Тема 6 СЕМЬЯ И СТПНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

• вы проанализируете основные факторы влияния среды на формирование личности;

• охарактеризуете место семьи в совокупности средовых факторов;

• совершите небольшой экскурс в историю семьи и семейного воспитания;

• познакомитесь с важнейшими функциями современной семьи,

а также с тем, в каких социально-экономических условиях

и как ей приходится эти функции реализовывать;

• определите основные подходы к классификации семьи;

• узнаете, какими факторами обусловлена особая значимость

влияния семьи на человека и еще кое-что о семейном воспитании;

• начнете учиться анализировать семью и характер

ее влияния на личность...

♦ СРЕДА И ЕЕ РОЛЬ Б ФОРМИРОВАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Среда характеризуется множественностью, качественным раз­нообразием, противоречивостью формирующих воздействий. В целях определения их характера и педагогической корректи­ровки принято разделять средовые факторы на три группы (мак­рофакторы, мезофакторы, микрофакторы) — в качестве логичес­кого основания такой дифференциации принимается масштаб среды (макросреда, мезосреда, микросреда), а также степень ак­тивности и опосредованное™ влияния соответствующего фактора на личность.

4*

□ Функционирование и развитие всех трех уровней среды взаимообусловлено и взаимосвязано: изме­нения макросреды приводят к изменению мезо-и микросреды, и наоборот.

□ Влияние факторов среды объективно, в основном стихийно, фронтально1 и взаимообусловлено. При этом отсутствие или

1 Фронтшгъное — в значении: общее, распространяющееся на всех, произво­димое одновременно.


153


     
 


недостаточная активность влияния каких-либо факторов — это тоже фактор (например, отсутствие семьи — важнейшего фактора развития человека — обстоятельство, формирующее значение которого трудно переоценить). □ Степень опосредованное™ влияния факторов среды разная: макросреда воздействует на развитие человека и формирова­ние его личности главным образом опосредованно; мезосреда оказывает и прямое, и опосредованное ближайшим окружени­ем влияние; микросреда трансформирует влияния макро- и ме-зосреды и воздействует чаще всего прямо и непосредственно.

□ Социальные микрогруппы, к которым принадлежит личность и которые выступают в качестве важнейших факторов ее соци­ализации, оказывают разное воздействие в различные этапы возрастного развития человека: в младенческом и дошкольном возрасте ведущую роль играет семья; на младшего школьника


семья влияет примерно в той же мере, что школа и детский коллектив; в подростковом и юношеском возрасте становится все более значимым влияние сверстников; на взрослою чело­века влияют прежде всего социально-профессиональная груп­па, семья, отдельные личности.

Наиболее активными факторами формирования и социализа­ции личности человека являются семья и коллектив: характер и специфику их влияния мы рассмотрим подробнее. При этом ре­комендуем следующую организацию изучения проблемы: общее представление о роли и характере формирующего влияния сре­ды, в том числе таких ее компонентов, как семья и коллектив, вы можете получить на лекциях и при самостоятельном освое­нии учебного материала, а более детальное обсуждение тем «Се­мья и становление личности», «Коллектив как фактор социали­зации личности» целесообразно провести на семинарских или практических занятий либо в другой коллективной форме.

♦ РЕТРОСПЕКТИВА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Недолог век семьи на фоне истории разви­тия человечества — по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникает с раз­ложением родового строя. Если заглянуть в глубокую древность, то мы увидели бы, как по мере развития орудий труда и форм хозяй­ствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава родо­вой, а позднее соседской общины, из большой, часто объединяю­щей под одним кровом сотни людей семьи, и создать моногамный союз мужчины и женщины.

Из разнообразных форм совместного проживания людей

человек разумный (Homo sapiens)

разумно выбрал семью,

как вариант, оптимально отвечающий его потребностям,

обеспечивающий стабильность и поступательное развитие человеческого сообщества.


 


154


155


         
   


К СЛОВУ!

МАЛЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

МОНОГАМИЯ (от греч. monos — один, единственный и gamos — брак) — единобрачие, сожительство одного мужчины с одной женщи­ной. Противоположное — полига­мия (многобрачие).

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семы, (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его по­томков с их женами и детьми, а также домашних рабов).

