Педагогические правила и законы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1913 г.)

Создание прочных, незыблемых законов, приведение их в систему и взаимную связь есть идеал всякой науки. И чем наука совершеннее, тем строже ее система, тем лучше формулированы ее законы. В этом отношении образцом и предметом, достойным подражания для всех наук, являются науки математические, опирающиеся на немногие ак­сиомы и из них выводящие свои теоремы и положения...

Однако если мы с этой точки зрения взглянем на современную науку воспитания, то должны будем признать, что ее положение при­надлежит к числу шатких. Она все еще стоит на низкой ступени раз­вития, вращаясь в области положений и правил, часто оспариваемых и подвергаемых сомнению, и ей далеко еще до состояния, когда она могла бы быть причислена к разряду точных наук. Если в последнее время раздается все меньше и меньше голосов против научной цен­ности и значения истории, то против педагогики то и дело делается поход, да и сами педагоги причисляют ее то к искусству, то к эмпи­рическому знанию, почитая ее чем-то вроде набора педагогических рецептов...


Известно, что в своем развитии каждая наука проходит четыре стадии: 1) собирание фактов; 2) установление частных эмпирических правил; 3) открытие частных законов; 4) систематизация законов и открытие общего верховного закона, объясняющего и объединяющего открытые частные законы...

Если с этой точки зрения посмотреть на педагогику, то должны будем признать, что современная педагогика находится только на вто­рой стадии развития, в конце ее, и что, быть может, она накануне третьей ступени, которая должна наступить очень скоро. Для педаго­гики настоятельно необходим свой Кеплер, который наконец устано­вил бы и сформулировал ряд частных законов, которые неясно носят­ся в умах многих, но которым недостает пока ясной и точной форму­лировки. Думаем, что такое время скоро настанет...33


Э . Д . Днепров

Школа и общество

(1989 г.)

Идея развития... узловой момент идеологии новой школы. Три ос­новные грани этой идеи: постоянное развитие образования, превраще­ние его в механизм развития личности и в действенный фактор раз­вития общества...

Первый аспект идеи развития — постоянно развивающаяся школа. Она снимает многие из наболевших проблем, в частности нынешнюю противоестественную ситуацию аномальности учительского творчества, педагогического новаторства. Поиск становится органическим компо­нентом и фактором ускорения развития школы...

Второй аспект идеи развития — решающая роль школы в станов­лении и развитии личности ребенка.

Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармоничес­кого развития личности, своим авторитарным строем, дидактоцентриз-мом содержания, форм и методов образования по сути исключает са­мую возможность развития учащихся. Умственное развитие подменя­ется усвоением так называемых ЗУНов — знаний, умений, навыков. Эмоциональное — примитивными, частичными знаниями об искусстве. Вместо развития способности и готовности к труду формируется стой­кая от него отчужденность — естественное следствие подневольности, случайности и бессистемности узко понятого учебного труда, безад­ресное™ его результатов. (...)

Зоны развития ребенка еще более сужаются из-за искусственного школоцентризма детской жизни, из-за стремления охватить всю жизнь ребенка рамками школы...

Не менее существенное препятствие развитию ребенка — господ­ствующее понимание цели школы только как «подготовки к жизни».


 


32 Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 520-523.


Демков М.И. Педагогические правила и законы // Антология педагогичес­кой мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 447.


 


28


29


Оно изолирует школьную жизнь ребенка от целостного процесса его жизнедеятельности, отрывает школу от жизни, обучение и воспитание — от других факторов развития детей, зачастую более значимых, осо­бенно в подростковом и юношеском возрасте, — средств массовой информации, «улицы», семейной среды, самообразования. (...)

Первостепенная задача новой школы — устранить плотины, мешаю­щие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, ко­торая могла бы всемерно стимулировать это развитие.

Третий аспект идеи развития — нацеленность школы как социо­культурного института не на воспроизведение закосневших форм об­щественного бытия, а на развитие общества.

В этой своей новой функции образование, школа выступают как один из основополагающих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления; как условие динамичности, ускорения преобразовательных процессов в различных сферах общественной жиз­ни; как механизм формирования образовательного общества, в котором процесс образования личностно и социально значим, непрерывен.

Преодолеть отчуждение учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.

Гуманизация — это поворот школы к ребенку, уважение к его лич­ности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это — создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самооп­ределения. Это — ориентация школы не только на подготовку ребен­ка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегод­няшней жизни на каждом из возрастных этапов.

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышле­ния. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагоги­ческого процесса в свете их человекообразующей функции. Она ради­кально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования34.








В . В . Краевский ,

доктор педагогических наук , профессор

Дата: 2018-12-28, просмотров: 318.