К числу основных относятся следующие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

закономерности:

О Развитие человека — внутренне детерминированный процесс;

иначе говоря, оно определяется не случайным набором внешних обстоятельств, сочетанием влияний внешних факторов, а внут­ренними противоречиями, психофизиологическими особеннос­тями.

О Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий»6, особое отношение ра­стущего человека к социальной действительности.

6 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 152.


75




О Развитие человека обусловлено мерой его собственной актив­ ности, направленной на самосовершенствование, участие в дея­тельности и общении.

О Развитие человека детерминировано типом ведущей деятель­ ности, под которой понимается «такая деятельность, развитие ко­торой обусловливает главнейшие изменения в психических про­цессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии»7.

О Развитие человека закономерно зависит от содержания и мо­ тивов деятельности, в которой он участвует. Специфика деятель­ности, обусловленная ее содержанием, определяется в отечест­венной психологии через «отношение к миру вещей» (предметная деятельность: практическая и познавательная) и «отношение к миру людей» (деятельность, направленная на установление взаи­моотношений с людьми, обществом). Основной движущей силой деятельности выступает противоречие между тем, что имеет объ­ективное значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъективно значимое, и реальной действительностью. Реализуясь в соответствующем переживании, это противоречие образует мотивацию деятельности8.

О Воздействия различных факторов детерминируется половозраст­ ными и индивидуальными особенностями человека.

О «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абио­генной), воспитания (вернее, многих видов направленного воз­действия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития»9 — так сфор­мулировал еще одну закономерность Б. Г. Ананьев.

Нередко в речевом обиходе можно встретить отождествление вполне самостоятельных понятий факторы и условия. Чтобы из­бежать этой серьезной ошибки и правильно воспринимать ин­формацию, необходимо запомнить:

7 Леонтьев А.И. К теории развития психики ребенка // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произпедения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 286.

s См. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М, 1989. С. 106-107.

9 Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современ­ной педагогической антропологии // Б.Г. Ананьев. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. II. С. 44-45.

76


10 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 645.

11 Ожегов СИ Словарь русского языка. 19-е изд, испр. М., 1987. С. 685.


77



Предлагаем вашему вниманию еще один рисунок, раскрыва­ющий структуру и соотношение факторов в несколько ином ра­курсе.

ffil Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Н

АСЛЕДСТВЕННОСТЬ — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивиду­ального развития в целом.

С

АМОВОСПИТАНИЕ — осознанная, целеустремленная дея­тельность человека, направленная на саморазвитие, самооб­разование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Д

ЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.

78


 

О

БЩЕНИЕ — порождаемая потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией форма актив­ности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных от­ношений.

СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ — природные, социально-экономи­ческие и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — «окружающие человека обществен­ные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности»12.

МАКРОФАКТОРЫ (среды) — объекты, явления, отноше­ния, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедея­тельность больших групп людей, проживающих в разных стра­нах (граждан определенных государств), а следовательно, на жизнедеятельность и развитие каждого человека.

МЕЗОФАКТОРЫ (среды) — условия и обстоятельства жиз­недеятельности человека и социальной группы, к кото­рой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе.

МИКРОФАКТОРЫ (среды) — материально-бытовые усло­вия жизни человека, его ближайшее социальное окруже­ние.

♦ ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И РАЗВИТИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ

Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивиду­альными особенностями развития человека.

К сожалению, учебные пособия по педагогике и психологии в большинстве своем ограничиваются в основном констатацией этого факта, причем, если общая характеристика возрастных осо­бенностей предлагается к рассмотрению, то о наличии индивиду-

12 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 651.

79



альных особенностей главным образом предупреждают, а специ­фика развития человека, обуслошенная его половой принадлеж­ностью, игнорируется вовсе.

□ Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастах периодов в развитии чело­века, обозначенных в представленной ниже табл. 7.

Известно, что подобного рода немы строятся на основе обоб­ щения, пределы которого весьма широки. В каждом же конкрет­ном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено совокупным и единичным действием внутренних и внешних факторов.

Поэтому представленные в та&щах варианты периодизации возрастного развития условны, так как основываются они на специфических для каждого подхода критериях. Существует це­лый ряд иных версий периодизации развития, и число их про­должает увеличиваться, посколькуединый и бесспорный крите­рий пока не найден.

Да и возможно ли найти его?

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ13

Таблица 7

 

 

В возрастной физиологии В медицин; В возрастной психологии и педагогике
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые 3-4 наем) Младенчество (от рождения до 1 года)
Грудной возраст (10 дней — один год) Грудной возраст (младший яселшй) 4 недели — один год)

Преддошкольное

детство

(1-3 года)

Раннее детство (1-3 года) Преддошкольшй возраст (старший ясельный) (1-3 года)
Первое детство (4-7 лет) Дошкольный возраст (3-7 лет) Дошкольное детство (.3-6 лет)
Второе детство (8-12 лет) Младший школший возраст (7—12 зет) Младший школьный возраст (6-10 лет)
Подростковый возраст: мальчики — 13-16 лет; девочки — 12-15 лет Подростковый возраст Подростковый возраст (среднешкояьный) (10-15 лет)
Юношеский возраст: юноши — 17-21 гол; девушки — 16—20 лет (старший школьниц) (12-18 лет) Юность: 1  период — 15—17 лет 2  период — 17-21 год

3 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М, 1993. Т. 1. С 157.

80


82


□ Исследования в области антропологии выявили ряд важ­ных закономерностей психофизиологического и духовного раз­вития человека, связанных с возрастными особенностями.

Ш Б ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

В

ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмо­циональных свойств, характерных для большинства людей одно­го возраста.

Итак о закономерностях! Основные закономерности психофизиологического развития:














Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.