0 – 59 % - 0 баллов;
60 – 72% - 6 баллов;
73 – 85% - 8 баллов;
86 – 100% - 10 баллов.
Максимальное количество баллов за тестирование – 10.
Тестирование студенты проходят самостоятельно в библиотеке или компьютерном зале и результаты представляют преподавателю на последнем занятии.
Методика оценивания ответа на зачёте:
«27-30 баллов» – отвечающий дает полные, всесторонние ответы по каждому из вопросов билета, а также на дополнительные вопросы экзаменатора. Демонстрируется знание научных работ и методов исследования в различных областях философии и методологии науки. В ответе демонстрируется широкий кругозор и эрудиция.
«22-26 баллов» – существуют незначительные недостатки в ответе, на дополнительные вопросы даются недостаточно полные ответы, знание научных работ и методов исследований в различных областях философии и методологии науки носят недостаточно полный объем.
«18-21 балл» – существуют серьезные недостатки в ответе: неполный характер, нарушение логики изложения, плохое знание научных работ и методов исследований в различных областях философии и методологии науки, неполные ответы на дополнительные вопросы экзаменатора.
«0-17 баллов» – полностью отсутствует ответ на один или несколько вопросов билета; ответ на вопросы не по существу; все дополнительные вопросы экзаменатора без ответа или даются неверные ответы.
Максимальное количество баллов за экзамен – 30.
Отработки пропущенных занятий:
Каждое пропущенное семинарское занятие студент может отработать в письменной форме, отвечая на вопросы, разобранных на семинаре тем (перечень вопросов см. в приложении ….).
Каждое пропущенное лекционное занятие студент может отработать, представив свой конспект учебного пособия по пропущенной теме.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7.1. Основная литература:
1. Андреев Г.И. Основы научной работы и методология диссертационного исследования [Текст : Электронный ресурс] / Г.И. Андреев, В.В. Барвиненко, В.С. Верба. – Москва : Финансы и статистика, 2012. – 297 c. – URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=17228 (30.05.2016).
2. Батурин В.К. Философия науки : учеб. пособие : [рек...] / В.К. Батурин ; Учеб.-метод. центр "Проф. учеб.", Науч.-исслед. ин-т образования и науки. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 303 с.
3. Философская антропология [Текст : Электронный ресурс] / Е.А. Батюта [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 275 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=275804 (30.05.2016).
4. Ивин А.А. Философия науки [Текст : Электронный ресурс] / А.А. Ивин. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 557 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276781 (30.05.2016).
5. Ивин А.А. Что такое диалектика [Текст : Электронный ресурс] : философ. очерк / А.А. Ивин. – Москва : Директ-Медиа, 2012. – 246 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=84071&sr=1 (30.05.2016).
6. Ильин В.В. Теория познания. Социальная эпистемология. Социология знания [Текст : Электронный ресурс] / В.В. Ильин. – Москва : Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. – 165 с. - https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=236301&sr=1 (30.05.2016).
7. Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учеб. для магистратуры : [доп...] / Г.Н. Кузьменко, Г.П. Отюцкий ; Учеб.-метод. отд. высш. образования, Рос. гос. соц. ун-т. - Москва : Юрайт, 2014. - 450 с.
8. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие для магистров / С.А. Лебедев ; Рос. акад. образования. - Москва : Юрайт, 2013. - 288 с.
9. Философская антропология: Человек многомерный [Текст : Электронный ресурс] / С.А. Лебедев [и др.]. – Москва : Юнити-Дана, 2012. – 352 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=117937&sr=1 (30.05.2016).
10. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания : учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. – Москва : Инфра М, 2014. – 407 с.
11. Линдгрен М. Философия в зеркале рациональности [Текст : Электронный ресурс] / М. Линдгрен. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2016. – 100 с.
12. Методология науки и антропология [Текст : Электронный ресурс] / Российская академия наук, Институт философии ; отв. ред. О.И. Генисаретский, А.П. Огурцов. – Москва : Изд-во Ин-та философии РАН, 2012. – 289 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=444490&sr=1 (30.05.2016).
