ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:
• вы проанализируете основные факторы влияния среды на формирование личности;
• охарактеризуете место семьи в совокупности средовых факторов;
• совершите небольшой экскурс в историю семьи и семейного воспитания;
• познакомитесь с важнейшими функциями современной семьи,
а также с тем, в каких социально-экономических условиях
и как ей приходится эти функции реализовывать;
• определите основные подходы к классификации семьи;
• узнаете, какими факторами обусловлена особая значимость
влияния семьи на человека и еще кое-что о семейном воспитании;
• начнете учиться анализировать семью и характер
ее влияния на личность...
♦ СРЕДА И ЕЕ РОЛЬ Б ФОРМИРОВАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Среда характеризуется множественностью, качественным разнообразием, противоречивостью формирующих воздействий. В целях определения их характера и педагогической корректировки принято разделять средовые факторы на три группы (макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы) — в качестве логического основания такой дифференциации принимается масштаб среды (макросреда, мезосреда, микросреда), а также степень активности и опосредованное™ влияния соответствующего фактора на личность.
4* |
□ Функционирование и развитие всех трех уровней среды взаимообусловлено и взаимосвязано: изменения макросреды приводят к изменению мезо-и микросреды, и наоборот.
□ Влияние факторов среды объективно, в основном стихийно, фронтально1 и взаимообусловлено. При этом отсутствие или
1 Фронтшгъное — в значении: общее, распространяющееся на всех, производимое одновременно.
153
недостаточная активность влияния каких-либо факторов — это тоже фактор (например, отсутствие семьи — важнейшего фактора развития человека — обстоятельство, формирующее значение которого трудно переоценить). □ Степень опосредованное™ влияния факторов среды разная: макросреда воздействует на развитие человека и формирование его личности главным образом опосредованно; мезосреда оказывает и прямое, и опосредованное ближайшим окружением влияние; микросреда трансформирует влияния макро- и ме-зосреды и воздействует чаще всего прямо и непосредственно.
□ Социальные микрогруппы, к которым принадлежит личность и которые выступают в качестве важнейших факторов ее социализации, оказывают разное воздействие в различные этапы возрастного развития человека: в младенческом и дошкольном возрасте ведущую роль играет семья; на младшего школьника
семья влияет примерно в той же мере, что школа и детский коллектив; в подростковом и юношеском возрасте становится все более значимым влияние сверстников; на взрослою человека влияют прежде всего социально-профессиональная группа, семья, отдельные личности.
Наиболее активными факторами формирования и социализации личности человека являются семья и коллектив: характер и специфику их влияния мы рассмотрим подробнее. При этом рекомендуем следующую организацию изучения проблемы: общее представление о роли и характере формирующего влияния среды, в том числе таких ее компонентов, как семья и коллектив, вы можете получить на лекциях и при самостоятельном освоении учебного материала, а более детальное обсуждение тем «Семья и становление личности», «Коллектив как фактор социализации личности» целесообразно провести на семинарских или практических занятий либо в другой коллективной форме.
♦ РЕТРОСПЕКТИВА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Недолог век семьи на фоне истории развития человечества — по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Если заглянуть в глубокую древность, то мы увидели бы, как по мере развития орудий труда и форм хозяйствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава родовой, а позднее соседской общины, из большой, часто объединяющей под одним кровом сотни людей семьи, и создать моногамный союз мужчины и женщины.
Из разнообразных форм совместного проживания людей
человек разумный (Homo sapiens)
разумно выбрал семью,
как вариант, оптимально отвечающий его потребностям,
обеспечивающий стабильность и поступательное развитие человеческого сообщества.
154
155
К СЛОВУ! |
МАЛЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
МОНОГАМИЯ (от греч. monos — один, единственный и gamos — брак) — единобрачие, сожительство одного мужчины с одной женщиной. Противоположное — полигамия (многобрачие).
Первая историческая форма моногамии — патриархальная семы, (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов).
