Педагогическая мысль
зародилась и на протяжении многих столетий развивалась
в системе древневосточной, античной и средневековой
философии и теологии.
Лишь в XVII веке педагогика начинает приобретать
статус самостоятельной науки.
К настоящему времени педагогика оформилась
как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной
взаимосвязи с другими научными дисциплинами.
Комментарии к проблеме взаимодействия педагогики
с другими науками
♦ Философию, философскую антропологию, социологию, этику, эстетику, анатомию, физиологию, психологию, медицину объединяет с педагогикой объект исследования — человек, чело веческое сообщество, взаимодействие человека с другими людьми.
♦ В настоящее время оформились как самостоятельные научные дисциплины философия образования, философия воспитания, философия культуры, философия истории, философия науки, философия права, которые органично дополняют перечень наук о человеке и предоставляют материал, используемый педагогикой в решении ее задач.
...Если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой, чтобы... он... стремился... приобрести всесторонние сведения о человеческой природе24.
К.Д. Ушинский
Объективно существующие связи педагогики с литературой, историей, экономикой, демографией, этнологией и этнографией, политологией, географией, экологией, с точными и техническими науками (кибернетикой, математикой, информатикой и др.) расширяют горизонты педагогики, усиливают ее научный и практический потенциал.
23 Цит. по: Столетов В.Н. Некоторые проблемы развития педагогической науки в СССР // Советская педагогика. 1977. № 12. С .27.
18
24 Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М, 1990. С. 62.
19
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! |
ЭТО ВАЖНО! |
Педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи ряда других наук, но при этом остается и развивается как самостоятельная наука с собственным предметом, собственными методами и средствами достижения цели
Ш НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА — базовая научная дисциплина,
изучающая общие закономерности воспитания человека,
основные факторы его развития, формирования его личности;
разрабатывающая общие основы организации и осуществления
педагогического процесса.
Т |
ЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ — научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирования личности и коллектива, а предметом — его (данного процесса) свойства, противоречия, закономерности, отношения, педагогические технологии.
Т |
ЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) - научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом — закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.
К СЛОВУ! |
ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos — поучающий, относящийся к обучению) — универсальное искусство всех учить всему25.
Я.А. Коменский
М., 2;9ГГГс^42ВеЛИКаЯ —а // "А Коменски*. Из5, пед. соч, В 2 ,
20
М |
ЕТОДИКИ обучения и воспитания (частные дидактики) — научные дисциплины, исследующие закономерности, формы, методы и средства преподавания и изучения конкретных учебных предметов, организации внеучебной воспитательной деятельности (например: методика преподавания иностранного языка, методика трудового воспитания, методика организации коллективной творческой деятельности).
Т |
ЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ — научная дисциплина, объект которой — процесс управления воспитательными системами, предмет — противоречия, закономерности, отношения процесса управления; условия, обеспечивающие его развитие, а следовательно, жизнеспособность и развитие воспитательных систем.
Д |
ЕФЕКТОЛОГИЯ — совокупность научных дисциплин (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии. Объект — процесс воспитания и обучения детей, имеющих недостатки в развитии; предмет — закономерные связи и отношения, специфика содержания, форм, методов и средств работы с детьми.
И |
СТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — научная дисциплина: объект — процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования; предмет — факты, противоречия, закономерности историко-педагогического процесса, анализ которых призван обеспечить эффективное осуществление, прогнозирование и планирование политики в области развития педагогической теории и практики.
С |
РАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - научная дисциплина, объектом которой являются воспитательные и образовательные системы в различных странах, а предметом — закономерности функционирования и развития данных систем. Сравнительный анализ воспитательно-образовательных систем различных народов, общего и специфического в них способствует обогащению национальной педагогической культуры за счет осмысленного использования международного опыта.
В |
ОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА — сравнительно новая научная дисциплина, объектом которой является процесс вос-
21
питания ребенка «с момента рождения до перехода к состоянию взрослости», а предметом —- «закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях детства»26.
