И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ СЛОЖНОСТИ,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О КОТОРЫХ СТОЛЬ МРАЧНО СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ БЕСПРИСТРАСТНЫЕ ФАКТЫ,

СЕМЬЯ БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,


Ничто не действует в младых душах дет­ских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей дру­гой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.

Н.И. Новиков «О воспитании и наставлении детей»




ИБО

♦ СПЕЦИФИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ

Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семья играет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ре­бенка; в младшем школьном возрасте семья доминирует в удов­летворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познаватель­ной сферы; на этапах отрочества и юности влияние семьи, не­сколько ослабевая в целом, сохраняет для растущего человека большое значение в части развития его самопознания, личност­ного, социального и профессионального самоопределения8.

Дифференцированно семья влияет и на детей разного пола: из­вестно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более пластичны к ее воздействию.

8 См.: Белкин АС. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Екатеринбург, 1992.


В значительной степени реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает.

Вместе с тем есть и ряд общих факторов, обеспечивающих осо­ бую роль семьи в социализации личности. К ним относятся:


ЪяР

Ь

а &

□ Непрерывность, устойчивость, систематичность фор­ мирующих воздействий — семья оказывает влияние на развитие человека с момента появления на свет {народная мудрость гласит, что формирование личнос­ти ребенка начинается с рождения его родителей) и практически до его последних дней. Прежде всего поэтому семью большинство участников социологи­ческих опросов ставят на первое место в ряду фак­торов, наиболее значимых в формировании личнос­ти, подтверждая тезис о том, что семья — не просто важный, а необходимый, глубоко специфический компонент социализации человека9.

О Воспитательные отношения в семье основаны на чув­ ствах родства, любви, доверия, взаимной ответствен­ ности: даже в тех случаях, когда названные чувства утрачены, либо когда человек воспитывается вне се­мьи, это обстоятельство выступает как важный фак­тор формирования его личности. «В хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, господ­ствуют чуткие отношения к слову, к мысли и чувствам, к взгляду, еле заметному оттенку настроения, в отношениях добра и согла­сия, взаимной помощи и поддержки, духовного единства и щед­рости, доверия и взаимного уважения родителей, перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримири­мость ко всему аморальному и антиобщественному»10, — писал В.А. Сухомлинский.

CJ Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и дея­ тельности, призвано способствовать духовному обо­гащению каждого члена семейного сообщества, пе­редаче и усвоению опыта. Приходится констатиро-


вать, однако, что резкое уменьшение числа детей в семье, огра­ничение возможностей межпоколенного общения в связи с нукле­ аризацией семьи (выделением супругов и их детей из состава ро­дительской семьи), порожденной естественным стремлением суп­ружеских пар жить отдельно от родителей, во многом изменили сегодня (чаще — не в лучшую сторону!) характер влияния этого фактора.

□ Взаимная направленность формирующих воздействий — влияние
оказывают не только старшие члены семьи на

младших, но и наоборот: дети зачастую побуж­дают взрослых к самосовершенствованию, из­менению своего образа жизни, поведения, при­вычек. «...Воспитание есть только самосовер­шенствование, которому ничто не помогает столько, как дети»", — писал Л.Н. Толстой.

Благоприятная возможность для учета индиви­ дуальных особенностей, актуального психическо­ го состояния, потребностей и интересов каждого члена семьи — в системе общественного воспи­тания, в процессе взаимодействия человека с внешней социальной средой такая возмож­ность объективно ограничена.

Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния — взаимодействие человека с людьми, не вхо­дящими в состав его семейного окружения,

имеет главным образом рациональные мотивы и, как правило, рационально по своему харак­теру. И вновь обратимся к В.А. Сухомлинско-му: «Тонкость ощущения человека, эмоцио­нальная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого чело­века — все это постигается прежде всего в се­мье, во взаимоотношениях с родными»12.


 


9 См.: Семья и общество / Под ред. А.Г. Харчева. М, 1982. С. 17. 10 Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. Т. 3. С. 409.

162


11 Толстой Л.Н. Письмо к неизвестной // Умом и сердцем: Мысли о воспи­
тании. 4-е изд., доп. М, 1986. С. 240.

12 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский. Избр. пед.
соч.: В 3 т. М, 1979. Т. 1. С. 490.

ь>                                                                                                                                 163


     
 



♦ ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ

Степень формирующего влияния семьи во многом обусловле­на ее структурой, характером и стилем взаимоотношений, спо­собностью и готовностью семейного сообщества реализовать свои функции.

Единого подхода к определению типологии семьи нет, одна­ко чаще всего принято классифицировать семьи по следующим основаниям:

В зависимости от количества детей: бездетные, однодет-ные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (более 3 детей).

В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети).

В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистриро­ванном браке).

В зависимости от характера взаимоотношении в семье: бла­гополучная и неблагополучная — традиционное деление; гармо­ничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная13.

И ВНОВЬ ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

В 1994 году в России были зафиксированы: безлетных семей — примерно 2,6 млн; семей, состоящих из матери и ребенка. — 1583 млн; процент семей, имеющих:


 

1 ребенка                                                                             — 53,7

2 детей                                                                                 — 36,9

3 и более детей                                                                    — 9,4 среднее количество детей в семье —       1 щ тогда как для простого воспроизводства необходимо                    — 2,15











Дата: 2018-12-28, просмотров: 296.