-
нов. М., 1997. 512 с.
178 |
6 См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1992.
что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив; при этом коллектив рассматривается как форма целостной организации детской жизни, которая дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности, обеспечивает условия для влияния детей друг на друга.
В одиночку человек может развиваться только до очень незначительных пределов, за которыми его опыт должен обогащаться опытом других. Только в совместной коллективной деятельности и общении, по мнению авторов, человек может реализовать свой потенциал, осуществить свои цели.
ш |
□ Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов7 утверждают, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают люди — воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения (понятие коллектив авторы практически не используют), которые возникают и функционируют, с одной стороны, в связи с потребностью детей в общении и взаимодействии, а с другой, — выступают для учителей одной из важнейших форм осуществления педагогического процесса.
По мнению авторов, перспективы детских, юношеских сообществ связаны с осознанием обществом, педагогами некомпенси-руемости (незаменимости) этих объединений в жизни каждого ребенка, который должен иметь актуальную сферу самореализации, «зону ближайшего развития», испробовать себя в лидерстве и исполнительности, дисциплине и ответственности, т.е. в процессе взаимодействия и взаимовлиянии человека и сообщества.
1? |
Q В «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили8, в «Основах личностно ориентированной педагогики» Д.А. Белухина9, в построенном на основе сопоставления мнений учебном пособии по педагогике, изданном под редакцией П.И. Пидкасистого10, проблема коллектива и коллективного воспитания не поднимается совсем.
' Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.
8 См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
9 См.: Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Ч. 1.
М.; Воронеж, 1996.
10 См.: Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
179
|
□ А вот как оценивает коллектив и коллективное воспитание B.C. Безрукова: «Индивидуально-ориен тированная педагогика признает внутреннюю слож ность и автономию человеческой личности и противо стоит коллективизму, где главная роль отводится влия нию на человека социальной группы...»11 Противорс чия, порожденные, по мнению B.C. Безруковой, i также И.П. Подласого12, внедрением теории коллективного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассивности и конформизме (подчинении мнению большинства), утрате индивидуальности, неповторимости...
А МЕЖДУ ТЕМ Идея коллективного воспитания не нова и не может рассматриваться единственно как «плод тоталитарной советской педагогики»: уже в XVIII веке ее реализовывал в детских приютах Й.Г. Песталоцци; в XIX — начале XX века П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский указывали на необходимость поддержки детских сообществ, развития у детей чувства товарищества и взаимопомощи; В.А. Лай (1862-1926) — немецкий педагог, основоположник «педагогики действия» — призывал к созданию школьных общин, в рамках которых должна осуществляться совместная практическая деятельность учащихся, способствую шая их социализации.
Сколь противоречивы бы не были оценки коллектива, в пол ной мере игнорировать его роль (позитивную или негативную) и значение в формировании личности не может, пожалуй, никто. Коллектив (можно назвать его детским объединением, мало;! группой и т.д.) — есть объективная реальность, поскольку:
♦ КОЛЛЕКТИВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО:
□ СФЕРА ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - значительную часть жизни проводит человек в рамках различных коллективов, общественных объединений, коопераций и ассоциаций — трудно представить себе полнокровную жизнь нашего современника, не вступающего в разветвленную систему производственных, интеллектуальных, социально-политических, художественно-творческих и иных взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми.
" Безрукова ВС. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург, 1996. С. 246.
180 |
'' См.: Подлшый И П. Педагогика. М, 1996. С 489-490.
□ СФЕРА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, САМОВЫРАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ -
т |
только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие (а потребность во внешней оценке объективна), выразить свою индивидуальность, реализовать свои возможности.
~ □ СФЕРА ОБЩЕНИЯ - здесь реализуется
•Щ естественная потребность личности в диалоге,
/^^\ обеспечивающем взаимопознание и взаимопо-
■ нимание (перцептивная функция), передачу и
/1 получение информации (коммуникативная
I I функция), опыта, эмоционально-нравственных
jA отношений, ценностей и оценок (интерактив
ная функция).
