причем интенсивность и качество их воздействий
бывают разными
и зависит это от многих обстоятельств.
А может ли быть оптимальным соотношение влияний биологического и социального?..
Определенный интерес в этой связи представляет схема, которую предложил Й. Шванцара, — она своеобразно иллюстрирует взаимоотношения трех факторов развития человека — наследственности, среды и воспитания5.
5 См.: Шванцара Й. Диагностика психического развития // И.П. Подласый. Педагогика. М, 1996. С. 91.
72
Й. Шванцара считает, что врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщенным термином «наследственность», развиваются в результате внешних влияний — среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний треугольник ABC), либо дисгармоничным:
1) при преимущественном воздействии одного из внешних
факторов (треугольники ABC, и АВС2);
2) при недостаточном их влиянии (треугольник АВС3).
Необходимо отметить, что вариантов расположения вершины С
может быть бесконечное множество — это отражает множественность индивидуальных вариантов развития человека.
♦ Представленная схема — как и вообще любая схема — услов на. Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие наследственности, среды и воспитания может обеспечить гармоничное развитие человека.
Но и никто, пожалуй, не может доказать несостоятельность такого утверждения...
Люди ищут ответы на интересующие их вопросы,
предлагают версии...
Удачи вам, люди!
73
74
♦ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖУЩИХ СИП,
ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
И ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
□ Развитие человека — сложный, длительный и противоречивый процесс, в котором в полной мере реализуются всеобщие законы развития.
1
Закон единства и борьбы противоположностей
определяет противоречия \
Как источник и движущую силу человеческого развития.
В философии и педагогике принято различать внутренние н внешние, общие и индивидуальные противоречия.
Внутренние — противоречия, ,
порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например: противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает («Мне необходимо преодолеть барьер, я не могу этого сделать, я должен тренироваться, я тренируюсь, следовательно, — развиваюсь...).
Внешние — противоречия,
порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Например: внешними требованиями, изменением природной и социальной среды, обстоятельств и т.д.
Общие (универсальные) — противоречия,
движущие развитием каждого человека и всех людей. Например: противоречия между возникающими в результате воздействия объективных факторов материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.
Индивидуальные — противоречия, j
обусловленные ситуацией развития конкретного человека (вспомним афинского оратора Демосфена, устранившего путем приложения огромных волевых и физических усилий
дефект речи).
Закон перехода количественных изменений в качественные,
отражая логику и механизм развития человека,
позволяет сделать вывод, что количественные изменения
в физической, психической и духовной структуре человека,
в характере внешних воздействий
приводят к существенным качественным изменениям
как личности в целом,
так и отдельных ее свойств.
Закон отрицания отрицания,
с точки зрения диалектической логики, характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости старого в развитии. Педагогика опирается на этот закон прежде всего при изучении специфики и механизмов человеческого мышления, развития ценностных ориентации и нравственной сферы личности.
□ Эмпирические и теоретические исследования, начало которым положили еще античные мыслители, позволили ученым установить ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между особенностями формирующего влияния внешних и внутренних факторов, спецификой организации и осуществления педагогического процесса и результатами развития человека.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 270.