13. Методология науки и дискурс-анализ [Текст : Электронный ресурс] / отв. ред. А.П. Огурцов. – Москва : Изд-во Ин-та философии РАН, 2014. – 287 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=444502&sr=1 (30.05.2016).
14. Онтология и теория познания: вопросы и задания [Текст : Электронный ресурс] : практикум. – Оренбург : Изд-во Оренбург. гос. ун-та, 2015. – 101 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364835 (30.05.2016).
15. Осипов А.И. Философия и методология науки [Текст : Электронный ресурс] / А.И. Осипов. – Минск : Белорусская наука, 2013. – 287 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230980 (30.05.2016).
16. Рузавин Г.И. Философия науки [Текст : Электронный ресурс] / Г.И. Рузавин. – Москва : Юнити-Дана, 2015. – 182 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114561 (30.05.2016).
17. Светлов В.А. Философия и методология науки [Текст : Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск : Изд-во Сибир. федер. ун-т, 2011. – 768 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229639 (30.05.2016).
18. Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции [Текст : Электронный ресурс] / М.Е. Соболева. – Москва : Академический проект, 2014. – 160 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=220487&sr=1 (30.05.2016).
7.2. Дополнительная литература:
1. Аванесова Г.А. Методология анализа культуры, общества и человека в отечественном гуманитарном познании 19–20 веков / Г.А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 5. – С. 83–96.
2. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: (критич. очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения) / Ю.М. Бородай. – Москва : Высш. школа, 1966. – 150 с.
3. Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания : пособие для студентов вузов / М.С. Бургин. – Москва : Аспект Пресс, 1994. – 304 с.
4. Бухарин Н.И. Методология и планирование науки и техники : избр. тр. / Н.И. Бухарин. – Москва : Наука, 1989. – 344 с.
5. Васильев С.Ф. В поисках диалектики [Текст : Электронный ресурс] / С.Ф. Васильев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 127 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=274110&sr=1 (17.05.2017).
6. Гадамер Г.-Г. Истина и метод : основы филос. герменевтики / Г.-Г. Гадамер. – Москва : Прогресс, 1988. – 699, [1] с.
7. Гончаров С.С. Введение в логику и методологию науки / С.С. Гончаров. – Москва : Интерпракс : Изд-во ин-та математики СО РАН, 1994. – 255 с.
8. Горохов А.А. Феноменология религии Мирчи Элиаде [Текст : Электронный ресурс] / А.А. Горохов. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2011. – 160 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=74664&sr=1 (17.05.2017).
9. Декарт Р. Рассуждение о методе для руководства разума и отыскания истины в науках / Р. Декарт. – Москва : Новая Москва, 1925. – 113, [2] с.
10. Захаров А.А. Учебный процесс в вузе с точки зрения герменевтики / А.А. Захаров // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 1. – С. 50–53.
11. Зотов А.Ф. Современная буржуазная методология науки / А.Ф. Зотов. – Москва : Изд-во МГУ, 1983. – 208 с.
12. История диалектики. Немецкая классическая философия [Текст : Электронный ресурс]. – Ростов-Ярославский : Мысль, 1978. – 365 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=39790&sr=1 (18.05.2017).
13. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. – Симферополь : Реноме, 2003. – 462 с.
14. Ковалева С.В. Философия как опыт становления культуры мышления: образовательный аспект / С.В. Ковалева // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 104–108.
15. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Москва : Прогресс, 1977. – 300 с.
16. Лебедев С.А. Философия науки: терминолог. словарь / С.А. Лебедев. – Москва : Академ. проект, 2011. – 269 с.
17. Лекторский В. А. Философия науки: проблемы исследования и преподавания / В.А. Лекторский, В.С. Степин // Вопросы философии. – 2006. – № 10. – С. 45–54.
18. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов – М.: Приор, 2001. – 423 с.
19. Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия: сб. науч. тр. / отв. ред. Б.А. Парахонский. - Киев: Наук. думка, 1990. – 160 с.
20. Логиновский С. С. К вопросу о границах научной методологии и специфике гуманитарных наук: на примере анализа позитивистского определения понятия «обряд» // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – С. 4–7.
21. Метлов В. И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки – М.: Высш. шк., 1987. – 141, [2] с.
22. Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки: критический анализ буржуазной методологии науки – М.: Наука, 1983. – 176 с.
23. Орлов И. Б. «Человек исторический» в системе гуманитарного знания [Электронный ресурс] – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 193 c.
24. Основы теории познания: Учеб. пособие / ред. Б.И. Липский. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 334 с.
25. Попков Н. В. Философия как учебный предмет в системе высшего образования // Альма матер (Вестник высшей школы). – 2015. – № 10. – С. 14–17.
26. Проблемы методологии науки и научного творчества: [сборник статей] / под ред. проф. В.А. Штоффа и проф. А.М. Мостепаненко. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 181 с.
27. Пурынычева Г. М. Философская антропология. Идеи и теории мыслителей разных эпох и культур: хрестоматия [Электронный ресурс]. – М.: ПГТУ (Поволжский государственный технологический университет), 2012.
28. Пущаев Ю. В. Феноменология и диалектика в творчестве М.К. Мамардашвили и Э.В. Ильенкова [Электронный ресурс] – М.: Директ-Медиа, 2009. – 193 с.
29. Регионы России: «Общество знания» как условие реализации стратегии модернизации и инновационного развития: монография [Электронный ресурс] – М.: КНИТУ (Казанский национальный исследовательский технологический университет), 2013. – 276 с.
30. Рикёр, П. Очерки о герменевтике [Электронный ресурс] – М.: Директ-Медиа, 2007. – 559 с.
31. Рузавин Г. И. Методы научного исследования – М.: Мысль, 1974. – 237 с.
32. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного знания [Электронный ресурс] – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 561.
33. Соколов В. В. Историческое введение в философию: история философии по эпохам и проблемам: учебник. – М.: Академ. проект, 2004. – 911 с.
34. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания [Электронный ресурс]. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 192 с.
35. Степин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов – М.: Контакт – Альфа, 1995.
36. Столяров В. И. Диалектика как логика и методология науки – Москва: Политиздат, 1975. – 247 с.
37. Сулима И. И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. – 1999. – № 1. – С. 36–43.
38. Фазылзянова Г. И. Понимание как мыследеятельностная практика // Вопросы культурологии. – 2009. – № 1. – С. 23–27.
39. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. – М.: Инфра М, 2008. – 518 с.
40. Франк, Ф. Философия науки: связь между наукой и философией – М.: Изд. иностр. лит., 1960. – 543 с.
41. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности – М.: Магистериум: Касталь, 1996. – 446 с.
42. Фуко, М. Слова и вещи: археология гуманит. наук. – М.: Прогресс, 1977. – 488 с.
43. Хмелевская С. А. Система гуманитарного и социально-экономического знания [Электронный ресурс] / С. А. Хмелевская, В. А. Соломатин, С. В. Хмелевский. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 752 с.
44. Чепкасова Е. В. Герменевтический и феноменологический подходы к анализу текста // Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера»). – Новосибирск: ГПНТБ, 2010. – С. 187–192.
45. Шкода В. В. Оправдание многообразия: принцип полиморфизма в методологии науки – Харьков: Изд-во «Основа» при Харьков. ун-те, 1990. – 175, [1] с.
46. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования – М.: Знание, 1964. – 48 с.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window/library?p_mode
2. ЭБС «Лань» https://e.lanbook.com/
3. ЭБС «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
4. ЭБС «БиблиоРоссика» http://www.bibliorossica.com/
5. Электронный каталог Российской национальной библиотеки http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do
6. ГОСТ на оформление результатов НИР (дипломы и курсовые работы)
7. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=123051&pageK=DEDCA6CD-F0A4-4D88-AACE-A2C78BC78DE9
8. Оформление дипломной работы (ВКР) http://www.234555.ru/publ/4-1-0-386
9. Искусство педагогических наблюдений http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001723
10. Новый ГОСТ оформления библиографических ссылок (2009) http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511
11.
12.
