Техника педагогического общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1987 г.)

...Может возникнуть вопрос: не преувеличена ли роль общения в педагогическом процессе? Конечно нет! Современный мир и существо­вание ребенка в нем весьма сложны. Если раньше школьники соглаша­лись на позицию ведомого, то тперь мы должны стремиться к ситуации сотрудничества, а она предъявляет определенные требования к органи­зации процесса общения. Такими требованиями могут быть: а) довери­тельность (проверьте, есть ли в общении с детьми эта тональность); б) диалогичность (надо уметь слушать ребенка как объект-субъект воспи­тательного влияния); в) взаимопонимание (без которого нет сотрудниче­ства, оно является психологической основой сотрудничества); г) реаль­ный психологический контакт (возникает на основе деловых и личных связей); д) способность отказаться от воздействия и перейти к взаимо­действию28.

В.А. Кан-Калик предлагает учителям руководствоваться сле­дующими заповедями педагогического общения {«Заповеди» приво­дятся в изложении29):

□ Педагогический процесс строится на фундаменте отношений с детьми. Именно они придают ему неповторимый личностный смысл, ок­рашивают содержание учебного материала или педагогические требова­ния той гаммой чувств, без которой педагогические воздействия не достигают тайников души ребенка. Думайте над своими взаимоотноше­ниями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.

□ При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка.

□ Необходимо ориентировать речь на конкретного собеседника.

□ Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только информацией: необходимо организовывать взаимоотношения, познавать личность ребенка, оказывать определенное воздействие.

□ Не строить общение с детьми «сверху вниз».

□ Необходимо уметь понять психологическую атмосферу в группе, уметь наблюдать за детьми, сопоставлять сегодняшнюю психологичес­кую атмосферу со вчерашней; следует формировать у себя навыки «психологического камертона», который подскажет лучшие подходы к личности; уметь поставить себя на место учащихся.

□ Нужно уметь, не перебивая и не отвлекаясь, слушать детей,
нельзя предъявлять к их мыслям и высказываниям «взрослые требова­
ния».

■* Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагоги­ческой технике / Под ред. Л.И. Рувинского М., 1987. С. 18. 29 См.: Там же. С. 33-41.

149


□ Организуя общение с детьми, необходимо выявлять и учиты
изменения их настроения.                                                                             ать

□ Нельзя забывать о том, что возникающие в процессе педаг
ческого общения конфликты могут быть следствием ошибки и даже И"
дагогической несостоятельности учителя. Конфликт необходимо «нейт 6"
лизовать и исправлять». Не надо бояться конфликтов и лучше всего "
прогнозировать, т.е. предполагать направление их развития, возможнь*
варианты выхода из них. Уход от конфликтов возможен до тех по
пока это не начинает отрицательно влиять на общение, взаимоотноше
ния его участников и результаты дела.

□ Следует быть тактичным, убеждая в чем-либо детей, показывая ошибочность их суждений.

□ Для общения губительны паузы — оно должно стремительно раз­виваться.

□ Педагог должен быть инициативным в общении с детьми: уметь быстро и энергично организовывать психологический контакт с ними целенаправленно управлять межличностным взаимодействием.

□ В общении следует особо учитывать некоторые индивидуально-психологические особенности девочек, девушек.

□ Необходимо избегать

штампов в общении с детьми. Штампы мо­гут проявиться: в общей манере вести себя; в стереотипных реакциях на поведение учащихся; механическом следовании запланированной схеме разговора; в психологической закрытости педагога.

□ Очень важно преодолевать негативные установки по отношению
к отдельным детям.

«Голая» критика поведения, знаний, образа жизни школьников бес­полезна, если она не содержит в себе преобразующие, конструктивные начала и не передает ребенку позитивного личностноп отношения к нему педагога.

□ Нужно чаще улыбаться детям.

U Во взаимодействии с детьми постоянно должны звучать одобре­ние, похвала, поощрение.

□ Дети всегда должны знать, как к ним относится учитель.

□ Следует развивать коммуникативную память, это поможет быстро восстанавливать предыдущую ситуацию в общении, точно определять подходы.

□ Перед тем как вступить в беседу, необходимо тщательно проду­мать стратегию и тактику предстоящего разговора. Рекомендации к психологической партитуре беседы: не перебивать собеседника во вре­мя высказывания; не спешить с ответом; не отвечать на возражения категорическом тоне — это мешает диалогу; контролировать и корре тировать эмоциональный настрой во время беседы; не заканчива разговор эмоционально и содержательно неопределенным и т.д.

** т                 □ Необходимо помнить, что партнера по общей

^ ШшШ *"*  всегда волнует отношение к его личности.
^^^^ ш           ^ В системе общения педагога с детьми могут

^^ ШШШ     пикать психологические барьеры; педагог должен з

150

^|^Г^            их природу и уметь последовательно их преодолевать-


_ |Т и исследования показывают, что овладение сложным искусст-*' педагогического общения вполне возможжно. Что для этого необхо-*<i9 1. Профессиональное самопознание. 2 Т .. Профессиональное само­воспитание»30.

К.Д. Ушинский

Труд в его психическом и воспит.-ательном значении

(Выдержки из стат ~ъи) (1860 г.)

Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение© для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он со­ставляет необходимое условие не только ддля развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени > достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек н ^ может идти вперед ; не может оставаться на одном месте , но должен идти назад . Тело, серд­це и ум человека требуют труда, и это тре»бование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у чело века не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открывается две другие, обе одинаково гибельные: дорога неуто­лимого недовольства жизнью, мрачной апатией и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуни чтожения, по которой че­ловек быстро спускается до детских прихотезй или скотских наслажде­ний. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд  — и есть жизнь.

Само воспитание, если оно желает счасть-я человеку, должно воспи­тывать его не для счастья, а приготовлять к ~труду жизни.

...Воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный серьезный труд всегда тяжел31.

♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

'Рехнев B . C . Культура педагогического об^щения. М.: Просвещение, 1990.

'Римак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.

Чес гН^алик ВА- Техника педагогического обишения // Учителю о педагоги­кой технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 15387. С. 45.

Kjj Уш инский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // ■**■ Ушинский. Избр. пед. соч.: В 2 т. М, 1974. Т - 1. С. 129, 135, 142.

151


О Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.

М: Просвещение, 1987. О Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.:

Политиздат, 1988. О Кап Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое

общение в работе учителей новаторов // Учителю о педагогической

технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. С. 14-62. О Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. О Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. О Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах

организаторской работы. 2 изд., перераб. и доп. М.: Просвещение,

1981. О Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.:

В 8 т. М., 1984. Т. 3. О Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педа­гогика, 1984. О Общая психология: Учеб. пособие / А.В. Петровский, А.В. Брушлин-

ский, В.П. Зинченко и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986. О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-

нов. М.: Школа-Пресс, 1997. О Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат,

1982. О Симеонова Л. Человек рядом...: Пер. с болгарского. М.: Политиздат,

1989. О Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский. Избр.

пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 267-538.


 
















Дата: 2018-12-28, просмотров: 897.