Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
Рабочая программа дисциплины
«Философия и методология науки»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе,
председатель Учебно-методического совета
Смирнова А.А.___________________
«____»_______________2017 год
Система менеджмента качества
Рабочая программа дисциплины «Философия и методология науки»
Направление/специальность | 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия | |
(код и наименование, перечислить) | ||
Профиль/специализация (направленность) | Менеджмент и экспертиза культурного наследия | |
(наименование и код при наличии) | ||
Квалификация | Магистр | |
(наименование) | ||
Форма обучения | Очная | |
Перечислить: очное, очно-заочное, заочное | ||
Факультет | Мировой культуры | |
(наименование факультета) | ||
Кафедра | Теории и истории культуры | |
(наименование кафедры) |
Версия:
Дата введения
Санкт-Петербург
2017
Разработано кафедрой теории и истории культуры Исполнено доцентом, кандидатом философских наук, С. В. Ватманом Одобрено на заседании методической комиссии кафедры теории и истории культуры «01» февраля 2017 г., протокол № 3. Председатель методической комиссии: доцент, кандидат культурологии, доцент О. В. Прокуденкова. Одобрено на заседании кафедры на заседании кафедры «07»февраля 2017 г., протокол заседания кафедры № 6 Заведующий кафедрой: доцент, кандидат философских наук, доцент А.Е. Хренов. Рецензент: доцент кафедры музеологии и культурного наследия, кандидат культурологии, А. Н. Балаш. Внесено представителем руководства по вопросам менеджмента качества образования. Рекомендовано к утверждению Учебно-методическим советом «__»_________201_ г., протокол № ___. |
© ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Настоящий документ является интеллектуальной собственностью СПбГИК и не может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространён без разрешения ректора СПбГИК. |
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с:
¾ ФГОС ВО по направлению подготовки/специальности «51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», утвержденным Минобрнауки России от «14» декабря 2015 г. № 1466.
¾ учебным планом СПбГИК.
Аннотация рабочей программы:
Рабочая программа дисциплины «Философия и методология науки», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклу государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина «Философия и методология науки» направлена на усвоение студентами основных философских концепций, связанных с понятием науки и научного познания, на формирование у них ясных представлений о роли науки в истории и культуре человечества, о динамике науки и об основных этапах её исторического развития, о роли научной методологии в познавательном процессе; на усвоение ими знаний об основных общенаучных методах, а также о современных методологических подходах, используемых в социально-гуманитарных науках; на овладение учащимися практической методикой научного исследования, на подготовку их к самостоятельной научной работе.
Содержание учебной дисциплины включает следующие разделы: наука, её понятие и определение, основы научно-познавательной деятельности человека; зарождение науки, история её развития, научные революции и смена научных парадигм, эволюция научной картины мира; идеалы, нормы и принципы научного знания, средства научно-исследовательской деятельности; общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования, фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы; методологии гуманитарного знания, современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания; стадия оформления научной работы: нормы и стандарты, научно-коммуникативная деятельность.
Формируемая компетенция: ОК-1: «Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу».
Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Философия и методология науки» является зачет.
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы............................. 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП .................................................................... 4
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся....................................................... 5
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ....... 6
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов...................... 19
5.1. Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине.................... 19
5.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)................................................................... 22
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).......................................................................................................... 23
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования........................................... 23
6.2. Описание шкалы оценивания компетенции........................................................... 25
6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы 28
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций................................................................................................................ 44
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.......................................................................................................................... 45
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля).......................................................... 47
9. Информационное обеспечение дисциплины................................................................... 47
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).................................... 48
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)..................................................... 51
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результатами освоения
Планируемые результаты обучения
Шифр
Когнитивные***
Деятельностные****
Мотивационные*****
* если в результате освоения дисциплины компетенции формируются частично
*** Когнитивный – знает и понимает
****Деятельностный – практическое применение знаний
*****Мотивационный – стремление овладеть знаниями, умениями и применять их на практике
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ОП
Данная учебная дисциплина (Б1.Б.1) относится к базовым.
2.1. Перечень дисциплин и практик, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.
Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:
· «Психология саморазвития» – в части понимания роли познавательной деятельности, в т.ч. и научной, для формирования всесторонне развитой личности.
· «История и методология исследования природного и культурного наследия» – в части понимания специфики и уникальности социально-гуманитарных наук и необходимости применения в данной области специально предназначенных для этого методов и методологических стратегий.
2.2. Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами.
Данная учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин:
· «Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России» – в части понимания специфики и уникальности социально-гуманитарных наук и необходимости применения в данной области специально предназначенных для этого методов и методологических стратегий.
· «Современные зарубежные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия» – в части понимания специфики и уникальности социально-гуманитарных наук и необходимости применения в данной области специально предназначенных для этого методов и методологических стратегий.
· Научно-исследовательская работа – на всех этапах.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
форма обучения | очная | очно-заочная | заочная | ||||
Общая трудоемкость дисциплины (з.е./час.) | 2/72 | ||||||
Распределение учебной работы, час.: | всего | семестры | всего | семестры | всего | семестры | |
Контактная работа обучающегося с преподавателем, в том числе: | |||||||
занятия лекционного типа | 18 | 1 | |||||
занятия семинарского типа | 18 | 1 | |||||
индивидуальные занятия | |||||||
Самостоятельная работа | 36 | 1 | |||||
Промежуточная | зачет | + | 1 | ||||
экзамен | |||||||
(в графе зачет при его наличии ставится: +; в графе экзамен при его наличии ставится: 36, 72, 108 … (из расчета 36 часов на экзамен) |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Наименование разделов и тем, содержание |
Контактные занятия, час. |
Самостоятельная работа, час. |
Итого, час. | Рейтинг-план | ||||||||||||||||
Лекции |
Семинарского типа |
Индивидуальные |
Всего, час. | |||||||||||||||||
Лабораторные | Практические | Семинары | Мелкогрупповые |
Формы текущего контроля |
Баллы по БРС | |||||||||||||||
Семестр: | 1 | 18 | 18 | 36 | 72 |
| 40 | |||||||||||||
Раздел 1 |
ПД, ДС | 5 | ||||||||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Развитие и изменение понимания науки в различные историко-культурные эпохи. Наука и миф. Наука и философия. Наука и художественное творчество. Разнообразие определений науки. Наука как познавательная деятельность, как форма общественного сознания, как производительная сила, как социальный институт, культурная традиция, коммуникативная сфера. Стимулы научного познания. Разнообразие видов знаний, важнейшие характеристики научного и ненаучного знания. Формы знания и деятельности, несовместимые с наукой. Философская рефлексия научного знания. Понятие философии науки. Проблемы языка науки, логики исследования; строения, функционирования, обоснования научного знания. Коллективный характер современного научного творчества. Требование диалога и консенсуса, недопустимость догматизма. Объективность как важнейший принцип науки. Познавательный энтузиазм как главный стимул научного освоения мира. Наука как расширяющаяся сфера между познанным и непознанным. Доступность научного знания для критики. Роль научной проблемы. Специфика гуманитарного знания. |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел 2 |
ПД, ДС, ТСТ | 5 | ||||||||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Наука в древних цивилизациях Востока. Истоки древнегреческой науки. Переход от «мифа» к «логосу». Древнегреческий рационализм. Синкретизм науки Средневековья. Наука эпохи Возрождения: роль гуманистического мировоззрения и художественного энтузиазма. Научная революция XVI–XVII вв. и классическая наука. Неклассическая и пост-неклассическая наука: Междисциплинарность, развитие комплексных исследовательских программ; синергетика и «антропный» принцип. Гуманитарное знание античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени. «Лингвистический» и «антропологический» «поворот» ХХ в. Особенности гуманитарного знания эпохи постмодернизма. «Кумулятивная» теория развития науки и теория научных революций. Концепции К. Поппера, И Лакатоса, П Фейерабенда, Т. Куна. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные парадигмы. Научные парадигмы в гуманитарном знании. Картина мира как культурно-исторический феномен, как высшая система знаний о мире, как целостное миропонимание на основе фундаментального систематизирующего принципа. Картина мира и мировоззрение. Представления о физической реальности как основа научной картины мира. Исторические формы научной картины мира; её структура и функции. |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел 3. |
