Фактические воспитатели - это лица, которые осуществляли воспитание и содержание чужих несовершеннолетних детей без назначения их опекунами (попечителями) или не в связи с принятием на основании договора детей на воспитание в приемную семью. Ими могут быть как родственники детей, так и посторонние лица. Статьей 96 СК закреплено право нетрудоспособных нуждающихся лиц, осуществлявших фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, на предоставление содержания от своих воспитанников, достигших совершеннолетия и являющихся трудоспособными.
Порядок уплаты алиментов совершеннолетними воспитанниками на содержание своих фактических воспитателей и их размер могут быть установлены письменным соглашением сторон (п. 1 ст. 98 СК). При отсутствии соглашения сторон фактические воспитатели вправе требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих совершеннолетних трудоспособных воспитанников. Важно, что право на получение алиментов с совершеннолетних трудоспособных воспитанников может быть реализовано фактическими воспитателями в судебном порядке лишь при условии, что они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
Основанием возникновения алиментной обязанности воспитанников в отношении фактического воспитателя является не родство или свойство, а юридический факт - воспитание и содержание ребенка лицом без усыновления, оформления опеки (попечительства) или не в связи с заключением договора о передаче детей на воспитание в семью.
Для удовлетворения судом требования фактических воспитателей о предоставлении содержания их воспитанниками суд должен выяснить наличие следующих обстоятельств (оснований):
а) воспитание и содержание в прошлом фактическими воспитателями несовершеннолетних детей (воспитанников);
б) фактические воспитатели являются нетрудоспособными и нуждаются в материальной помощи.
Нетрудоспособность и нуждаемость фактических воспитателей определяется по общим правилам. Нетрудоспособность фактического воспитателя может быть связана с достижением пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин) или с инвалидностью I, II, III группы. Нуждаемость определяется в каждом конкретном случае путем сопоставления доходов лица и необходимых расходов.
в) фактические воспитатели не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
Обязанность выплачивать алименты бывшим фактическим воспитателям при установлении вышеназванных оснований возлагается судом на их трудоспособных совершеннолетних воспитанников независимо от того - обладают они для этого необходимыми средствами или нет. Это связано с тем, что в свое время, когда воспитанники были несовершеннолетними, фактические воспитатели воспитывали и содержали их независимо от уровня своей материальной обеспеченности, а отношения между ними были близки к отношениям родителей и детей. Однако согласно п. 2 ст. 96 СК суд имеет право освободить совершеннолетних трудоспособных воспитанников от обязанности содержать своих фактических воспитателей в случаях, если последние содержали и воспитывали их ненадлежащим образом или содержали и воспитывали их менее пяти лет (п. 2 ст. 96 СК). Установление этих обстоятельств (одного из них) не обязательно может повлечь принятие судом решения об отказе в иске фактическим воспитателям о взыскании алиментов с воспитанников.
Освобождение воспитанников от уплаты алиментов - это право, а не обязанность суда. На практике в каждом конкретном случае принимаемое решение будет зависеть от совокупности рассматриваемых судом обстоятельств, связанных с воспитанием и содержанием детей. Например, суд принимает во внимание причины, по которым фактические воспитатели прекратили воспитание и содержание детей (из-за болезни фактического воспитателя, возвращения детей родителям, достижения детьми совершеннолетия, признания их полностью дееспособными и т. п.). Суд также выясняет - насколько фактическими воспитателями добросовестно выполнялись обязанности по воспитанию и содержанию детей, не было ли с их стороны различных злоупотреблений по отношению к детям.
В этой связи следует подчеркнуть, что установление законом определенного срока надлежащего воспитания и содержания детей фактическими воспитателями (не менее пяти лет), в зависимости от которого может быть решен вопрос о взыскании с воспитанников в будущем алиментов на фактических воспитателей, имеет принципиальное значение для защиты законных прав и интересов, как воспитанников, так и фактических воспитателей.
Закон не предусматривает обязанности опекунов (попечителей) и приемных родителей содержать за свой счет детей, находящихся под опекой (попечительством), или на воспитании в приемных семьях. Поэтому в п. 3 ст. 96 СК установлено, что на лиц, ранее находившихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемных семьях, не может быть возложена обязанность по содержанию опекунов (попечителей) или приемных родителей. Алиментные правоотношения между данными категориями лиц не могут возникнуть даже в том случае, если опекуны (попечители), приемные родители по каким-либо причинам, в том числе добровольно, содержали за свой счет детей, находившихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемной семье.
Семейный кодекс не предусматривает алиментных обязательств фактических воспитателей в отношении несовершеннолетних воспитанников, а также нетрудоспособных совершеннолетних, нуждающихся в помощи воспитанников. Однако отсутствие в Семейном кодексе данной нормы не влечет прекращения выплаты алиментов, взыскиваемых по решениям суда, вынесенным по таким делам до 1 марта 1996 г. (то есть до введения Кодекса в действие), так как п. 2 ст. 120 СК не установлено такого основания к прекращению алиментных обязательств.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 386.