□ ГАРАНТ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ПОДДЕР
ЖКИ — в коллективе человек стремится обрес
ти защиту от любой внешней агрессии, найти
товарищеское понимание, сочувствие, помощь,
поддержку. А.С.Макаренко справедливо отме
чал, что ценность коллектива обусловлена его
способностью защитить каждого своего члена13.
ВМЕСТЕ С ТЕМ КОЛЛЕКТИВ - ЭТО ЕЩЕ И...
□ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА -
основная база накопления опыта взаимодействия личности
с обществом, освоения социальных ролей,
демократических форм организации жизнедеятельности.
□ НОСИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ
И ЦЕННОСТЕЙ, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений.
□ ДУХОВНОЕ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ЕДИНСТВО ЛЮДЕЙ -
организационная структура коллектива
является средством достижения общих
13 См.: Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 318. |
181 |
(а следовательно, и личных) целей.
♦ ТИПОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВОВ
Человек
на протяжении всей своей жизни
и одновременно входит в состав многих коллективов,
разных:
Q по содержанию объединяющей их членов деятельности:
ВИДЫ
УЧЕБНЫЕ — членов коллектива объединяет учебно-познавательная деятельность; основные формы объединения — образовательное учреждение, учебный класс, учебная группа.
ТРУДОВЫЕ — членов коллектива объединяет совместная трудовая деятельность; основные формы объединения — предприятие, организация, учреждение, кооператив и т.п., их структурное подразделение (цех, отдел, бригада и т.д.).
НАУЧНЫЕ — членов коллектива объединяет общая программа научно-исследовательской деятельности; основные формы объединения — исследовательские группы, кафедры, лаборатории, НИИ, ВНИКи и др.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ - членов коллектива объединяют духовные и общественные идеалы и устремления, политические цели и программы, социально-профессиональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию; основные формы объединения — общественные организации, движения, союзы (в том числе профессиональные), ассоциации, партии и т.п.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ - объединяет членов коллектива деятельность в определенной области искусства и культуры; основные формы объединения — творческие мастерские, труппы, творческие союзы, клубы, учреждения культурно-просветительского профиля.
КЛУБНЫЕ — членов коллектива объединяет непрофессиональная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения (хобби), стремление к межличностному общению, потребность в организации досуга; основные формы объединения — клубы, кружки и т.д.
СПОРТИВНЫЕ — членов коллектива объединяет совместная спортивная деятельность; основные формы объединения — команды, секции, спортивные школы, общества.
□ по внешне заданной функции (коллектив — инструмент, средство):
виды
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ — коллективы, созданные для решения конкретных социально-производственных задач: коллектив предприятия, воинской части, педагогический коллектив и др.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ — коллективы, созданные с целью реализации воспитательных (образовательных) задач, состоящие из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных — детского (воспитанники, учащиеся) и педагогического (воспитатели, учителя) — коллективов.
□ по степени сложности структуры и опосредованности
межличностных отношений:
ВИДЫ
ПЕРВИЧНЫЕ — небольшие, как правило, коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение: коллектив класса, группы, бригады и т.д.
ВТОРИЧНЫЕ — более сложные по своему составу коллективы, состоящие из ряда первичных; при наличии общих для всех членов коллектива целей и задач содержание их деятельности может быть различным, отсутствуют или ограничены прямые межличностные контакты.
□ по юридически (социально) фиксированному статусу:
ВИДЫ
ФОРМАЛЬНЫЕ — коллективы, имеющие юридически фиксированный статус, осуществляющие социально заданную деятельность (например: коллектив образовательного учреждения, класса, учебной группы).
НЕФОРМАЛЬНЫЕ — коллективы людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.
ОБРАТИТЕ L< ВНИМАНИЕ! ЭТО ВАЖНО! |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.