СУЩЕСТВУЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
К |
ООПЕРАЦИЯ — сотрудничество, способствующее организации и достижению положительных результатов в совместной деятельности.
Сотрудничество характеризуется:
□ принятием субъектами взаимодействия общих целей и согласованной программы деятельности;
□ рациональным распределением функций и ролей с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности;
□ благоприятным нравственно-психологическим климатом в группе, готовностью каждого ее члена оказать помощь другим.
КОНКУРЕНЦИЯ — конфликт, столкновение противоположных целей, позиций, интересов.
134 |
□ Конфликты подразделяют на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые), кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др.
□ Конфликт в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование, разрешение.
п Возможны следующие варианты предупреждения и разрешения конфликтов: компромисс, обращение к «третейским судьям», разделение принципиальной деловой и субъективной эмоциональной сторон конфликта, переключение внимания, «взрыв», отсрочка...16
□ Специалисты утверждают, что традиционное рассмотрение кон фликта как однозначно негативного типа человеческого взаимодействия неправомерно: в определенных условиях конфликт может привести к преодолению скрытого противоречия.
♦ ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОПОНИМАНИЕ: ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
16 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 468.
135
понятийно-терминологический
комментарий вы можете внести предлагаемые дефиниции
ш в баш краткий педагогический словарь
И |
ДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление себя с другим человеком (группой людей, образом, идеалом), на основе чего происходит «принятие» объекта идентификации (партнера по общению) как самого себя. В обыденной речи это звучит так: поставить себя на чье-либо место. Идентификация является одним из способов познания и понимания партнера по общению.
З |
МПАТИЯ — «постижение эмоциональных состояний другою человека в форме сопереживания»17; способность человека с помощью чувств проникать в мир душевных переживаний другого человека, разделять его переживания. Эмпатия во многом обеспечивает успех во взаимодействии и межличностном общении, особенно важно для педагога формирование и развитие у себя способности к эмпатии.
Р |
ЕФЛЕКСИЯ — внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заимствовано из философии, которая определяет рефлексию как принцип мышления, направляющий человека на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека18.
У |
СТАНОВКА — «предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту»19. Иначе установку можно определить как возникшие до знакомства с объектом деятельности или субъектом общения гипотетическое представление о нем и его предварительная оценка, складывающиеся обычно на основе ранее полученной информации, теоретических умозаключений, ожиданий и т. д.
17 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1985. С. 409.
18 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 579.
19 Краткий психологический словарь. С. 369.
136
rf
На базе установок
возникают разнообразные социально-психологические эффекты,
в ряду которых наиболее известны и значимы
в педагогической деятельности
Эффект ореола,
Эффект первого впечатления,
Эффект первичности,
Эффект новизны,
Эффект стереотипизации.
□ ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает порой разглядеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
□ ЭФФЕКТ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем.
□ ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ - придание большего значения при восприятии и оценивании незнакомого или малознакомого человека той информации о нем, которая поступила раньше.
□ ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — придание большего значения последней (более поздней) информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
□ ЭФФЕКТ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ - использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека как средства «сокращения» узнавания. Стереотипизация приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.
♦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
□ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ЭТО
Шь |
«...Многоплановый процесс организации, ус тановления и развития коммуникации, взаи мопонимания и взаимодействия между педа гогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности»2®.
(Как видно из приведенного определения, в педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции, т. е. оно несет в себе основные черты человеческого общения.)
20 Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997. С. 393.
137
ЧТОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ БЫЛО ЭФФЕКТИВНЫМ,
♦ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ.
□ закономерности общения21;
□ структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций обще ния;
□ методику изучения общения и межличностных отношений;
□ основные психолого-педагогические
требования, предъявляемые к организа
ции педагогического и в целом межличностного общения.
♦ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:
& |
□ передавать информацию, используя при этом весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов;
□ организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности;
□ понимать актуальные эмоционально-психологические состояния, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение человека, с которым он вступает в общение;
□ корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению;
□ управлять собственным психическим состоянием и поведением.
♦ ЗАДАНИЯ
лая САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЛЯДЕНИЯ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
На этот раз мы будем выполнять задания для самостоятельной работы в особой форме — мы займемся законотворчеством, или, вернее, — нормотворчеством, поскольку закон — это, пожалуй, слишком жестко и авторитарно.
21 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального (педагогического) образования. Раздел 2.2.3.
