4
КЛ, ПД.
5
Психологические аспекты научного мышления. Роль чувственного восприятия, логики и интуиции. Обобщение, абстрагирование, формализация. Знаковые и образные аспекты научного мышления; восприимчивость и наблюдательность, умение оперировать знаниями и информацией. Личность учёного, его внутренний мир и внутренние ценности. Феномен научной гениальности. Понятие общенаучных методов исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Методы эмпирического исследования. Значение эксперимента. Понятие зависимой и независимой переменой. Преимущества и недостатки эксперимента. Факты как «выходной продукт» эмпирического исследования. Обобщение и систематизация научных фактов. Понятие научной теории. Научные гипотезы. Методы теоретического исследования. Дедукция и индукция. Виды научных доказательств. Правила доказательств. Принципы планирования, подготовки и осуществления исследования. Выбор области и объекта исследования. Стадии и этапы научного исследования. Роль научной проблемы. Осмысление и критическая оценка результатов научного исследования.
Раздел 5.
16
СД,ТЗ, ДС, ИНК
15
Понятие социально-гуманитарного знания. Особенности предмета гуманитарного знания: изменчивость, историчность, многозначность. Идея принципиального различия методологий гуманитарного и естественнонаучного знания. Проблематика языка, означивания и понимания. Герменевтика как искусство понимания и интерпретации текстов. Разработка герменевтики в качестве метода научного и философского познания Ф. Шлейермахером, В. Дильтеем и Х.-Г. Гадамером. Противопоставление методов «понимания» и «объяснения». Понятие «герменевтического круга». Основные принципы феноменологии Э. Гуссерля. Применение феноменологии в гуманитарном знании. Феноменологический метод Р. Ингардена в исследованиях искусства. Структуралистские и постмодернистские методологии. Структурная антропология К. Леви-Стросса. Методологии Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко). Постструктурализм: поиск свободы от структур. Исследование социокультурных «маргиналий» как «репрессивных пространств» современной культуры, общества, политики. Принцип «деконструкции» (Ж. Деррида). Фрейдо-марксизм Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Структуралистские и постмодернистские исследования искусства литературы.
Раздел 6.
Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность .
4
КЛ, ПД.
5
Разнообразие видов жанров научных текстов. Особенности написания и оформления студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломов), магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, рефератов, рецензий, научных статей, монографий и эссе. Современные нормативные требования к оформлению научных работ. Нормы использования чужого текста. Правила оформления библиографий. Язык, стиль и логика построения научного текста. Подготовка и осуществление научного доклада, выступления на семинаре и круглом столе. Взаимопонимание, согласие и объективность. Трудности коммуникативного процесса в гуманитарном знании. Информация и знание. Научная информационная среда. Научные коммуникации, их виды и их значение в науке. Понятие информационной культуры учёного. Важнейшие виды профессионального научного общения. Научные встречи и мероприятия. Принципы научной коммуникативной этики: отсутствие лицеприятия и предрассудков; отказ от присвоения научных знаний и их результатов; бескорыстие и отсутствие личных мотивов; рациональный скептицизм. Этикет научного общения: равенство, взаимоуважение, открытость к новым знаниям и информации, готовность к конструктивной критике. Культура языка и речи. Недопустимость плагиата.
Итого
36
72
40
4.1 Таблица сокращений форм текущего контроля:
ДС | диспуты | ПД | подготовка и представление доклада |
ИНК | имитация научной конференции | ТЗ | творческие задания |
К | контрольная работа | ТСТ | тестирование |
КЛ | коллоквиум | УО | устный опрос |
МК | мини-конференции | СД | семинар с элементами дискуссии |
4.2 Образовательные технологии:
5. Самостоятельная работа (СР) – изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям, лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям, оформление конспектов лекций, написание рефератов, отчетов, курсовых работ, проектов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений.
Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 70%.
5. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов
5.1 Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине
Номер раздела ОП |
Наименование тем ОП | Распределение часов по видам самостоятельной работы, час. | Формы | ||||||||||||||||
Основные виды учебной и научной самостоятельной работы |
Иные виды | Всего, час. | |||||||||||||||||
Работа с конспектами лекций | Подготовка к занятиям семинарского типа | Изучение и анализ рекомендованной литературы | Самостоятельное освоение тем разделов | Выполнение творческого задания | Подготовка к компьютерным тестам | Подготовка реферата | Подготовка доклада на конференцию | Подготовка тезисов к публикации | Участие в НИРС | Выполнение курсовой работы/проекта | Подготовка к сдаче промежуточной аттестации | Выполнение выпускной квалификационной работы | |||||||
1 | Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека . | 2 | 2 | 4 | ПД, ДС | ||||||||||||||
2 | Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира. | 2 | 4 | 2 | 8 | ПД, ДС, ТСТ, УО | |||||||||||||
3 | Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности. | 2 | 2 | 4 | ДС, ИНК | ||||||||||||||
4 | Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы. | 4 | 4 | 8 | КЛ, ПД | ||||||||||||||
5 | Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания. | 6 | 2 | 8 | СД, ТЗ | ||||||||||||||
6 | Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность . | 2 | 2 | 4 | КЛ, ПД |
5.2 Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю):
Виды учебно-методического обеспечения (пособие, рекомендации, руководство и т.д.) | Наименование | Вид издания (печатное, электронное, представленное в сети) |
Учебное пособие | Павлов А. В. Логика и методология науки [Электронный ресурс] – М.: ФЛИНТА, 2016. – 341, [2] с. | Электронное |
Учебное пособие | Осипов А. И. Философия и методология науки [Электронный ресурс] – Минск: Белорусская наука, 2013. – 287 с. | Электронное |
Учебное пособие | Батурин В. К. Философия науки : учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 303 с. | Печатное |
Учебное пособие | Ивин А. А. Философия науки [Электронный ресурс]. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 557 с. | Электронное |
Учебное пособие | Онтология и теория познания: вопросы и задания: практикум [Электронный ресурс]. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. – 101 с. | Электронное |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Дата: 2018-12-28, просмотров: 321. |