играют важную (в зависимости от их направленности — положительную или негативную) роль в формировании личности человека.
182
183
виды |
□ по длительности функционирования:
ПОСТОЯННЫЕ — длительно существующие: школьный, классный, производственный коллектив.
ВРЕМЕННЫЕ — коллективы, существующие в течение определенного времени: коллектив летнего оздоровительного лагеря, коллектив временного трудового объединения (отряда, бригады), временный научно-исследовательский (творческий) коллектив и др.
СИТУАТИВНЫЕ — коллективы, создаваемые или создающиеся для выполнения локальной задачи: сводные отряды у А.С. Макаренко, объединения, организующие коллективные творческие дела в школе В.А. Караковского, и т.п. Существуют различные классификации видов коллективов — мы предложили вам вариант, который, на наш взгляд, в достаточной мере характеризует многообразие человеческих сообществ, участвующих в сложном и противоречивом процессе социализации личности.
Очевидно, что различные коллективы могут иметь общий состав, их задачи на определенных этапах совпадают, но при этом каждый коллектив по-своему неповторим и этой неповторимостью обусловлены характер и степень его влияния на личность.
Известно, что
Широта человеческих связей
Определяет богатство человеческих отношений,
следовательно,
Включение человека в деятельность разнообразных коллективов
и разумная (педагогически целесообразная, тактичная)
Интеграция их воздействий обеспечивают
если и не достаточные,
то совершенно необходимые условия
Для духовного развития личности.
♦ ДЕТСКИЙ (УЧЕНИЧЕСКИЙ) КОЛЛЕКТИВ Особая роль в социализации личности принадлежит воспитательному, а в его составе, прежде всего, — детскому (ученическо му) коллективу, органично соединяющему в себе черты практически всех других видов коллективов:
□ по содержанию основной деятельности его членов он является учебным;
□ первичный формальный коллектив — класс (учебная группа) выступает как часть общешкольного (вторичного) воспитательного коллектива;
□ в классе и в школе ученик может становиться членом трудовых, общественных, художественно-творческих, клубных, спортивных, постоянных, временных и ситуативных объединений, которые по своим основным признакам могут рассматриваться как коллективы.
184
185
ТОЛКОВЫЙ
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В СХЕМЕ, Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О |
ТНОШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ - отношения, выражающие взаимозависимость и взаимную ответственность личности и коллектива: личность несет ответственность перед коллективом, согласовывает свои интересы с интересами коллектива; коллектив ответствен перед каждым своим членом, строит свою деятельность, уважая его индивидуальные интересы и позицию, обеспечивая условия для его развития.
Р |
ОЛЬ (СОЦИАЛЬНАЯ) — программа действий и способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе социальных отношений. Социальную роль можно опре делить и как тот образ «Я» (личину — отсюда слово личность), который человек в конкретных обстоятельствах являет другим, вступая с ними в межличностное (коллективное) взаимодействие. Вспомним В. Шекспира:
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль...
С |
АМОУПРАВЛЕНИЕ — избранные лица, которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.
С |
ПЛОЧЕННОСТЬ — степень единства коллектива, обусловленная общностью целей, ценностных ориентации, взаимозависимостью членов группы в процессе совместной деятельности и их взаимной симпатией, привлекательностью самой группы для каждого из ее членов.
В представленной выше схеме
отражены те признаки детского (ученического) коллектива,
которые признаются большинством исследователей,
и предлагаются
в различной текстовой интерпретации
практически во всех учебных пособиях по педагогике.
Однако...
186
ПЕДАГОГУ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ И ТО, ЧТО...
Психологи,
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.