К СЛОВУ! н<^-Ц------------------------------------------------- 1
П Jl^Fp НОРМА (от лат. norma) — узако-
ТОЛКОВЫЙ х^ьУ ненное установление, признанный
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ обязательным порядок чего-либо22.
СЛОВАРЬ »^——■—
«Творить нормы» мы будем следующим образом: вообразим, что каждый из участников действа является членом законодательного органа (допустим, что это будет парламент), созданного волей педагогического сообщества (учителей и детей), а преподаватель кооптировал себя в состав этого парламента, разумеется, в роли его спикера. Граждане сообщества, в известной мере удовлетворенные (?) реализацией прежних требований «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ!) и «Liberte, Egaliti, Fraternite» (Свобода, Равенство, Братство), выдвигают новые требования, в которых все настойчивее звучат слова LEX (Закон) и NORMA (Порядок).
Члены парламента (студенты вашей академической группы, ваши коллеги), ознакомившись с перечнем предлагаемых к разработке норм, самостоятельно готовят свои версии, обсуждают их в малых группах (во фракциях) и принимают по результатам дискуссии на пленарном заседании общее решение. Одна существенная норма, которой вы будете руководствоваться в работе, — каждый нормативный акт должен включать в себя ровно 5 пунктов, каждая позиция в этом документе должна быть выражена лаконично, конкретно, недвусмысленно, тактично. Итак, за работу...
1. «Исповедуя принцип гуманизма, мы утверждаем, что любая внешняя деятельность, в которую вовлекаются дети, может быть направлена только на их пользу и потому должна отвечать следующим требованиям: ...»
2. «Исходя из того, что педагог, организуя любую деятельность, прежде всего стремится использовать ее потенциал как фактор разностороннего развития человека, мы убеждены, что содержание и способы осуществления деятельности должны отвечать следующим требованиям: ...»
3. «Сознавая, что участие личности в любой деятельности должно быть мотивированным, педагог как организатор учебной деятельности призван выполнять следующие правила: ...»
4. «Учитывая, что внешний контроль и оценка деятельности являются, с одной стороны, необходимым атрибутом, условием и стимулом обеспечения ее эффективности, а с другой, — могут
22 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 414.
139
вызывать внутренний протест ребенка, неудовлетворенность собой, утрату оптимизма, веры в свои возможности, мы устанавливаем следующие правила организации контроля и оценивания деятельности детей: ...»
5. «Руководствуясь интересами ребенка, мы устанавливаем пять табу (категорических «нельзя») в организации деятельности, нарушение которых считаем несовместимым с высоким званием Педагога и педагогической деятельностью: ...»
6. «Отдавая себе отчет в том, что результаты деятельности во многом обусловлены индивидуальными и половозрастными особенностями ее участников, мы предлагаем начинающему педагогу руководствоваться при организации коллективного дела:
а) в группе, где только девочки;
б) в группе, где только мальчики;
в) в группе со смешанным составом участников
следующими рекомендациями: ...»
(*По каждой позиции желательно сформулировать отдельные рекомендации.)
7. «Рассматривая общение как важный фактор социализации личности и сознавая, что его потенциал используется в недостаточной степени, мы вводим в практику педагогической деятельности следующие нормы, призванные обеспечить реализацию коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций обще-
ния
(*По каждой функции желательно разработать отдельный свод правил.)
8. «Высоко оценивая «Заповеди педагогического общения», которые предлагает начинающим учителям В.А. Кан-Калик23 (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»), мы считаем, что по форме — это, скорее, не заповеди, а размышления («заповедь» определяется как «изречение, содержащее ... предписание», «правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-либо»24) и потому берем на себя смелость представить эти заповеди в редакции, сокращенной и несколько измененной в плане логики и стиля...»
(*3десь можно отступить от принятого решения, предусмат ривающего право включать в нормативный акт не более пяти пун ктов.)
9. «Убедившись на основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта, что индивидуальная беседа в
21 См.: Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 1987. С. 14—48.
24 Ожегов СИ. Словарь русского языка. 19-е изд.. испр. М., 1987. С. 176. 140
паре «учитель — ученик» (один из важных методов воспитания) будет эффективной и откровенной при условии соблюдения определенных условий и требований, мы декларируем эти условия и требования в форме следующих правил: ...»
10. «Полагая, что умение слушать и выслушать человека не менее важно, чем умение убедительно говорить (*докажите этот тезис), мы считаем целесообразным использование педагогами следующих рекомендаций: ...»
11. «И вновь табу на то, что недопустимо в общении:
а) в целом,
б) в общении педагога с ребенком: ...»
