Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
2     2      

 4

8

ПД, ДС

5

  Содержание темы (дидактические единицы):

Развитие и изменение понимания науки в различные историко-культурные эпохи. Наука и миф. Наука и философия. Наука и художественное творчество. Разнообразие определений науки. Наука как познавательная деятельность, как форма общественного сознания, как производительная сила, как социальный институт, культурная традиция, коммуникативная сфера. Стимулы научного познания. Разнообразие видов знаний, важнейшие характеристики научного и ненаучного знания. Формы знания и деятельности, несовместимые с наукой. Философская рефлексия научного знания. Понятие философии науки. Проблемы языка науки, логики исследования; строения, функционирования, обоснования научного знания. Коллективный характер современного научного творчества. Требование диалога и консенсуса, недопустимость догматизма. Объективность как важнейший принцип науки. Познавательный энтузиазм как главный стимул научного освоения мира. Наука как расширяющаяся сфера между познанным и непознанным. Доступность научного знания для критики. Роль научной проблемы. Специфика гуманитарного знания.

             

 

 

 

 

 

Раздел 2

Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира.

2     2      

 4

8

ПД, ДС, ТСТ

5

  Содержание темы (дидактические единицы):

Наука в древних цивилизациях Востока. Истоки древнегреческой науки. Переход от «мифа» к «логосу». Древнегреческий рационализм. Синкретизм науки Средневековья. Наука эпохи Возрождения: роль гуманистического мировоззрения и художественного энтузиазма. Научная революция XVI–XVII вв. и классическая наука. Неклассическая и пост-неклассическая наука: Междисциплинарность, развитие комплексных исследовательских программ; синергетика и «антропный» принцип. Гуманитарное знание античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени. «Лингвистический» и «антропологический» «поворот» ХХ в. Особенности гуманитарного знания эпохи постмодернизма. «Кумулятивная» теория развития науки и теория научных революций. Концепции К. Поппера, И Лакатоса, П Фейерабенда, Т. Куна. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные парадигмы. Научные парадигмы в гуманитарном знании. Картина мира как культурно-исторический феномен, как высшая система знаний о мире, как целостное миропонимание на основе фундаментального систематизирующего принципа. Картина мира и мировоззрение. Представления о физической реальности как основа научной картины мира. Исторические формы научной картины мира; её структура и функции.

             

 

 

 

 

 

Раздел 3.

Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности

2     2        4

8

ДС, ИНК.

5

  Содержание темы (дидактические единицы):

Идеалы, нормы и принципы как эталонные установки и регулятивные ориентиры научного знания, их социально-культурный характер. Практический, изменчивый и конвенциональный характер научной нормы. Философский характер научного идеала. Различие ценностных оснований науки. Принципы научного познания. Понятие научной рациональности. Эволюция научной рациональности. Классическая и неклассическая рациональность. Средства научно-исследовательской деятельности. Материальные, информационные, математические средства познания. Логические средства познания: формальная, символическая и математическая логика. Диалектика как средство познания сложных, развивающихся и внутренне противоречивых объектов. «Формулы» диалектического мышления и «законы» диалектики. Значение диалектики в гуманитарном знании. Лингвистические средства познания. Использование семантического потенциала естественного языка: ясность, точность, убедительность, выразительность научной речи.

               

 

 

 

 

Раздел 4.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.