Важнейшие требования к любой научной пЯ«пто четкость, однозначность применяемой терминологии%7 ^ С;аðСТЬ' жизни, в устных выступлениях паГГоТерминологии- E<™ в обыденной
ется известная свобода ZZSll ^ Г * ™ * П°С°бИЯХ Д0ПуСка"
как и любой науки вообще, ФзательНО пе ^ гогическои науки ,
бых^ГоТпо^^^ набором осо-
это не так. Педагогика как цельность близ^Гп! 8 Педагогике
скольку его воспитали в cele, учили в Znt У чепове «У , по-
своих детей и т.д. Поэтому, «видно педаГиЛ' Г """ В°СПИТЫвает
Других наук, пользуется обще^еб^ °Т МН0ГИ*
Э-риводит к тому, что на Uf ^ГьГх, Ге~' JST
19 Новиков A . M . Как работатыад диссеотапш-й гп„™«
ющему педагогу-исследователю). М„ 19^^8-62 * В П0М0ЩЬ начина-
62
ий научный педагогический текст, даже если в нем есть серьезные зыковые, терминологические недостатки, будет понятен читателю. Но наука как особая форма знания нуждается и в особом научном, строгом языке. Поэтому тот или иной автор, допускающий неоднозначное толкование терминов, тем самым не поднимается выше общедоступного ровня осмысления педагогической действительности и поэтому приращение нового научного знания не дает.
Между тем, даже в научной педагогической литературе многие термины трактуются неоднозначно. Так, например, основные педагогические категории, такие, как воспитание и обучение, употребляются не менее, чем в четырех значениях каждое. Неоднозначно толкование и многих других терминов: содержание образования, методы обучения, самостоятельная работа, педагогические условия, педагогические средства и т.д.
Поэтому в процессе исследования и особенно на этапе написания диссертации вы должны постоянно следить за тем смыслом, который вы вкладываете в тот или иной используемый термин. Включая даже такие казалось бы расхожие и не педагогические слова, как аппарат, аналогия, динамика, задача, закон, значение, категория, качество, критерий, комплекс, концепция, метод (способ), модель, развитие, общее (всеобщее), операция, основы, подход, прием, курс, принцип, положение, понятие, предмет, условие, связь, смысл, содержание, стадия, теория, фактор, функция, формализм, цель, цикл, этап и т.д., не говоря уж о сугубо педагогических, психологических, а также философских понятиях (категориях).
Каждый раз, когда у вас появляется необходимость использовать какой-либо термин, вы начинаете работу с ним с общих словарей, энциклопедических словарей и энциклопедий. В первую очередь это словари русского языка В. Даля и СИ. Ожегова, Словарь иностранных слов, Советский энциклопедический словарь. Эти источники дадут вам однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенациональном масштабе. Причем, хотя терминология в них трактуется практически одинаково, каждый их них все же вносит свои нюансы в объяснения значений слов, что позволит вам лучше ориентироваться при использовании того или иного термина. ...Очень полезным будет Словарь синонимов русского языка, когда нередко приходится мучительно искать, чем можно заменить то или иное слово, чтобы не повторять его по многу раз подряд в одном предложении, в одном абзаце и т.п.
Следующий этап, если речь идет уже о сугубо педагогических, психологических, философских понятиях, — вы работаете с соответствующими специальными словарями, энциклопедиями. По педагогике — это, в основном, четырехтомная Педагогическая энциклопедия, изданная в 60-х годах, а также двухтомный Педагогический словарь, изданный в то же время. Недавно вышла Российская педагогическая энциклопедия. Практически больше ничего в этой области не выпускалось, не считая весьма неудачных, на взгляд автора, Педагогического словаря для пропагандистов и агитаторов, изданного в 1988 году.
63
Из психологический литературы такого рода наиболее удачен, ду^ ется, словарь К.К.Платонова. Он написан в очень доступной форме и тому же внутренне непротиворечив. Из философских словарей можн рекомендовать Философский энциклопедический словарь, выпущенны издательством «Советская энциклопедия» в 1983 г., не говоря уже пятитомной Философской энциклопедии (1963 г.).
И, наконец, третий этап, когда речь идет о терминах, имеющих cv-щественное значение для вашей работы. Вы начинаете анализировать их толкование в педагогической и психологической литературе — мон0. графиях, статьях и т.д. По этим публикациям вам целесообразно соста-вить тезаурус — словарь используемых данными авторами терминов с раскрытием их толкований и соотношений между ними. В дальнейшем, вы пользуетесь терминологией преимущественно из этого тезауруса, а остальные термины применяете только в случае необходимости, когда уже нельзя обойтись без них. (...)
Одновременно можно порекомендовать завести словарь собственной используемой терминологии — по типу алфавитной записной книжки — с указанием значения каждого термина и источника, откуда взято его толкование20.
Я. Скалкова ,
болгарский педагог , представляющий результаты коллективного исследования '
Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.