Темы для докладов на семинарских занятиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Семинар 1. Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека .

1. Наука и ее место в человеческой культуре. Наука и техника. Наука и художественное творчество.

2. Значение науки в истории человечества. Социальная роль науки.

3. Важнейшие особенности и различие естественнонаучного и гуманитарного знания.

4. Роль философии по отношению к естественным и гуманитарным наукам.

 

Семинар 2. Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира.

5. Разнообразие видов познавательной деятельности человека и место науки среди них.

6. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни науки.

7. Понятие «картины мира» и ее философский смысл.

8. Понятие паранаучного, квазинаучного, лженаучного и антинаучного знания; их отличие от науки.

 

Семинар 3. Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности .

1. Концепции развития науки. Идеи К.Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и П. Фейерабенда.

2. Наука и миф. Зарождение и развитие естественных наук.

3. Естествознание в античности. Особенности и роль древнегреческой науки.

4. Естествознание в Средние века и в эпоху Возрождения.

 

Семинар 4. Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы.

5. Первая научная революция (XVI–XVII вв.) Рождение классической научной парадигмы.

6. Вторая и третья научные революции (XIX – ХХ в.) Неклассическая научная парадигма.

7. Четвертая научная революция (конец XX – начало XXI вв.) и «постнеклассическая» наука.

Концепции развития науки. Идеи К.Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и П. Фейерабенда.

Семинар 5. Методологии гуманитарного знания.

1. Особенности развития гуманитарного знания в отличие от развития естественных наук.

2. Смена научных парадигм в гуманитарном знании.

3. Зарождение и развитие гуманитарных наук. Гуманитарное знание в античности.

4. Гуманитарное знание в Средние века, в эпоху Возрождения и Новое время (классическая парадигма).

Семинар 6. Методологии гуманитарного знания.

1. Эпоха романтизма и гуманитарное знание XIX – XX вв. (неклассическая парадигма).

2. Эпоха постмодернизма и гуманитарное знание XX – XXI вв. («постнеклассическая парадигма»).

3. Фундаментальные особенности предмета гуманитарного знания.

4. Гуманитарное знание и основные проблемы человеческого бытия.

 

Семинар 7. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания.

1. Герменевтика и её история. Понятие герменевтического круга.

2. Герменевтика в ХХ в. Идеи Х.-Г. Гадамера и П. Рикёра

3. Основные идеи феноменологии. Понятие феноменологической редукции и «жизненного мира».

4. Феноменологический метод Р. Ингардена.

Семинар 8. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания.

1. Понятие структурализма и семиотики. Разнообразие структуралистских методологий в гуманитарном знании ХХ в.

2. М. Фуко и его метод исследования проблем современного общества и культуры.

3. Смысл понятия «постмодернизм». Особенности художественного творчества и гуманитарного знания эпоху постмодерна.

4. Постмодернистские методологии. Идеи Р. Барта, Ю..Кристевой, Ж. Делеза и Ж. Деррида.

 

Семинар 9. Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность.

1. Жанровое разнообразие научных работ. Особенности научного текста социально-гуманитарного исследования.

2. Современные нормативные требования к оформлению научных работ

3. Научная информационная среда и информационная культура учёного.

4. Научно-информационная и коммуникативная этика; современные теории пространства коммуникаций и диалога (Ю. Хабермас).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.