У слова «семья» есть синоним — «фамилия». Любопытна этимология (происхождение) этого понятия:
К СЛОВУ!
ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
FAMILIA (лат.) в Древнем Риме — это: 1) семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой вхотили и рабы2; 2) совокупность ра бов, принадлежащих одному человеку3.
Однако вернемся к патриархальной семье: этнографические данные позволяют сделать вывод, что одной из ее основных функций в этот период является продолжение рода, связанное с воспитанием детей, — передачей им накопленного опыта, формированием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и принятых нормах поведения.
Вплоть до нового времени семья сохраняла за собой монополию в воспитании подрастающего поколения, причем формы и способы воспитательного воздействия семьи (наглядный пример ее старших членов, обучение труду в процессе совместной практической деятельности, включение ребенка в существующую систему социально-нравственных отношений в роли субъекта этих отношений) на протяжении многих тысячелетий оставались практически неизменными.
Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья); формирующее влияние изменяется по характеру (активную
роль приобретает система общественного воспитания, пример родителей перестает быть главным фактором социализации личности, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания семья не утрачивает.
В двадцатых—тридцатых годах нашего столетия в русле революционных преобразований, которые происходили в Советской России, некоторые идеологи анархистского толка настаивали на упразднении семьи, лишении ее воспитательных функций — миссию воспитания подрастающего поколения, по их мнению, призвано взять на себя государство, которое уполномочит специально подготовленных людей профессионально и идеологически выдержанно воспитывать будущих строителей нового общества.
Теория отмирания семьи как социального института и источника воспитания детей находила своих последователей и позднее. Так, академик С.Г. Стру-милин (1877—1974), автор многих работ по проблемам экономики, демографического планирования и т.д., в своей книге «Наш мир через 20 лет» (издана в 1964 г.) писал: «Каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит путевку в детские ясли, из них — в детский сад с круглосуточным содержанием или детдом, затем в школу-интернат, а из него уже с путевкой в самостоятельную жизнь на производство или на дальнейшую учебу»4. Примечательно, что, отрицая семейное воспитание, автор столь жуткого прогноза в годы войны принял в свою семью более десятка обездоленных детей и воспитал их... Так, во всяком случае, говорят...
В качестве совсем уж курьезного примера приведем выдержку из декрета, принятого в 1918 г. во Владимире:
«После 18-летнего возраста всякая девица объявля ется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая за муж, обязана под страхом строгого взыскания и нака зания зарегистрироваться в бюро «свободной любви» при комиссариате призрения.
(...) Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предос тавляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства.
2 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 636.
3 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 602.
4 Струмилин С.Г. Наш мир через 20 лет // Избр. произведения: В 5 т. М., 1965. Т. 5. С. 435.
156
157
Дети, произошедшие от такого рода сожительства, поступают в собственность республики»5.
К счастью, человек разумный (Homo sapiens) разумно сумел сохранить одно из главных своих достояний — семейный очаг, а сама жизнь подтвердила несостоятельность, надуманноеть теории, предвещающей гибель семьи и отмену семейного воспитания.
Для того чтобы понять причины жизнеспособности и социальной устойчивости семьи, выявить истоки и специфику ее формирующего влияния, следует, прежде всего, определить, что такое семья и каковы ее основные функции.
♦ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ семьи И КОЕ что о топ,
КАК ОНА ИХ РЕАЛИЗУЕТ
«Семья есть микрокосм того общества, которое ее создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, — писал русский общественный деятель, публицист и философ Н.В. Шелгунов (1824—1891). — Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание...»6
ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ':
В 1994 году в России было около 40 миллионов семей; семьи объединяли примерно 91% населения страны, число одиночек составляло 11,6 млн человек (* 9%).
С |
Е М ЬЯ — основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:
5 Социализация женщин. Петроград., 1918. С. 34—35.