Как составные части профессиональной педагогики развиваются педагогики профтехобразования, высшей школы, среднего спе циального образования, имеющие локализованный объект и предмет деятельности.
♦ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ
Д |
ОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики, объектом которой является процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста, предметом — закономерности данного процесса, формы, методы и средства его осуществления. Может быть представлена как развернутая составная часть возраст ной педагогики.
ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ - отрасль педагогики, изучающая учебно-воспитательный процесс в учреждениях общего образования (объект); закономерности, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы (предмет).
Педагогика школы включает в себя дидактику, теорию воспитания и теорию управления, гигиену детей и подростков (школьную гигиену) в той части, где совпадают объект и предмет их исследования, а также взаимодействует с возрастной педагогикой, историей педагогики, сравнительной педагогикой, дефектологией, лечебной педагогикой27 и другими отраслями педагогической науки.
П |
РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА -объект исследования — учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; предмет — закономерности, содержание, формы, методы и средства профессионального образования.
/1ы экспе- |
26 См.: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Матсриаль римснтального курса. Ржатеринбург, 1992. Ч. 1. С. 7-8.
21 Сравнительно новая научная дисциплина, развивающаяся на границе с медициной и изучающая систему воспитательно-образовательной работы с учащимися, имеющими нарушения здоровья.
22
Г |
ИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ШКОЛЬ НАЯ ГИГИЕНА) — отрасль педагогики и гигиены: объект исследования — учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования; предмет — закономерности организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, динамика функционального состояния организма человека в зависимости от содержания, условий, форм и методов его деятельности.
П |
РОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА -отрасль педагогики: изучает закономерности, содержание, формы, методы, средства непрерывного профессионального образования, обучения работающих, переориентации их на новые профессии, повышения производственной квалификации; ориентирована прежде всего на систему переподготовки и повышения квалификации кадров.
В |
ОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики: анализирует закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, формы и методы образования и воспитания военнослужащих. Используется в военных учебных заведениях и в системе обучения воинским специальностям.
С |
ЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогической науки: объект — процесс формирования личности в семье; предмет — закономерности, противоречия, специфика формирующего влияния семьи. Источниками семейной педагогики являются: этнопедагоги-ка, возрастная, дошкольная педагогика, теория воспитания, педагогическая психология.
23
ЗТНОПЕДАГОГИКА - формирующаяся отрасль педагогики: изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклоре опыт воспитания; анализирует взаимосвязи и взаимовлияния педагогики и этнических воспитательно-образовательных систем.
е |
И |
СПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА (педагогика пенитенциарных учреждений) — изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей.
♦ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУВДЕНИЯ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1. Вашему вниманию в разделе «Проблемно-аналитический материал» предлагаются два текста: отрывок из работы В.П. Вах-терова28 «Основы новой педагогики» и извлечения из статьи Э.Д. Днепрова29 «Школа и общество».
1.1. На основе сравнительного анализа текстов и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки:
о выделите ключевые идеи {позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и пе дагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов;
о сформулируйте приоритетные задачи образовательной поли тики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать объектом и предметом исследований
28 В.П. Вахтеров — педагог, автор работ «Нравственное воспитание и началь
ная школа». «Внешкольное образование народа», «Вссобшес обучение», «Пред
метный метод обучения», «Основы новой педагогики» и др.
29 Э.Д. Днепров — руководитель ВНИКа «Школа», подготовившего Концеп
цию общего среднего образования (1988), министр образования Российской Фе
дерации (1991-1993).
24
конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики {например: дидактики, сравнительной педагогики, профессиональной педагоги ки, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих про блемы человека, общества, научного познания.
1.2. Постарайтесь дать определения следующим понятиям,
приведенным в текстах:
о гармоническое развитие; о дидактоцентризм; о образовательное общество; о самоопределение;
о человекообразующая функция педагогического процесса; о школа как социокультурный институт.
Какой смысл имеет работа по формулировке дефиниций (определений)?
^ ВНИМАНИЕ!
Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.