Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  2       2      

 

4

  8

КЛ, ПД.

 

5

  Содержание темы (дидактические единицы):

Психологические аспекты научного мышления. Роль чувственного восприятия, логики и интуиции. Обобщение, абстрагирование, формализация. Знаковые и образные аспекты научного мышления; восприимчивость и наблюдательность, умение оперировать знаниями и информацией. Личность учёного, его внутренний мир и внутренние ценности. Феномен научной гениальности. Понятие общенаучных методов исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Методы эмпирического исследования. Значение эксперимента. Понятие зависимой и независимой переменой. Преимущества и недостатки эксперимента. Факты как «выходной продукт» эмпирического исследования. Обобщение и систематизация научных фактов. Понятие научной теории. Научные гипотезы. Методы теоретического исследования. Дедукция и индукция. Виды научных доказательств. Правила доказательств. Принципы планирования, подготовки и осуществления исследования. Выбор области и объекта исследования. Стадии и этапы научного исследования. Роль научной проблемы. Осмысление и критическая оценка результатов научного исследования.

             

 

 

 

 

 

Раздел 5.

Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания. 8     8      

16

32

СД,ТЗ, ДС, ИНК

15

  Содержание темы (дидактические единицы):

Понятие социально-гуманитарного знания. Особенности предмета гуманитарного знания: изменчивость, историчность, многозначность. Идея принципиального различия методологий гуманитарного и естественнонаучного знания. Проблематика языка, означивания и понимания. Герменевтика как искусство понимания и интерпретации текстов. Разработка герменевтики в качестве метода научного и философского познания Ф. Шлейермахером, В. Дильтеем и Х.-Г. Гадамером. Противопоставление методов «понимания» и «объяснения». Понятие «герменевтического круга». Основные принципы феноменологии Э. Гуссерля. Применение феноменологии в гуманитарном знании. Феноменологический метод Р. Ингардена в исследованиях искусства. Структуралистские и постмодернистские методологии. Структурная антропология К. Леви-Стросса. Методологии Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко). Постструктурализм: поиск свободы от структур. Исследование социокультурных «маргиналий» как «репрессивных пространств» современной культуры, общества, политики. Принцип «деконструкции» (Ж. Деррида). Фрейдо-марксизм Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Структуралистские и постмодернистские исследования искусства литературы.

             

 

 

 

 

 

Раздел 6.

Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность .

2     2      

4

8

КЛ, ПД.

5

  Содержание темы (дидактические единицы):

Разнообразие видов жанров научных текстов. Особенности написания и оформления студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломов), магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, рефератов, рецензий, научных статей, монографий и эссе. Современные нормативные требования к оформлению научных работ. Нормы использования чужого текста. Правила оформления библиографий. Язык, стиль и логика построения научного текста. Подготовка и осуществление научного доклада, выступления на семинаре и круглом столе. Взаимопонимание, согласие и объективность. Трудности коммуникативного процесса в гуманитарном знании. Информация и знание. Научная информационная среда. Научные коммуникации, их виды и их значение в науке. Понятие информационной культуры учёного. Важнейшие виды профессионального научного общения. Научные встречи и мероприятия. Принципы научной коммуникативной этики: отсутствие лицеприятия и предрассудков; отказ от присвоения научных знаний и их результатов; бескорыстие и отсутствие личных мотивов; рациональный скептицизм. Этикет научного общения: равенство, взаимоуважение, открытость к новым знаниям и информации, готовность к конструктивной критике. Культура языка и речи. Недопустимость плагиата.

             

 

 

 

 

 

Итого

36       18    

36

72

 

 

 

40

                                         

 

 

4.1 Таблица сокращений форм текущего контроля:

 

ДС диспуты ПД подготовка и представление доклада
ИНК имитация научной конференции ТЗ творческие задания
К контрольная работа ТСТ тестирование
КЛ коллоквиум УО устный опрос
МК мини-конференции СД семинар с элементами дискуссии

4.2 Образовательные технологии:

 

  1. Проблемная лекция (ПЛ) – основная форма лекции – лекция, направленная на приобщение обучающихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Новое знание в проблемной лекции вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации.  Основной целью проблемной лекции является углубление теоретических знаний обучающихся по теме через раскрытие научных подходов, развитие теоретического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию дисциплины и профессиональной мотивации будущего специалиста.
  2. Информационная лекция (ИЛ)  лекция, представляющая собой информационную подачу теоретического материала. Целью информационной лекции является обеспечение студентов теоретической основой обучения по дисциплине, а также формирование ориентиров для самостоятельной работы над учебным курсом.
  3. Семинар с элементами дискуссии (СД) – основная форма семинара – занятие, предполагающее подготовку обучающимися докладов по заранее сформированному плану с последующим участием в дискуссии/полемике, связанной с темой доклада, формулированием ответов на вопросы других студентов, участвующих в семинарском занятии.
  4. Семинарское занятие в форме имитации научной конференции (СК) – особый вид семинарского занятия. Необходима для знакомства студентов со способами и формами коммуникации, распространенными в современном научном сообществе. Занятие предполагает выступление студентов с научными докладами по заранее согласованным с преподавателем темам с учетом временного регламента, а также следующие за выступлением ответы на вопросы других участников конференции.

5. Самостоятельная работа (СР) – изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям, лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям, оформление конспектов лекций, написание рефератов, отчетов, курсовых работ, проектов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений.

Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 70%.

5. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов

5.1 Структура и содержание самостоятельной работы  по дисциплине

Номер раздела ОП

Наименование тем ОП

Распределение часов по видам самостоятельной работы, час.

Формы
текущего контроля успеваемости

Основные виды учебной и научной самостоятельной работы


Иные виды

 Всего,   час.

Работа с конспектами лекций Подготовка к занятиям семинарского типа Изучение и анализ рекомендованной литературы Самостоятельное освоение тем разделов Выполнение творческого задания Подготовка к компьютерным тестам Подготовка реферата Подготовка доклада на конференцию Подготовка тезисов к публикации Участие в НИРС Выполнение курсовой работы/проекта Подготовка к сдаче промежуточной аттестации Выполнение выпускной квалификационной работы
1 Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека .   2 2                           4 ПД, ДС
2 Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира. 2 4 2                           8 ПД, ДС, ТСТ, УО
3 Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности.   2 2                           4 ДС, ИНК
4 Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы.   4 4                           8 КЛ, ПД
5 Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания.     6   2                       8 СД, ТЗ
6 Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность . 2   2                           4 КЛ, ПД

5.2 Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю):

Виды учебно-методического обеспечения (пособие, рекомендации, руководство и т.д.) Наименование Вид издания (печатное, электронное, представленное в сети)
Учебное пособие Павлов А. В. Логика и методология науки [Электронный ресурс] – М.: ФЛИНТА, 2016. – 341, [2] с. Электронное
Учебное пособие Осипов А. И. Философия и методология науки [Электронный ресурс] – Минск: Белорусская наука, 2013. – 287 с. Электронное
Учебное пособие Батурин В. К. Философия науки : учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 303 с. Печатное
Учебное пособие Ивин А. А. Философия науки [Электронный ресурс]. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 557 с.   Электронное
Учебное пособие Онтология и теория познания: вопросы и задания: практикум [Электронный ресурс]. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. – 101 с. Электронное

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Дата: 2018-12-28, просмотров: 284.