У слова «семья» есть синоним — «фамилия». Любопытна эти­мология (происхождение) этого понятия:

К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

FAMILIA (лат.) в Древнем Риме — это: 1) семейная хозяйственно-юри­дическая единица, в состав которой вхотили и рабы2; 2) совокупность ра­ бов, принадлежащих одному чело­веку3.

Однако вернемся к патриархальной семье: этнографические данные позволяют сделать вывод, что одной из ее основных функ­ций в этот период является продолжение рода, связанное с вос­питанием детей, — передачей им накопленного опыта, формиро­ванием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обы­чаях и принятых нормах поведения.

Вплоть до нового времени семья сохраняла за собой монопо­лию в воспитании подрастающего поколения, причем формы и способы воспитательного воздействия семьи (наглядный пример ее старших членов, обучение труду в процессе совместной прак­тической деятельности, включение ребенка в существующую сис­тему социально-нравственных отношений в роли субъекта этих отношений) на протяжении многих тысячелетий оставались практически неизменными.

Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья); формирующее влияние изменяется по характеру (активную


роль приобретает система общественного воспитания, пример ро­дителей перестает быть главным фактором социализации личнос­ти, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания семья не утрачивает.

В двадцатых—тридцатых годах нашего сто­летия в русле революционных преобразова­ний, которые происходили в Советской Рос­сии, некоторые идеологи анархистского толка настаивали на упразднении семьи, лишении ее воспитательных функций — миссию воспита­ния подрастающего поколения, по их мнению, призвано взять на себя государство, которое уполномочит специально подготовлен­ных людей профессионально и идеологически выдержанно вос­питывать будущих строителей нового общества.

Теория отмирания семьи как социального инсти­тута и источника воспитания детей находила своих последователей и позднее. Так, академик С.Г. Стру-милин (1877—1974), автор многих работ по пробле­мам экономики, демографического планирования и т.д., в своей книге «Наш мир через 20 лет» (издана в 1964 г.) писал: «Каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит путевку в детс­кие ясли, из них — в детский сад с круглосуточным содержанием или детдом, затем в школу-интернат, а из него уже с путевкой в самостоятельную жизнь на производство или на дальнейшую уче­бу»4. Примечательно, что, отрицая семейное воспитание, автор столь жуткого прогноза в годы войны принял в свою семью более десятка обездоленных детей и воспитал их... Так, во всяком слу­чае, говорят...

В качестве совсем уж курьезного примера приведем выдержку из декрета, принятого в 1918 г. во Владимире:

«После 18-летнего возраста всякая девица объявля­ ется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая за­ муж, обязана под страхом строгого взыскания и нака­ зания зарегистрироваться в бюро «свободной любви» при комиссариате призрения.

(...) Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предос­ тавляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства.


 


2 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 636.

3 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 602.


4 Струмилин С.Г. Наш мир через 20 лет // Избр. произведения: В 5 т. М., 1965. Т. 5. С. 435.


 


156


157


Дети, произошедшие от такого рода сожительства, поступают в собственность республики»5.

К счастью, человек разумный (Homo sapiens) разумно сумел со­хранить одно из главных своих достояний — семейный очаг, а сама жизнь подтвердила несостоятельность, надуманноеть теории, предвещающей гибель семьи и отмену семейного воспитания.

Для того чтобы понять причины жизнеспособности и социаль­ной устойчивости семьи, выявить истоки и специфику ее форми­рующего влияния, следует, прежде всего, определить, что такое семья и каковы ее основные функции.

♦ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ семьи И КОЕ что о топ,

КАК ОНА ИХ РЕАЛИЗУЕТ

«Семья есть микрокосм того общества, ко­торое ее создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидар­ность, — писал русский общественный дея­тель, публицист и философ Н.В. Шелгунов (1824—1891). — Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо со­здавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою оче­редь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание...»6

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ':

В 1994 году в России было около 40 миллионов семей; семьи объединяли примерно 91% населения страны, число одиночек составляло 11,6 млн чело­век (* 9%).

С

Е М ЬЯ — основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:

5 Социализация женщин. Петроград., 1918. С. 34—35.

6 Шелгунов Н.В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспи­
тании. 4-е изд., доп. М., 1986. С. 216.

