Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
□ обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
□ становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
□ является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;
□ обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.
Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен.
Ш ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
~у\ редметность — она подчиняется, уподобляется свойствам и » I отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира1;
С |
оциальность ■— деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену се продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;
С |
ознательность — в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагаюшую, могиваци-онно-побудительную, регулирующую и контролирующую»2.
1 См.: Давыдов В В О месте категории деятельности в современной теорети
ческой психологии // В.В.Давыдов. Деятельность: теории, методология, про
блемы. М , 19SJ0. С. 151.
2 Бусва jl.ll . Человек: деятельность и общение. М., 1978. С. 103-104.
122
123
О Психологи различают также:
В в
нешнюю — чувственно-предметную, материальную деятельность;
нутреншою — деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, иначе — идеальную деятельность
сознания'
tf
Различают, но не противопоставляют:
А.Н.Леонтьев в этой связи отмечал, что «происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуал изируется», включает в себя выполнение сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследователя — деятельность специально познавательная, умственная par excellence — все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями»4.
♦ Структура человеческой деятельности
(по А.Н. Леонтьеву)
Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
П |
ОТРЕБНОСТЬ — состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.
См.: Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность // А.Н.Леонтьев. Избр. психолог, произведения: В 2 т. М 1983 Т 2 С 14«—152 4 Там же. С. 152.
М |
ОТИВ (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.
Ц |
ЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
З |
АДАЧА — данная в определенных условиях цель деятельности5, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий.
Д |
ЕЙСТВИЕ — единица деятельности, «произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели»6.
О |
ПЕРАЦИЯ — способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации.
♦ Общие закономерности развития деятельности
выведены одним из ведущих специалистов в области психологии деятельности В.В. Давыдовым.
О Существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности.
О Структурные компоненты деятельности постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например: потребности конкретизируются в мотивах, действие становится операцией, и наоборот).
О Различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни.
О Каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых
5 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // А.Н.Леонтьев.
Избр. психолог, произведения: В 2 т. М, 1983. Т. 2. С. 156.
6 Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. Минск:, 1997.
С. 120.
124
125
с См:£"выдов вв> Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981 (цит. по: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности-Учеб. пособие для вузов. М., 1995. С. 135). |
взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе вот кают внутренние формы деятельности отдельного человека7 И~
♦ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТИВНЫЕ.
□ наличие у субъекта деятельности выраженно" потребности и устойчивых мотивов ее осуществле ния, принятие им цели и программы деятельности'
□ опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформиро-ванность умений и навыков планирования, выполнения практических действий и операций;
□ соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;
□ эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.
ОБЪЕКТИВНЫЕ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СРЕДОВЫЕ'
□ убедительная мотивировка и четкая постановка цели (целеполагание) деятельности, рациональное планирование, организация контроля, объективная оценка;
□ благоприятный нравственно-психологический климат в группе;
□ соответствующие принятым нормам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.
РЕСУРСНЫЕ
□ материально-техническое обеспечение дея-
% тельности: инструменты, приспособления, матери
алы, организация рабочего места;
« W <J |
□ информационное обеспечение деятельности,
□ кадровое обеспечение деятельности: комп тентные руководители и организаторы, соиспол тели, исполнители.
ЧТОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЫЛА ЭФФЕКТИВНОЙ, ^ддГОГУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:
q психологическую структуру дея-ности, закономерности ее развития; теЛ(-, природу человеческих потребностей ,.м<угивов деятельности;
□ ведушие виды деятельности в разные возрастные периоды развития человека.
ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:
□ планировать деятельность; учитывая избира-
/ тельный характер человеческой деятельности, оп-
^К ^ф ределять ее объект и предмет с учетом возраст-
^^^^Р\^ ных> индивидуальных особенностей детей и под-
^^ fwjr ростков, их интересов и возможностей;
^■f^i □ формировать мотивацию и стимулировать
деятельность; Q обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов деятельности, прежде всего умений и навыков целепо-лагания, планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и операций.
Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
\/ МЕНИЕ — освоенный человеком путем упражнений спо-
•J соб выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью
приобретенных знаний и навыков. Умение позволяет выполнять
Действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
н |
АВЫК — способ выполнения действий и операций, став-■ Ший в результате многократных упражнений автоматизи-
ЕЛЕПОЛАГАНИЕ — постановка цели субъектом деятельности. |
Ц
JVI ОВАЦИЯ — совокупность устойчивых мотивов, побуж-Тедь Дений, определяющих задачи, содержание и характер дея-
126
127
с
ТИМУЛИРОВАТЬ — побуждать к действию, давать толчок: активизировать деятельность.
♦ ТРЕТЬИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ОБЩЕНИЕ КАК
К СЛОВУ! |
ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
СТИМУЛ (от лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных) — побуждение к действию, побудительная причина8.
..И РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
«сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности...»9'. |
♦ ОДНИ ПСИХОЛОГИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ОБЩЕНИЕ КАК .4 А 4
1ШЬ
♦ ДРУГИЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОБЩЕНИЕ — ЭТО
н |
«одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии кон тактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности»10.
8 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 581.
9 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. С. 213.
10 Конюхов НИ. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. С. 88.