Раздел 4. |
КЛ, ПД. |
5 | |||||||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Психологические аспекты научного мышления. Роль чувственного восприятия, логики и интуиции. Обобщение, абстрагирование, формализация. Знаковые и образные аспекты научного мышления; восприимчивость и наблюдательность, умение оперировать знаниями и информацией. Личность учёного, его внутренний мир и внутренние ценности. Феномен научной гениальности. Понятие общенаучных методов исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Методы эмпирического исследования. Значение эксперимента. Понятие зависимой и независимой переменой. Преимущества и недостатки эксперимента. Факты как «выходной продукт» эмпирического исследования. Обобщение и систематизация научных фактов. Понятие научной теории. Научные гипотезы. Методы теоретического исследования. Дедукция и индукция. Виды научных доказательств. Правила доказательств. Принципы планирования, подготовки и осуществления исследования. Выбор области и объекта исследования. Стадии и этапы научного исследования. Роль научной проблемы. Осмысление и критическая оценка результатов научного исследования. |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел 5. | Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания. | 8 | 8 | 16 | 32 |
СД,ТЗ, ДС, ИНК | 15 | |||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Понятие социально-гуманитарного знания. Особенности предмета гуманитарного знания: изменчивость, историчность, многозначность. Идея принципиального различия методологий гуманитарного и естественнонаучного знания. Проблематика языка, означивания и понимания. Герменевтика как искусство понимания и интерпретации текстов. Разработка герменевтики в качестве метода научного и философского познания Ф. Шлейермахером, В. Дильтеем и Х.-Г. Гадамером. Противопоставление методов «понимания» и «объяснения». Понятие «герменевтического круга». Основные принципы феноменологии Э. Гуссерля. Применение феноменологии в гуманитарном знании. Феноменологический метод Р. Ингардена в исследованиях искусства. Структуралистские и постмодернистские методологии. Структурная антропология К. Леви-Стросса. Методологии Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко). Постструктурализм: поиск свободы от структур. Исследование социокультурных «маргиналий» как «репрессивных пространств» современной культуры, общества, политики. Принцип «деконструкции» (Ж. Деррида). Фрейдо-марксизм Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Структуралистские и постмодернистские исследования искусства литературы. |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел 6. | Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность . | 2 | 2 | 4 | 8 |
КЛ, ПД. | 5 | |||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Разнообразие видов жанров научных текстов. Особенности написания и оформления студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломов), магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, рефератов, рецензий, научных статей, монографий и эссе. Современные нормативные требования к оформлению научных работ. Нормы использования чужого текста. Правила оформления библиографий. Язык, стиль и логика построения научного текста. Подготовка и осуществление научного доклада, выступления на семинаре и круглом столе. Взаимопонимание, согласие и объективность. Трудности коммуникативного процесса в гуманитарном знании. Информация и знание. Научная информационная среда. Научные коммуникации, их виды и их значение в науке. Понятие информационной культуры учёного. Важнейшие виды профессионального научного общения. Научные встречи и мероприятия. Принципы научной коммуникативной этики: отсутствие лицеприятия и предрассудков; отказ от присвоения научных знаний и их результатов; бескорыстие и отсутствие личных мотивов; рациональный скептицизм. Этикет научного общения: равенство, взаимоуважение, открытость к новым знаниям и информации, готовность к конструктивной критике. Культура языка и речи. Недопустимость плагиата. |
|
|
| ||||||||||||||||
Итого | 36 | 18 | 36 | 72 |
|
40 | ||||||||||||||
4.1 Таблица сокращений форм текущего контроля:
ДС | диспуты | ПД | подготовка и представление доклада |
ИНК | имитация научной конференции | ТЗ | творческие задания |
К | контрольная работа | ТСТ | тестирование |
КЛ | коллоквиум | УО | устный опрос |
МК | мини-конференции | СД | семинар с элементами дискуссии |
4.2 Образовательные технологии:
5. Самостоятельная работа (СР) – изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям, лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям, оформление конспектов лекций, написание рефератов, отчетов, курсовых работ, проектов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений.
Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 70%.
5. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов
5.1 Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине
Номер раздела ОП |
Наименование тем ОП | Распределение часов по видам самостоятельной работы, час. | Формы | ||||||||||||||||
Основные виды учебной и научной самостоятельной работы |
Иные виды | Всего, час. | |||||||||||||||||
Работа с конспектами лекций | Подготовка к занятиям семинарского типа | Изучение и анализ рекомендованной литературы | Самостоятельное освоение тем разделов | Выполнение творческого задания | Подготовка к компьютерным тестам | Подготовка реферата | Подготовка доклада на конференцию | Подготовка тезисов к публикации | Участие в НИРС | Выполнение курсовой работы/проекта | Подготовка к сдаче промежуточной аттестации | Выполнение выпускной квалификационной работы | |||||||
1 | Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека . | 2 | 2 | 4 | ПД, ДС | ||||||||||||||
2 | Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира. | 2 | 4 | 2 | 8 | ПД, ДС, ТСТ, УО | |||||||||||||
3 | Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности. | 2 | 2 | 4 | ДС, ИНК | ||||||||||||||
4 | Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы. | 4 | 4 | 8 | КЛ, ПД | ||||||||||||||
5 | Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания. | 6 | 2 | 8 | СД, ТЗ | ||||||||||||||
6 | Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность . | 2 | 2 | 4 | КЛ, ПД |
5.2 Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю):
Виды учебно-методического обеспечения (пособие, рекомендации, руководство и т.д.) | Наименование | Вид издания (печатное, электронное, представленное в сети) |
Учебное пособие | Павлов А. В. Логика и методология науки [Электронный ресурс] – М.: ФЛИНТА, 2016. – 341, [2] с. | Электронное |
Учебное пособие | Осипов А. И. Философия и методология науки [Электронный ресурс] – Минск: Белорусская наука, 2013. – 287 с. | Электронное |
Учебное пособие | Батурин В. К. Философия науки : учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 303 с. | Печатное |
Учебное пособие | Ивин А. А. Философия науки [Электронный ресурс]. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 557 с. | Электронное |
Учебное пособие | Онтология и теория познания: вопросы и задания: практикум [Электронный ресурс]. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. – 101 с. | Электронное |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Критерии оценивания | Показатели уровня сформированности компетенций на различных этапах их формирования (знания, практические умения, опыт деятельности, которые должен получить и уметь продемонстрировать обучающийся) |
Максимально 5 баллов: · систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной дисциплины, а также по основным вопросам, выходящим за её пределы................................................... 5 баллов; · систематизированные, глубокие знания по всем разделам учебной дисциплины............. 4 балла; · недостаточно полные и систематизированные знания по программе дисциплины........... 3 балла; · недостаточный объём знаний в рамках программы дисциплины........................................ 2 балла; · фрагментарные знания в рамках программы дисциплины..................................................... 1 балл; · наличие в ответе грубых смысловых ошибок или отказ от ответа..................................... 0 баллов; Максимально 5 баллов: · точное использование профессиональной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы............................................................................................................. 5 баллов; · использование профессиональной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы............ 4 балла; · использование необходимой профессиональной терминологии, стилистически не всегда грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы.......... 3 балла; · некорректное использование профессиональной терминологии, неумение делать выводы без существенных ошибок............................................................................................................... 2 балла; · слабое владение профессиональной терминологией, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками............................................. 1 балл; · неумение использовать профессиональную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических Максимально 5 баллов: · безупречное владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, оценки и т.д.), умение его эффективно использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач............................................................................... 5 баллов; · владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач................................................................. 4 балла; · владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать при решении стандартных (типовых) профессиональных и/или учебных задач........................................ 3 балла; · слабое владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач.................................................................................................... 2 балла; · слабое владение инструментарием учебной дисциплины....................................................... 1 балл; · отсутствие представления об инструментарии учебной дисциплины............................... 