(1995 г.)
Термин «педагогика» в современной литературе наполнен многими смыслами — это и:
наука о закономерностях воспитательного (непрофессионального) и педагогического процессов, о способах их организации, о взаимодей-
Ушинскш К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // к.Д. Ушинский. Избр. пед. соч.: В 2 т. М, 1974. Т. 1. С. 229-230.
41
ствии их с окружающей средой. Наука как парадигма40, система понятий, созданная на определенных принципах. (В прошлом веке — это «новая педагогика», в зарубежной педагогике — это «эдукология», в нашей — это «общие основы педагогики»);
наука о методиках преподавания и воспитательной работы (о «технологиях»);
искусство и мастерство профессионалов-учителей и воспитателей;
учебный предмет в вузах, училищах;
научно-популярное изложение знаний: «педагогика для всех». Даже такой краткий перечень содержания, заключенного в термине, свидетельствует о том, что он безнадежно устарел. (Однако им будут, видимо, еще пользоваться долго, так как нет никакого смысла устраивать споры о терминологии. Тем более нашим коллегам-физикам, скажем, термин «атом» нисколько не мешает исследовать сущность этого явления. Думаю, что и педагогам не нужно изобретать новые термины, но всегда строго оговаривать, что имеет в виду автор, когда употребляет термин «педагогика».) (...)
Метапедагогика 41 в современной научно-методологической ситуации выходит на одно из первых мест, так как в числе глобальных проблем человечества проблема самого человека и воспитания подрастающих поколений становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.
Метапедагогика России не растворяется в потоке общечеловеческих знаний о воспитании, поскольку она выросла из недр российской народной «педагогики», из «новой педагогики» России второй половины XIX в., на основе специфической русской философии в ее серебряный век.
Вспомним еще раз:
человек как предмет воспитания (педагогическая антропология, природосообразность);
развитие и воспитание человека происходит в ходе расширения его МИРА, в диалоге с культурой (культуросообразность);
целостность жизнедеятельности человека с его воспитанием. Единство в сущности человеческой типичного (предикатного) и духовного (экзистенциального). МИР: «мир» в душе, «мир» — община, семья (микросреда); «мир» — не война; «мир» — Вселенная, Космос. Индивид «выделывается» (Ф. Достоевский) в человека, преобразовывая себя
40 Парадигма (греч.: образец) — строгая научная теория, исходная концепту
альная схема; модель, с помощью которой ставятся проблемы и проводятся ис
следования. Введено в научный оборот Т. Куном (Структура научных револю
ций. М., 1975). Прим. В.Д. Семенова.
41 «Метапедагогика» как термин обозначает ту сферу научных педагогичес
ких знаний, которая включает сверхинформацию, не имеющую временных и
территориальных границ (государственных), переходящую из века в век, из
страны в страну (например, педагогическая антропология). Эта сверхинформа-
пия входит в общую структуру человскознания и обществознания. В русле та
кого научного подхода все конкретные национальные педагогики всех времен
выступают как частные случаи общечеловеческой вечной общей науки, которая
развивается в ноосфере, в этосфере. Прим. В.Д. Семенова.
42
свою жизнь, потому начало воспитания — национальная культура , свой ДОМ в полном объеме содержания этого слова. Приобщение ребенка к бесконечному потоку национальной и общечеловеческой культуры и есть ведущая стратегия его воспитания (выращивания и персо-нализации), так как индивид становится человеком только в стремлении к самоотдаче себя другим (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Рерих)42.
♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
О Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 2. С. 2-60.
О Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Ю.К. Бабанский. Избр. пед. труды. М., 1989. С. 435-546.
О Безрукова B. C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
О Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса. Ч. 1. Екатеринбург: Уральский госпединститут, 1992.
О Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс лекций). Ч. 1. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
О Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 520-523.
О Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.
О Вульфсон Б.Л. Педагогика // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т. 3. С. 281-324.
О Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
О Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.
О Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.
О Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.
42 Семенов В.Д. «Новая» парадигма и подходы к практике // Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М„ 1997. С. 200-201.
43
О Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: Просвещение, 1986.
О Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1992.
О Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985.
О Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М, 1987. С. 259-264.
О Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984.
О Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.
О Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.
О Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.
О Редкий П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М, 1987. С. 373-385.
О Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. 2-е изд. Екатеринбург, 1995.
О Ушинский К.Д. Научно-практическое назначение педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 44-45.
О Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М.,1990. С. 60-68.
О Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М: Высшая школа, 1990.
^ |
Тема 2
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:
• вы проанализируете
содержание понятий объект, предмет и задачи
научно-педагогических исследований;
• узнаете, что такое методология педагогики,
какова сфера ее реализации;
• познакомитесь с основными методами
научно-педагогического исследования;
• определите структуру
Дата: 2018-12-28, просмотров: 398.