Алиментная обязанность фактических воспитанников и условия освобождения их от уплаты алиментов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фактические воспитатели - это лица, ко­торые осуществляли воспитание и содержание чужих несо­вершеннолетних детей без назначения их опекунами (попечи­телями) или не в связи с принятием на основании договора детей на воспитание в приемную семью. Ими могут быть как родственники детей, так и посторонние лица. Статьей 96 СК закреплено право нетрудоспособных нуждающихся лиц, осуществлявших фактическое воспитание и содержание несо­вершеннолетних детей, на предоставление содержания от своих воспитанников, достигших совершеннолетия и являющихся трудоспособными.

Порядок уплаты алиментов совершеннолетними воспитан­никами на содержание своих фактических воспитателей и их размер могут быть установлены письменным соглашением сто­рон (п. 1 ст. 98 СК). При отсутствии соглашения сторон фактические воспитатели вправе требовать в судебном порядке пре­доставления содержания от своих совершеннолетних трудоспо­собных воспитанников. Важно, что право на получение али­ментов с совершеннолетних трудоспособных воспитанников может быть реализовано фактическими воспитателями в су­дебном порядке лишь при условии, что они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

Основанием возникновения алиментной обязанности воспитанников в отношении фак­тического воспитателя является не родство или свойство, а юридический факт - воспитание и содержание ребенка ли­цом без усыновления, оформления опеки (попечительства) или не в связи с заключением договора о передаче детей на воспитание в семью.

Для удовлетворения судом требования фактических вос­питателей о предоставлении содержания их воспитанниками суд должен выяснить наличие следующих обстоятельств (ос­нований):

 а) воспитание и содержание в прошлом фактически­ми воспитателями несовершеннолетних детей (воспитанников);

б) фактические воспитатели являются нетрудоспособными и нуждаются в материальной помощи.

Нетрудоспособность и нуждаемость фактических воспитателей определяется по общим правилам. Нетрудоспособность фактического воспитателя может быть связана с достижением пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин) или с инвалидностью I, II, III группы. Нуждаемость определяется в каждом конкрет­ном случае путем сопоставления доходов лица и необходимых расходов.

 в) фактические воспитатели не могут получить со­держание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

Обязанность выплачивать алименты бывшим фактическим воспитателям при установлении вышеназванных оснований возлагается судом на их трудоспособ­ных совершеннолетних воспитанников независимо от того - об­ладают они для этого необходимыми средствами или нет. Это связано с тем, что в свое время, когда воспитанники были несовершеннолетними, фактические воспитатели воспитыва­ли и содержали их независимо от уровня своей материальной обеспеченности, а отношения между ними были близки к отно­шениям родителей и детей. Однако согласно п. 2 ст. 96 СК суд имеет право освободить совершеннолетних трудоспособных воспитанников от обязанности содержать своих фактичес­ких воспитателей в случаях, если последние содержали и вос­питывали их ненадлежащим образом или содержали и воспи­тывали их менее пяти лет (п. 2 ст. 96 СК). Установление этих обстоятельств (одного из них) не обязательно может повлечь принятие судом решения об отказе в иске фактическим воспитателям о взыскании алиментов с воспитанников.

Освобож­дение воспитанников от уплаты алиментов - это право, а не обязанность суда. На практике в каждом конкретном случае принимаемое решение будет зависеть от совокупности рассмат­риваемых судом обстоятельств, связанных с воспитанием и со­держанием детей. Например, суд принимает во внимание при­чины, по которым фактические воспитатели прекратили воспи­тание и содержание детей (из-за болезни фактического воспита­теля, возвращения детей родителям, достижения детьми совер­шеннолетия, признания их полностью дееспособными и т. п.). Суд также выясняет - насколько фактическими воспитателями добросовестно выполнялись обязанности по воспитанию и со­держанию детей, не было ли с их стороны различных зло­употреблений по отношению к детям.

В этой связи следует подчеркнуть, что установление за­коном определенного срока надлежащего воспитания и содер­жания детей фактическими воспитателями (не менее пяти лет), в зависимости от которого может быть решен вопрос о взыска­нии с воспитанников в будущем алиментов на фактических вос­питателей, имеет принципиальное значение для защиты за­конных прав и интересов, как воспитанников, так и фактичес­ких воспитателей.

Закон не предусматривает обязанности опекунов (попечи­телей) и приемных родителей содержать за свой счет детей, находящихся под опекой (попечительством), или на воспита­нии в приемных семьях. Поэтому в п. 3 ст. 96 СК установлено, что на лиц, ранее находившихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемных семьях, не может быть возло­жена обязанность по содержанию опекунов (попечителей) или приемных родителей. Алиментные правоотношения между дан­ными категориями лиц не могут возникнуть даже в том слу­чае, если опекуны (попечители), приемные родители по ка­ким-либо причинам, в том числе добровольно, содержали за свой счет детей, находившихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемной семье.

Семейный кодекс не предусматривает алимент­ных обязательств фактических воспитателей в отношении не­совершеннолетних воспитанников, а также нетрудоспособных совершеннолетних, нуждающихся в помощи воспитанников. Однако отсутствие в Семейном кодексе данной нормы не влечет прекращения выплаты алимен­тов, взыскиваемых по решениям суда, вынесенным по таким делам до 1 марта 1996 г. (то есть до введения Кодекса в дей­ствие), так как п. 2 ст. 120 СК не установлено такого основа­ния к прекращению алиментных обязательств.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 346.