128
«связь между людьми, в «результате которой происходит влияние одного человека на друго-
Г . |
го»11;
S ^^ |
взаимодействие, назначение которого — «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума»12.
ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ И ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ ВЫШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
♦ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
|
□ «В общении осуществляются рациональное,
эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимо
действие индивидов, выявляется и формируется об
щность настроений, мыслей, взглядов, достигается
взаимопонимание, осуществляется передача и усво-
I ение манер, привычек, стиля поведения, создаются
сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Общение играет немалую роль в формировании и передаче образа жизни»13.
ъ |
□ Общение выступает в качестве одного из важ
нейших условий выявления и раскрытия лучших
сторон личности, формирования ее сознания и са
мосознания, стимулятором ее развития: общаясь с
другими людьми, анализируя отношение других лю
дей к себе, рефлектируя, человек обнаруживает по
требность в самосовершенствовании и реализует эту потребность
в процессе самовоспитания.
11 Гимезо MB ., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-ме
тодические материалы к курсу «Обшая психология»: Учеб. пособие. М., 1986.
С. 105.
12 Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика // Вопросы педагогики
и психологии общения. Научные труды. Вып. 1. Фрунзе, 1975. С. 5 (цит. по: Ка
ган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. С. 283).
13 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. С. 111.
5 0о,ш„, ,1с.|;„о,пка 129
□ Проявляющийся в общении социально-г |
,СИХ(к |
логический механизм «заражения» и подражания сп""
собствует формированию у человека идеального обп°'
за, воплощающего в себе те качества и свойства к
торые хотелось бы приобрести, — а это уже мощт •-
стимул к саморазвитию! _ и
□ Общение — это форма сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир.
□ Общение — это источник и канал информации: при этом в процессе общения (коммуникации) человек приобретает и передает не только факты представления, идеи, но и ценностное отношение' интересы, настроения, чувства.
□ Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания это прежде всего — искусство общения.
♦ виды общей'
Целение общения на виды возможно по нескольким основам?
Q ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ: j -^
^личностное — деловое и личное общение ^^^^ й
*£я*ме ЧЕЛОВЕК о ЧЕЛОВЕК; ЩЖЩ
о характеру взаимоотношений: ^^Ш ji
яузкебное, служебно-товарищеское, дружеское; щ? *^
личностно-групповое — деловое, как правя*' общение в системе ЧЕЛОВЕК «. ГРУППА;
по характеру взаимоотношений: служебное служебно-товарищеское; чаще всего обще»1'1 руководителя с коллективом, группой;
fifcJ |
межгрупповое — деловое общение в системе ГРУППА «■ ГРУППА;
контакт двух или нескольких общностей.
т |
□ В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.
М„ 4\т.СК25о" МС МИР °бщения: Проблема межсубъектных отношений.
130
Q ПО СТЕПЕНИ ОПОСРЕДОВАННОСТИ:
непосредственное — общение «лицом к лицу», у . < v '\
общение, когда каждый участник вступает в ,**
контакт с другим (другими), используя все i
средства общения, и когда существует воз- _
можность получения немедленной обратной связи;
опосредованное — общение, осуществ.» мое с участием либо третьих лиц, либо' помощью почтовой связи, технически средств, вещей, воспоминаний и т.п.
Q А ТАКЖЕ: ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ - (краткое}». н °е и длительное) и ПО ЗАВЕРШЕННОСТИ - (законнее ^законченное или прерванное).
♦ СТРУКТУРА ОБЩЕН!
TJ
Психологии общение чаще всего рассматривается как про' с> три стороны которого (коммуникативная, интерактшнш' РЧептивная) соответственно обеспечивают:
К В
В в
□ КОММУНИКАТИВНАЯ - обмен информацией между субъектами общения;
□ ИНТЕРАКТИВНАЯ - построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.
□ ПЕРЦЕПТИВНАЯ - восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
♦ ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК
И КАНАЛ ИНФОРМАЦИИ:
КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ5
15 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995. С. 142.
132
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
КОММЕНТАРИЙ
ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВНЕСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕФИНИЦИИ
Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ОММУНИКАЦИЯ — акт общения, имеющий целью обмен информацией.
ЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ — словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь. НЕШНЕЕ ОБЩЕНИЕ — передача информации партнерам по общению; речь, ориентированная на других. НУТРЕННЕЕ ОБЩЕНИЕ — общение с самим собой; речь, обращенная к себе.
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления
и т.д.
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - речевое общение двух или нескольких лиц: информационный диалог — обмен информацией в форме беседы, выступления с последующим обсуждением и т.п.; дискуссионный диалог — обсуждение противоречивых мнений, точек зрения, фактов в форме дискуссии, диспута и т.д.; фатический диалог (от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение, диалог ради диалога.
н |
ЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ — общение, в котором используются неречевые знаковые системы.
К |
ИНЕТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - общение с помощью невербальных средств: жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела).
133 |
П |
АРАЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.
З |
КСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т.д.
В |
ИЗУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ — информационный контакт с помощью глаз.
П |
РОКСЕМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - несущие смысловую нагрузку пространство и время, т.е. размещение партнеров по общению в пространстве, время проведения акта общения.
♦ ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 291.