В перерыве между заседаниями вашего парламента попытайтесь выполнить следующие задания:
12. Для того чтобы достичь успеха в общении и взаимодей
ствии с другими людьми, вы должны владеть перцептивными
умениями, т.е. должны уметь «прочитать» партнера по общению,
определить его отношение к вам. Попробуйте охарактеризовать
представление о вас, сложившееся:
а) у преподавателя педагогики;
б) куратора группы, старосты группы;
в) у близких друзей (подруг);
г) у тех, кто относится к вам равнодушно.
13. В практике своей работы каждый педагог неизбежно стал
кивается с проблемой самооценки своих профессионально значи
мых личностных качеств. При этом ему необходимо проанализи
ровать представление о нем, сложившееся у учеников и коллег.
В этой связи предлагаем вам следующее: составьте схему опрос
ного листа, включив в него из предлагаемого перечня 8—10 ка
честв, которые вы считаете наиболее важными, заполните этот
опросный лист сами, предложите заполнить его своим партнерам
по общению, сверьте полученные результаты.
Выполнение задания следует начать с группировки и ранжирования перечисленных ниже в алфавитном порядке качеств и лишь затем переходить к определению состава качеств (*решение о включении тех или иных качеств в опросный лист целесообразно принимать совместно) и к работе с опросными листами. Итак, приступаем:
Внешние данные (*кстати, имеют ли они значение в педагоги ческой деятельности и, если имеют, то какое? — этот вопрос ад ресован всем и, естественно, не предполагает включения ответа на него в характеристику);
Аккуратность;
Аналитические способности;
Воля;
141
Желание руководить другими;
Зависимость от других;
Индивидуальность (степень выраженности);
Исполнительность;
Карьеризм;
Коммуникабельность (готовность к общению, умение об щаться);
Конфликтность;
Направленность интересов;
Настойчивость;
Общественная активность;
Обязательность;
Особенности кинетического и паралингвистического общения, как и в чем они выражаются;
Особенности мышления: преобладающий тип (конкретно-образное, абстрактно-логическое), самостоятельность, гибкость, быстрота мышления;
Отношение к самому себе;
Отношение к своей внешности, вкус, умение адекватно «подать себя»;
Политическая информированность и компетентность;
Предприимчивость;
Преобладающее настроение;
Пунктуальность;
Речевые особенности (желательно описать их);
Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная);
Самостоятельность в суждениях, решениях, действиях;
Скромность;
Состояние здоровья (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное);
Социально-нравственные качества;
Способности к организаторской деятельности;
Способность генерировать оригинальные идеи;
Творческие способности;
Темперамент;
Терпение (нетерпеливость);
Тщеславие;
Удовлетворенность собой;
Уравновешенность;
Характер и формы взаимоотношений с другими людьми Честолюбие;
Чувства (долга, ответственности, справедливости, такта, гармонии, юмора);
142 |
Широта интересов; Широта кругозора.
14. Теперь вернемся на заседание парламента и проведем дискуссию в продолжение той, «стенограмма» которой представлена во фрагменте книги А.Б. Добровича «Почему прежде люди были общительнее, чем теперь?» (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»). Предлагайте свои суждения и аргументы по теме дискуссии. Вопрос и в самом деле важный и интересный... Не так ли?
15. Подготовьте рецензию на фрагмент статьи Ш.А. Амонаш-вили «Что такое педагогическое общение» (см.: «Проблемно-аналитический материал»).
16. Труд (учебный, производительный, художественно-твор
ческий и т.д.) является важнейшим видом человеческой деятель
ности и одним из главных факторов формирования человеческой
личности. Это вроде бы бесспорно. Однако в последние годы на
метилась тенденция к умалению роли труда и трудового воспита
ния в системе общего образования. Об этом свидетельствует, в
частности, резкое сокращение объема времени, вьщеляемого на
трудовое обучение, в базисном учебном плане общеобразователь
ной школы.
В качестве задания предлагаем вам выступить с декларацией (индивидуальной и/или коллективной), в которой вы в краткой и энергичной форме выразите свое мнение о роли трудового обучения и воспитания и (если вы признаете их необходимость) о том, как следует строить социально-образовательную политику в данном направлении. Учтите мнение К.Д. Ушинского, изложенное в выдержке из статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» (см.: «Проблемно-аналитический материал»).
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)
Ш . А . Амонашвили ,
академик , психолог , педагог
Дата: 2018-12-28, просмотров: 367.