Семинар 1. Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека .
1. Наука и ее место в человеческой культуре. Наука и техника. Наука и художественное творчество.
2. Значение науки в истории человечества. Социальная роль науки.
3. Важнейшие особенности и различие естественнонаучного и гуманитарного знания.
4. Роль философии по отношению к естественным и гуманитарным наукам.
Семинар 2. Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира.
5. Разнообразие видов познавательной деятельности человека и место науки среди них.
6. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни науки.
7. Понятие «картины мира» и ее философский смысл.
8. Понятие паранаучного, квазинаучного, лженаучного и антинаучного знания; их отличие от науки.
Семинар 3. Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности .
1. Концепции развития науки. Идеи К.Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и П. Фейерабенда.
2. Наука и миф. Зарождение и развитие естественных наук.
3. Естествознание в античности. Особенности и роль древнегреческой науки.
4. Естествознание в Средние века и в эпоху Возрождения.
Семинар 4. Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы.
5. Первая научная революция (XVI–XVII вв.) Рождение классической научной парадигмы.
6. Вторая и третья научные революции (XIX – ХХ в.) Неклассическая научная парадигма.
7. Четвертая научная революция (конец XX – начало XXI вв.) и «постнеклассическая» наука.
Концепции развития науки. Идеи К.Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и П. Фейерабенда.
Семинар 5. Методологии гуманитарного знания.
1. Особенности развития гуманитарного знания в отличие от развития естественных наук.
2. Смена научных парадигм в гуманитарном знании.
3. Зарождение и развитие гуманитарных наук. Гуманитарное знание в античности.
4. Гуманитарное знание в Средние века, в эпоху Возрождения и Новое время (классическая парадигма).
Семинар 6. Методологии гуманитарного знания.
1. Эпоха романтизма и гуманитарное знание XIX – XX вв. (неклассическая парадигма).
2. Эпоха постмодернизма и гуманитарное знание XX – XXI вв. («постнеклассическая парадигма»).
3. Фундаментальные особенности предмета гуманитарного знания.
4. Гуманитарное знание и основные проблемы человеческого бытия.
Семинар 7. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания.
1. Герменевтика и её история. Понятие герменевтического круга.
2. Герменевтика в ХХ в. Идеи Х.-Г. Гадамера и П. Рикёра
3. Основные идеи феноменологии. Понятие феноменологической редукции и «жизненного мира».
4. Феноменологический метод Р. Ингардена.
Семинар 8. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания.
1. Понятие структурализма и семиотики. Разнообразие структуралистских методологий в гуманитарном знании ХХ в.
2. М. Фуко и его метод исследования проблем современного общества и культуры.
3. Смысл понятия «постмодернизм». Особенности художественного творчества и гуманитарного знания эпоху постмодерна.
4. Постмодернистские методологии. Идеи Р. Барта, Ю..Кристевой, Ж. Делеза и Ж. Деррида.
Семинар 9. Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность.
1. Жанровое разнообразие научных работ. Особенности научного текста социально-гуманитарного исследования.
2. Современные нормативные требования к оформлению научных работ
3. Научная информационная среда и информационная культура учёного.
4. Научно-информационная и коммуникативная этика; современные теории пространства коммуникаций и диалога (Ю. Хабермас).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.