«КРАТКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ»
Автором-составителем словаря будете вы. Постарайтесь формулировать определения кратко, четко, ясно — ведь вы будете не только автором, но и активным его пользователем! Кстати, целый ряд определений мы уже ввели — целесообразно включить их в словарь.
1.3. Попытайтесь ответить на вопрос:
В.П. Вахтеров пишет: «Воспитание — это самое трудное из ис кусств». Можно ли на основании этого высказывания и всего прочитанного отрывка сделать вывод, что он считал воспитание только искусством?
1.4. Согласны ли вы с мыслью К.Д. Ушинского: «Воспитатель
есть художник; школа — мастерская, где из куска мрамора возни
кает подобие божества»30?
Соотнесите это мнение с суждениями В.П. Вахтерова и Э.Д. Днепрова об истоках и целях развития человека. Постарайтесь обосновать свой вывод.
2. Л.Н.Толстой, который известен не только как великий писатель, но и как один из крупнейших отечественных педагогов, писал: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания, предметом же педагогики должно и может быть только образова-
30 Цит. по: Подласыи И.П. Педагогика. М., 1996. С. <3.
25
ние. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, науки, жизнь — все образовывает»31.
С чем здесь вы можете согласиться? Что могло бы вызвать сомнение?
Попробуйте соотнести утверждение Л.Н. Толстого «воспитание не есть предмет педагогики» с тезисом о том, что предмет-науки составляют наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой.
Почему, по вашему мнению, Л.Н.Толстой сопоставляет и противопоставляет здесь и в целом в своей статье понятия «воспитание» и «образование»?
3. Попробуйте на основе анализа фрагмента статьи П.Г. Ред-кина (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал») составить свод правил, которыми следовало бы руководствоваться при изложении учебного материала по педагогике.
4. Попытайтесь, выступив в двух амплуа (сторонника и оппонента К.Д. Ушинского), доказать справедливость и необоснованность утверждения автора о том, что педагогика не есть наука (на основании фрагмента «Предисловия...», представленного в разделе «Проблемно-аналитический материал»).
5. На основе анализа статьи В.В. Краевского «Педагогика между философией и психологией» (см. раздел «Проблемно-аналитический материал») выполните следующие задания:
5.1. Подготовьте четыре кратких публикации: две в поддержку позиции, изложенной автором, и две публикации, которые могли бы написать его оппоненты. Соответственно одна из каждой пары публикаций должна раскрывать взаимоотношения между педагогикой и философией, другая — между педагогикой и психологией. Публикации должны быть выполнены в форме выводов-тезисов.
5.2. Подготовьте памятку-рекомендацию для педагога, использующего в своем исследовании материал психологии.
6. Мы говорили о том, что педагогика активно использует
данные других наук и изменяется в результате их влияния. А ока
зывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Если
оказывает, то какое?
■" Толстой Л.Н. Воспитание и образование //Л.Н.Толстой. Пед. соч. М, 1989. С. 208.
7. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке. Значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)
В . П . Вахтеров (1853-1924), педагог , методист , деятель народного образования
Основы новой педагогики
(1913 г.)
Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремления их к развитию также нетождественны.
Ввиду этого новая педагогика требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика. (...)
Воспитание — это самое трудное из искусств, и притом требующее беззаветной любви к ребенку. И сейчас на этом пути стоят непреодолимые преграды в виде шаблонных программ, экзаменов, всевозможных формальностей, господствующих в школе и идущих в школу извне, а школьные требования не могут не отразиться и на семейном воспитании. Но когда-нибудь эти преграды будут снесены, и тогда педагог будет художником своего дела и, как художник, проникнет в основное, господствующее индивидуальное стремление ребенка и положит его в основу своей работы.
Действуя таким образом, школа будущего станет служить во благо и самого ученика, и общества, в котором ему придется жить, когда он вырастет. (...) Большое благо работать там, куда влекут нас и наши преобладающие стремления, и наши индивидуальные способности. Хорошо и тому обществу, где на каждом общественном и трудовом посту стоят люди, любящие свое дело, считающие его своим призванием. Там не пропадают самые ценные богатства, какие только есть в мире, — людские дарования. Там наилучшие условия поступательного движения вперед.
Старая педагогика, рассматривающая ребенка лишь как материал Для развития, заботилась только об одном: научить; новая педагогика Должна заботиться о том, чтобы ребенок хотел научиться. (...)
Если старая школьная педагогика отвечала только на один вопрос: что должен знать и уметь ученик... то новая педагогика постарается ответить на другой вопрос: что в данный момент лучше всего отвеча-
26
27
ет естественному и нормальному стремлению ребенка к развитию? Если официальная школьная педагогика основывает все обучение на послушании, то новая педагогика — на естественном стремлении ребенка к прогрессивному развитию и на его интересах как выразителях этого стремления. (...)
Новая педагогика сбросит с плеч ученика весь ненужный багаж устарелых требований, весь балласт знаний, потерявших в наш век всякий педагогический интерес и всякое значение; она пойдет за современной жизнью и естественными, здоровыми стремлениями самого ученика, будет развивать в нем жажду все новых и новых знаний, соответствующих потребностям и идеалам века. Она не даст ему полных, исчерпывающих современную науку знаний, но она приоткроет завесу, скрывающую знания, укажет путь, а главное — возбудит умственный голод в ребенке. Ее лозунгом будет: все для гармонического развития нормальных природных задатков ребенка, соответственно со стремлениями ребенка к прогрессивному развитию, все добровольными усилиями самого ребенка, и ничего насилием. (...)
Этой идее принадлежит будущее, потому что она толкает людской род все вперед и вперед по пути прогрессивного развития, а современная жизнь показала, что народы, выступающие на дорогу прогресса, богаче, умнее, просвещеннее, здоровее, нежели остальные народы32.
М . И . Демков (1859-1939), педагог , историк педагогики
Дата: 2018-12-28, просмотров: 613.