6 Шелгунов Н.В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспи
тании. 4-е изд., доп. М., 1986. С. 216.
7 Здесь и далее в рубрике «Факты свидетельствуют» использованы следую
щие материалы: Морозов В. Первый ежегодный отчет России. Отчет для граж
дан России. Наше положение экономическое, социальное и международное.
М., 1995. 56 с; Положение детей в России / Под ред. А.И. Лиханова М., 1992.
Цит. по: Семья как объект социальной работы. Социальная работа. Вып. № 7.
М., 1993. С. 97.
р репродуктивная — рождение детей: заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека ра зумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их;
ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ.
В 1994 году в России родилось 1 456 400 человек — умерло 2 326 100!.. Россия лидирует среди всех развитых стран ИИра по младенческой смертности... Ежедневно: каждый седьмой из пяти с половиной тысяч появившихся на свет детей — внебрачный, более 80 рождаются больными, более 300 — недоношенными... Ежегодно совершается почти 11 тысяч абортов.
□ хозяйственно-экономическая — ведение общего (как правило)
хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых усло
вий на основе распределения семейных ролей и обязанностей,
забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;
ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:
Материальное положение большинства российских семей достигло критического состояния: нищенская зарплата и пенсия (30,4% живут ниже уровня бедности), рост безработицы (14% экономически активного населения были зарегистрированы как безработные или частично занятые), резкое удорожание стоимости содержания детей в учреждениях дошкольного и дополнительного образования существенно влияют на нравственно-психологический климат семьи, а следовательно, и на характер ее формирующего воздействия.
□ воспитательная — создание условий для формирования лично
сти каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей); сис
тематическое воздействие семейного коллектива на каждого из
его членов; передача и воспроизведение социального, трудово
го и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;
ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:
Ежедневно: 1288 детей в результате распада семьи остаются без одного из родителей, 30 малышей передаются на воспитание в дом младенца (ребенка), 132 — под опеку и усыновление, 237 — сбегают из дома, 952 — ставятся на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, 235 — садятся на скамью подсудимых. Утрачи ваются ценные традиции народной педагогики... Родители нигде не учатся сложному искусству воспитания, в шко лах практически прекратила свое существование система
158
159
ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ: |
педагогического всеобуча родителей; подготовка молодежи к семейной жизни и воспитанию детей с отменой (по не понятной причине!) курса «Этика и психология семейной жизни» не осуществляется. Л между тем ответствен ноешь за воспитание детей лежит прежде всего на совести родителей...
U нравственно-психологического обеспечения — создание благо приятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества. В современных условиях семья, выступая в качестве закрытой для посторонних группы, призвана стать для человека своего рода психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях;
ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:
Ежедневно: создаются 3616 семей, расторгаются 1534 брака. Основные причины расторжения брака: нравствен но-психологическая и педагогическая неподготовленность к строительству семейных отношений, к воспитанию детей, прогрессирующие финансово-экономические сложности, жилищно-бытовые проблемы... В семье нарастает тревожность, возникает дискомфорт во взаимоотношениях — все это неизбежно и негативно сказывается на воспи тании детей.
□ коммуникативная — организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами;
ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ.
В связи с интенсификацией производственной дея ^^ тельности взрослых членов семьи, которые вынуждены ;«ЖШ^Щ больше работать, чтобы обеспечить прожиточный мини \*Д ,?*-4^к мум, возник дефицит внутрисемейного общения, являю tfL^^B шегося одним из основных каналов воспитательного boj ф ^^^| действия; телевидение монополизировало сферу обще-^^^^ ния, выбрасывая информацию самого сомнительного свойства и качества; в результате урбанизации усиливается анонимность общения взрослых и детей...
□ рекреативная — организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.
160
|
Семье недостает свободного времени и средств, которые можно было бы направить на укрепление здоровья, развитие внутрисемейного общения, организацию досуга, семейный туризм и активный отдых, на самосовершенствование и развитие детей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 379.