По поводу того, чем родителям следует руководствоваться в процессе семейного воспитания, в течение многих столетий ведется полемика, в ходе которой сталкиваются сторонники трех основных подходов:
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОДХОД, - провозглашающий абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентации, поступков, действий. |
АВТОРИТАРНЫЙ ПОДХОД, - основанный на подавлении самостоятельности, любой инициативы ребенка, требовании послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний в качестве основных способов воздействия.
ш |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД, - предполагающий единство прав и обязанностей ребенка, выражающий оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирующий его самостоятельность, активность, целеустремленность.
Кто прав? И вообще, можно ли определить как бесспорно верный или, напротив, бесспорно ошибочный любой из этих подходов?
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
«Конвенция о правах ребенка», принятая Организацией Объединенных Наций в 1989 году, и признающая, что «ребенку для полною и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»14, декларирует необходимость
" См.: Буянов МИ. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988. С. 5-6.
164
14 Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН (1989) // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.. 1990. С. 389.
165
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: |
защиты детей «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения» (ст. 19)15. В этой норме международного права содержится прямое указание на недопустимость проявления авторитаризма — диктата — насилия (авторитарный подход) по отношению к ребенку; подчеркивается необходимость заботы и бережного, внимательного отношения к нему, что не может быть в полной мере обеспечено при осуществлении либерального подхода, ориентированного на невмешательство.
Так можно было бы оценить представленные выше подходы к семейному воспитанию, исходя из правового аспекта проблемы. А если проанализировать суть авторитарного и либерального подходов к воспитанию даже не с позиций науки, убедительно доказавшей необходимость активной роли педагога (родителей) в воспитании, а с точки зрения здравого смысла, то очевидно, что плоды, полученные в результате реализации названных подходов, будут чаще всего горькими.
Так, авторитарный стиль семейного воспитания, основанный, как правило, на диктате, порождает у растущего человека склонность к приспособленчеству или, напротив, авторитаризм, диктат, агрессивность во взаимоотношениях вне семьи, особенно с теми, кто слабее. Насилие порождает насилие — это аксиома!
В случае применения либерального подхода ребенок
г^ освобождается от влияния семьи, что чаще всего приво-
VF дит к выходу его из круга семейных интересов, семейно
му го взаимодействия и общения, следовательно, к утрате
W " возможности естественным путем осваивать житейский
^М и социальный опыт старших.
* Впрочем, изучение способов и правил воспитатель-
ной деятельности не входит в задачи курса общей педагогики, если мы и затронули эту проблему, то лишь с целью показать, во-первых, что семейное сообщество, будучи одним из важнейших факторов социализации личности, может оказывать на нее самое противоречивое влияние; во-вторых, что знание особенностей осуществления семейного воспитания позволит педагогу в определенной мере скорректировать влияние семьи и построить свою деятельность с учетом его характера. Но для этого...
15 Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН (1989) // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М, 1990. С. 395.
166
^ |
Q применять адекватные методы изучения и анализа воспитательного потенциала семьи;
□ прогнозировать возможные результаты формирования личности ребенка в условиях конкретной семьи в конкретных обстоятельствах ее развития и развития общества;
□ планировать воспитательную деятельность с учетом характера формирующего влияния семьи и возможности его корректировки;
Q устанавливать правильные (педагогически целесообразные, тактичные, основанные на общих интересах) взаимоотношения с семьей, обеспечивать конструктивное взаимодействие с родителями и другими старшими членами семейного сообщества, использовать его социально-нравственный и культурный потенциал в решении педагогических задач;
□ оказывать помощь родителям в развитии педагогической куль
туры, в решении практических проблем, связанных с воспита
нием детей в семье.
♦ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1. Академик, доктор психологических наук А.В. Петровский, утверждая, что характер взаимоотношений взрослых и детей имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, выделил пять основных стилей или, как он их называет, — «тактик семейного воспитания»16:
■ ДИКТАТ
■ ОПЕКА
■ КОНФРОНТАЦИЯ
■ МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ
■ СОТРУДНИЧЕСТВО
16 См.: Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. С. 39-42. |
167 |
Предлагаем вам сформулировать определения для каждой из вышеназванных тактик и дать нравственно-психологическую оценку соответствующему стилю (типу, тактике) взаимоотношений взрослых и детей в семье.
