Неформальные объединения (коллективы)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

играют важную (в зависимости от их направ­ленности — положительную или негативную) роль в формировании личности человека.


 


182


183


     
 



виды

□ по длительности функционирования:

ПОСТОЯННЫЕ — длительно существующие: школьный, класс­ный, производственный коллектив.

ВРЕМЕННЫЕ — коллективы, существующие в течение опреде­ленного времени: коллектив летнего оздоровительного ла­геря, коллектив временного трудового объединения (отряда, бригады), временный научно-исследовательский (творчес­кий) коллектив и др.

СИТУАТИВНЫЕ — коллективы, создаваемые или создающие­ся для выполнения локальной задачи: сводные отряды у А.С. Макаренко, объединения, организующие коллектив­ные творческие дела в школе В.А. Караковского, и т.п. Существуют различные классификации видов коллективов — мы предложили вам вариант, который, на наш взгляд, в доста­точной мере характеризует многообразие человеческих сооб­ществ, участвующих в сложном и противоречивом процессе со­циализации личности.

Очевидно, что различные коллективы могут иметь общий состав, их задачи на определенных этапах совпадают, но при этом каждый коллектив по-свое­му неповторим и этой неповторимостью обусловле­ны характер и степень его влияния на личность.

Известно, что






Широта человеческих связей

Определяет богатство человеческих отношений,

следовательно,

Включение человека в деятельность разнообразных коллективов

и разумная (педагогически целесообразная, тактичная)

Интеграция их воздействий обеспечивают

если и не достаточные,

то совершенно необходимые условия

Для духовного развития личности.

♦ ДЕТСКИЙ (УЧЕНИЧЕСКИЙ) КОЛЛЕКТИВ Особая роль в социализации личности принадлежит воспита­тельному, а в его составе, прежде всего, — детскому (ученическо­ му) коллективу, органично соединяющему в себе черты практичес­ки всех других видов коллективов:


 

□ по содержанию основной деятельности его членов он является учебным;

□ первичный формальный коллектив — класс (учебная группа) выступает как часть общешкольного (вторичного) воспита­тельного коллектива;

□ в классе и в школе ученик может становиться членом трудо­вых, общественных, художественно-творческих, клубных, спортивных, постоянных, временных и ситуативных объедине­ний, которые по своим основным признакам могут рассматри­ваться как коллективы.


 


184


185


     
 







ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В СХЕМЕ, Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

О

ТНОШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ - от­ношения, выражающие взаимозависимость и взаимную ответственность личности и коллектива: личность несет ответ­ственность перед коллективом, согласовывает свои интересы с интересами коллектива; коллектив ответствен перед каждым сво­им членом, строит свою деятельность, уважая его индивидуаль­ные интересы и позицию, обеспечивая условия для его развития.

Р

ОЛЬ (СОЦИАЛЬНАЯ) — программа действий и способ по­ведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе социальных отношений. Социальную роль можно опре делить и как тот образ «Я» (личину — отсюда слово личность), ко­торый человек в конкретных обстоятельствах являет другим, всту­пая с ними в межличностное (коллективное) взаимодействие. Вспомним В. Шекспира:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль...

С

АМОУПРАВЛЕНИЕ — избранные лица, которым коллек­тив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контро­лировать и оценивать качество их выполнения.

С

ПЛОЧЕННОСТЬ — степень единства коллектива, обуслов­ленная общностью целей, ценностных ориентации, взаимо­зависимостью членов группы в процессе совместной деятельности и их взаимной симпатией, привлекательностью самой группы для каждого из ее членов.

В представленной выше схеме

отражены те признаки детского (ученического) коллектива,

которые признаются большинством исследователей,

и предлагаются

в различной текстовой интерпретации

практически во всех учебных пособиях по педагогике.

Однако...

186


ПЕДАГОГУ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ И ТО, ЧТО...


Психологи,

Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.