13. Для кого пишутся учебники? http://ps.1september.ru/article.php?ID=200600706
14. Методики изучения внутригрупповых отношений http://www.booksite.ru/fulltext/tes/ty2/psy/hol/ogy/1.htm
15. Как написать научно-популярную статью? http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/SCILANG/HOLD.HTM
16. Состав и содержание диссертационной работы http://library.krasu.ru/ft/ft/_doc/raizberg-write.pdf
17. Алгоритм развития для науки http://www.nit.kiev.ua/tp/ns/ar.htm
18. Лекции по методологии научного исследования http://openedu.ministry.ru/method_phys/lections.htm
19. Очерк методологии науки http://nrc.edu.ru/est/r1/index.html
20. Замысел исследования и рабочая гипотеза. «Бритва Оккама» http://alter.sinor.ru/school/lecture_4.htm
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)[1]
Вид | Наименование | Наличие договора с правообладателем, лицензии или внутренняя разработка |
Программное обеспечение: | Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010, 2013 | Лицензия Лицензия |
Информационные справочные системы: | Электронно-библиотечная система (ЭБС) СПбГИK обеспечивает возможность индивидуального доступа каждого студента к ресурсам библиотеки СПбГИК. ЭБС: 1. «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioklub.ru/ 2. ЭБС «Лань» http://e.lanbook/ . 3. БиблиоРоссика http://www.bibliorossica.com/ 4. сайт дистанционного образования (www.spbgik.ru/sdo) | Лицензия Договор с правообладателем: - Университетская библиотека online (подписка с 1 сентября 2012 г. по 31 декабря 2017 г.; действующий контракт № 883 от 16 декабря 2014 г.) - Лань (подписка с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г.; действующий контракт № 884 от 16 декабря 2014 г.) - БиблиоРоссика (подписка с 1 января по 31 декабря 2017 г.; действующий контракт № 887 от 17 декабря 2014 г.) |
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Дисциплина «Философия и методология науки» способствует приобретению студентами базовых знаний в области поиска и работы с информацией по направлению «Музеология».
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов.
Готовясь к семинару, студенты должны:
1. Познакомиться с рекомендованной литературой;
2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
3. Выделить проблемные области;
4. Сформулировать собственную точку зрения;
5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
Методика подготовки студентов к семинарскому занятию.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Но прежде чем отправляться в книжное хранилище, сначала необходимо оценить свою домашнюю методическую библиотеку. Возможно, в ней найдутся полезные для работы книги и статьи из журналов. Затем следует изучить фонды библиотеки университета, а после этого уже обращаться в публичные библиотеки.
Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Для работы в справочно-библиографическом отделе библиотеки необходимо спланировать свое время, выделить определенные дни и часы.
Как необходимо правильно написать доклад для своего выступления.
Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.
К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
В качестве тем для докладов предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на обсуждение на семинарских занятиях и на самостоятельное изучение. Поэтому доклады, сделанные на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:
· изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
· анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положении;
· обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
· написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Основная часть также должна иметь четкое логическое построение.
Требования к выступлениям студентов.
Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
1) Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
2) Раскрытие сущности проблемы.
3) Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.
Важнейшие требования к выступлениям студентов - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
(специализированные учебные аудитории, читальные залы, театрально-концертные залы, репетиционные залы, учебно-производственные мастерские, комплекты инструментов, специализированное оборудование, видеотеки, фонотеки и т.д.)
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Специализированные аудитории: | |
Аудитория с проектором, видеоаппаратурой и компьютером с выходом в Интернет | 1 | |
2 | Специализированная мебель и оргсредства: | |
Нет | - | |
3 | Специальное оборудование: | |
Проектор, компьютер с выходом в интернет | 1 | |
1 | Специализированные аудитории: | |
№ п/п | 2215 | 1 |
Лист согласования
Должность, ФИО | Дата согласования | Подпись |
Начальник учебно-методического управления Миронова А.Н. | ||
Декан факультета Хренов А.Е. | ||
И.О. заведующий кафедрой Хренова А.Е. | ||
Председатель методической комиссии Прокуденкова О.В. | ||
Член методической комиссии | ||
Лист ознакомления
Фамилия, инициалы | Должность | Подпись | Дата ознакомления |
[1] Подлежит ежегодному обновлению
Дата: 2018-12-28, просмотров: 318.