К СЛОВУ! |
толковый ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
НЕ ЗАБУДЬТЕ ВНЕСТИ ЭТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
При анализе тактик воспитания предлагаем вам опираться на те варианты, которые охарактеризовал известный детский психиатр М.И. Буянов, рассказывая о крайностях (дефектах) воспитания.
Воспитание по типу Золушки, когда родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно, предъявляя к нему повышенные требования, но не одаряя теплотой и лаской. Дети в таких семьях вырастают, как правило, нерешительными, боязливыми, неспособными постоять за себя, уходящими в мир иллюзий — несбыточных надежд на «сказочного» принца, который избавит их от сложностей жизни.
Воспитание по типу кумира семьи — выполняются все требования детей, которые нередко становятся капризными, упрямыми, не признающими запретов и авторитетов. Эгоизм, необязательность, потребительское отношение к окружающим — все это может быть порождено таким стилем отношений в семье.
Гиперопека — вид воспитания, которое сводится к лишению ребенка самостоятельности, инициативы.
Гипоопека — ребенок предоставлен сам себе, его никто не контролирует, никто не пытается помочь ему в нелегком процессе личностного развития.
Воспитание по типу кронпринца — обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители, занятые преимущественно собой, своей карьерой, не уделяют детям должного внимания...17
2. Сопоставьте стили воспитания, предложенные А.В. Петровским и М.И. Буяновым. Можно ли на основании знакомства с двумя названными подходами к классификации стилей внутрисемейных отношений взрослых и детей сформулировать общую типологию? Попытайтесь сделать это.
3. Прочитайте фрагменты работ о проблемах семейного воспитания, представленные в разделе «Проблемно-аналитический материал», и сформулируйте свое педагогическое «кредо», в котором в форме аксиом охарактеризуйте роль семьи в формировании личности и требования к организации семейного воспитания.
17 См.: Буянов М.И, Беседы о детской психиатрии. М., 1986. С. 171-172. 168
КРЕДО (от лат. credo — верю, верую) — убеждения, взгляды, основы мировоззрения.
4. «...Фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброшены, — пишет в «Книге для родителей» А.С. Макаренко. — Рост и воспитание детей — это большое серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя». Что и почему А.С. Макаренко называл «фокусами» и «трюками»? Ответить на этот вопрос вам поможет одна из самых интересных работ по проблемам семейного воспитания «Книга для родителей» А.С. Макаренко. Не только как будущим педагогам, но и как сегодняшним и завтрашним мамам и папам вам просто совершенно необходимо ее прочитать. Благо, что и написана она прекрасным языком, поскольку задумывалась автором как художественно-публицистическое произведение.
5. Прочитайте «Книгу для родителей» А.С. Макаренко и «Родительскую педагогику» В.А. Сухомлинского и составьте свод правил семейного воспитания по каждой из них. Сравните полученные результаты с вашими собственными представлениями о семейном воспитании. В какой мере они совпадают? Обнаружили ли вы нечто такое, о чем ранее не задумывались?
6. Н.В. Шелгунов писал: «Навязывая детям свои тенденции, свои предвзятые идеи и убеждения, мы создаем из них рабов, а не свободных людей; мы только меняем ливреи рабства, но не творим людей, которые должны думать и действовать по-своему и сами должны создавать свои обстоятельства»18. Согласны ли вы с автором этих строк? Какой из уже известных вам подходов (стилей, тактик) семейного воспитания можно было бы обосновывать, используя в качестве аргумента мысль Н.В. Шелгунова? Кстати, а может ли служить аргументом ссылка на высказывание классика?
7. Вы познакомились в тексте с фактами, свидетельствующими о сложном положении семьи и проблемах семейного воспитания. Попытайтесь определить задачи школы и педагогов, обусловленные этими проблемами.
18 Шелгунов Н.В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. 4-е изд., доп. М., 1986. С. 206.
169
Это задание целесообразно выполнять в форме обсуждения за «круглым столом» в составе академической группы на семинарском или практическом занятии.
Кстати, обратите внимание на то, как ровно сто лет назад (1898 г.) оценивал положение семьи и проблемы семейного воспитания А.Н. Острогорский (см. в разделе «Проблемно-аналитический материал» фрагмент работы «Семейные отношения и их воспитательное значение», начинающийся со слов «Склад семейной жизни ... значительно изменился»).
8. Составление программы проведения «круглого стола» — еще одно задание, при выполнении которого вы начнете учиться планировать организацию занятий полемического характера, будете закреплять у себя умения и навыки ведения полемики, дискуссии, диспута.
К СЛОВУ!
МАЛЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ |
=> ПОЛЕМИКА (от греч. polemikos — воинственный, враждебный) — острый спор при обсуждении, выяснении каких-либо проблем, вопросов. Производные понятия: полемист, полемический.
9. Вас пригласили воспитателем в дом Наташи Ростовой. Следует полагать, что прежде всего вы, опираясь на уже приобретенные знания в области психологии и общей педагогики, постараетесь изучить семью Ростовых. Опишите, какие методы психологического и педагогического исследования вы могли бы использовать при решении этой задачи, разработайте программу изучения семьи и охарактеризуйте ее по схеме: тип семьи (по структуре, составу, характеру взаимоотношений); какие функции она выполняет и как; степень влияния на развитие Наташи Ростовой тех особенностей, которые присущи этой семье, подхода к воспитанию и сложившегося стиля взаимоотношений с детьми. Определите задачи, стратегию и тактику своего педагогического поведения и воспитательной деятельности с учетом, во-первых, специфики формирующего влияния данной семьи, во-вторых, того, что воспитывать вам поручили сына и дочь графа Ростова.
10. Для сравнения проанализируйте семью Прокла и Дарьи, персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Мороз—Красный нос»; опишите особенности воспитания детей в этой крестьянской семье, определите, какие из этих особенностей можно было бы обнаружить в современной сельской семье.
170
11. Вы приступили к работе в качестве классного руководителя и начали знакомиться с семьей. Опишите программу, методику и возможные результаты своего исследования (по представленной выше схеме).
12. В российских школах совместно обучаются дети разных национальностей, безусловно, необходимо учитывать специфику формирующего влияния их семей. Попробуйте описать наиболее рельефные особенности воспитания мальчиков и девочек в еврейской, немецкой, русской, татарской семьях, сохранивших свой национальный уклад, традиции, обычаи и проживающих в городской и сельской местности. И это задание целесообразно выполнить совместно в группе на семинарском или практическом занятии.
13. Что бы вы предложили включить в план лектория для родителей учащихся первого и седьмого класса?
А для молодоженов? Составьте примерные тематические планы лекториев и кратко изложите аргументы в обоснование избранного вами содержания.
Мы надеемся, что выполнение этих заданий поможет вам не только в обретении умений и навыков профессиональной деятельности, но и в планировании своей семьи и системы отношений в ней. УСПЕХА!
ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)
П . Ф . Лесгафт (1837-1909),
педагог , анатом , врач
Семейная жизнь ребенка
(Выдержки) (1885-1890 гг.)
Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился в жизни руководиться этим идеалом.
171
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его семейной жизни: 1) чистота; 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком; 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полное признание за ним права личной неприкосновенности19.
А . С . Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог , писатель Книга для родителей
(Отрывки) (1937 г.)
«Основной конфликт» — отсутствие времени — наиболее распространенная отговорка родителей-неудачников. Защищенные от ответственности «основным конфликтом», они рисуют в своем воображении целительные разговоры с детьми. Картина благостная: родитель говорит, а ребенок слушает. Говорить речи и поучения собственным детям — задача невероятно трудная. Чтобы такая речь произвела полезное воспитательное действие, требуется счастливое стечение многих обстоятельств. Надо, прежде всего, чтобы вами выбрана была интересная тема, затем необходимо, чтобы ваша речь отличалась изобразительностью, сопровождалась хорошей мимикой; кроме того, нужно, чтобы ребенок отличался терпением. (...)
Дорогие родители!
Не подумайте, пожалуйста, что всякая беседа с ребенком не имеет смысла. Мы предостерегаем вас только от чрезмерных надежд на разговоры.
Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед.
Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли.
Иногда эта позиция прямого противостояния субъекта и объекта несколько разнообразится, но расстояние в три метра остается прежним. Ребенок как будто на привязи, кружит вокруг воспитателя и все время подвергается либо действию голосовых связок, либо другим видам непосредственного влияния. Иногда ребенок срывается с привязи...
...Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспи-
19 Лесгафт П.Ф Семейная жизнь ребенка // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 295.
172
тание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.
Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя.
Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание индивидуальной домашней дрессировкой. Все равно это окончится неудачей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитаете урода20.
...Фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброшены. Рост и воспитание детей — это большое серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя. Если вы родили ребенка — это значит: на много лет вперед отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель21.
А . Н . Острогорский (1840-1917),
педагог , писатель , редактор журнала
«Педагогический сборник»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 581.