7 Здесь и далее в рубрике «Факты свидетельствуют» использованы следую­
щие материалы: Морозов В. Первый ежегодный отчет России. Отчет для граж­
дан России. Наше положение экономическое, социальное и международное.
М., 1995. 56 с; Положение детей в России / Под ред. А.И. Лиханова М., 1992.
Цит. по: Семья как объект социальной работы. Социальная работа. Вып. № 7.
М., 1993. С. 97.


р репродуктивная — рождение детей: заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека ра­ зумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их;
























ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ.

В 1994 году в России родилось 1 456 400 человек — умер­ло 2 326 100!.. Россия лидирует среди всех развитых стран ИИра по младенческой смертности... Ежедневно: каждый седьмой из пяти с половиной тысяч появившихся на свет детей — внебрачный, более 80 рождаются больными, более 300 — недоношенными... Ежегодно совершается почти 11 тысяч абортов.

□ хозяйственно-экономическая — ведение общего (как правило)
хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых усло­
вий на основе распределения семейных ролей и обязанностей,
забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

Материальное положение большинства российских семей достигло критического состояния: нищенская зар­плата и пенсия (30,4% живут ниже уровня бедности), рост безработицы (14% экономически активного населе­ния были зарегистрированы как безработные или час­тично занятые), резкое удорожание стоимости содержа­ния детей в учреждениях дошкольного и дополнительного образования существенно влияют на нравственно-психо­логический климат семьи, а следовательно, и на характер ее формирующего воздействия.

□ воспитательная — создание условий для формирования лично­
сти каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей); сис­
тематическое воздействие семейного коллектива на каждого из
его членов; передача и воспроизведение социального, трудово­
го и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

Ежедневно: 1288 детей в результате распада семьи остаются без одного из родителей, 30 малышей переда­ются на воспитание в дом младенца (ребенка), 132 — под опеку и усыновление, 237 — сбегают из дома, 952 — ставятся на учет в инспекции по делам несовершенно­летних, 235 — садятся на скамью подсудимых. Утрачи­ ваются ценные традиции народной педагогики... Родители нигде не учатся сложному искусству воспитания, в шко­ лах практически прекратила свое существование система


 


158


159



ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:


педагогического всеобуча родителей; подготовка молодежи к семейной жизни и воспитанию детей с отменой (по не понятной причине!) курса «Этика и психология семейной жизни» не осуществляется. Л между тем ответствен ноешь за воспитание детей лежит прежде всего на совес­ти родителей...

U нравственно-психологического обеспечения — создание благо приятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, мо­рально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества. В современных условиях семья, выступая в каче­стве закрытой для посторонних группы, призвана стать для че­ловека своего рода психологическим убежищем от столкнове­ний с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях;

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

Ежедневно: создаются 3616 семей, расторгаются 1534 брака. Основные причины расторжения брака: нравствен но-психологическая и педагогическая неподготовленность к строительству семейных отношений, к воспитанию де­тей, прогрессирующие финансово-экономические слож­ности, жилищно-бытовые проблемы... В семье нарастает тревожность, возникает дискомфорт во взаимоотношени­ях — все это неизбежно и негативно сказывается на воспи­ тании детей.

□ коммуникативная — организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, соци­альными группами;













ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ.

В связи с интенсификацией производственной дея ^^  тельности взрослых членов семьи, которые вынуждены ;«ЖШ^Щ больше работать, чтобы обеспечить прожиточный мини \*Д ,?*-4^к мум, возник дефицит внутрисемейного общения, являю tfL^^B шегося одним из основных каналов воспитательного boj ф ^^^| действия; телевидение монополизировало сферу обще-^^^^ ния, выбрасывая информацию самого сомнительного свойства и качества; в результате урбанизации усиливает­ся анонимность общения взрослых и детей...

□ рекреативная — организация досуговой деятельности, обеспе­чение условий для восстановления сил, здоровья членов се­мейного коллектива.

160


 

 

Семье недостает свободного времени и средств, кото­рые можно было бы направить на укрепление здоровья, развитие внутрисемейного общения, организацию досу­га, семейный туризм и активный отдых, на самосовер­шенствование и развитие детей.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 379.