0 баллов; Максимально 5 баллов: · творческое решение сложной проблемы в нестандартной ситуации на высоком профессиональном уровне, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей................................................................................................................ 5 баллов · решение сложной проблемы в рамках учебной программы на высоком профессиональном уровне, отсутствие фактических неточностей, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей............................................................................................ 4 балла · выполнение поставленной задачи на профессиональном уровне, допущение фактических неточностей, недостаточно полный ответ на вопросы, связанные с выполняемой задачей......... 3 балла · недостаточно высокий уровень выполнения поставленной задачи, допущение фактических неточностей, затруднения при ответе на вопросы, связанные с выполняемой задачей..... 2 балла · низкий уровень выполнения поставленной задачи, допущение большого количества фактических неточностей, непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале в ответах на вопросы........................................................................................................................ 1 балл · очень низкий уровень выполнения поставленной задачи, большое количество фактических неточностей, примитивизм изложения предмета или отказ от ответа, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач................................................................................... 0 баллов Максимально 5 баллов: · выраженные инициативность, целеустремленность, ответственность, высокий уровень стремления овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике..... 5 баллов · целеустремленность, ответственность, стремление овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике ................................................................................... 4 балла · стремление овладеть знаниями, умениями и периодическая готовность применить их на практике...................................................................................................................................... 3 балла · устойчивое стремление овладеть знаниями и умениями, неготовность применить их на практике...................................................................................................................................... 2 балла · неустойчивое, периодическое стремление овладеть знаниями и умениями........................ 1 балл · безинициативность, пассивность в процессе овладения знаниями и умениями............. 0 баллов Максимально 5 баллов: · предъявление высоких требований к собственным достижениям, поиск решения трудных профессиональных задач путем расширения глубины понимания изучаемого материала......... 5 баллов · предъявление высоких требований к собственным достижениям, умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач.......................................................... 4 балла · слабое умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, неустойчивое проявление познавательной потребности...................................................... 3 балла · неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, слабое проявление познавательной потребности.............................................................................. 2 балла · неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, отсутствие познавательной потребности..................................................................................................... 1 балл · отсутствие познавательной и профессиональной мотивации........................................... 0 баллов
В зависимости от количества баллов освоение компетентности студента оценивается по уровням: от 18 до 21 балла – «минимальный уровень», от 22 до 26 баллов – «базовый уровень», от 27 до 30 баллов – «высокий уровень». По итогам уровня сформированности компетенций при форме промежуточного контроля – экзамен – выставляется оценка: · минимальный уровень – «удовлетворительно»; · базовый уровень – «хорошо»; · высокий уровень – «отлично». Студентам, набравшим 0-17 балл, выставляется оценка «неудовлетворительно». По итогам уровня сформированности компетенций при форме промежуточного контроля – зачет – ставится: · 18-30 балл – «зачет». · 0-17 балл – «незачет»
6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Примеры тестовых заданий с выделенными правильными ответами Лист согласования
Лист ознакомления
[1] Подлежит ежегодному обновлению Министерство культуры Российской Федерации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа дисциплины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Философия и методология науки» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<номер ОМКО> | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе,
Смирнова А.А.___________________
«____»_______________2017 год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система менеджмента качества Рабочая программа дисциплины «Философия и методология науки» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Версия: | 0 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата введения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Санкт-Петербург
2017
Разработано кафедрой теории и истории культуры Исполнено доцентом, кандидатом философских наук, С. В. Ватманом Одобрено на заседании методической комиссии кафедры теории и истории культуры «01» февраля 2017 г., протокол № 3. Председатель методической комиссии: доцент, кандидат культурологии, доцент О. В. Прокуденкова. Одобрено на заседании кафедры на заседании кафедры «07»февраля 2017 г., протокол заседания кафедры № 6 Заведующий кафедрой: доцент, кандидат философских наук, доцент А.Е. Хренов. Рецензент: доцент кафедры музеологии и культурного наследия, кандидат культурологии, А. Н. Балаш. Внесено представителем руководства по вопросам менеджмента качества образования. Рекомендовано к утверждению Учебно-методическим советом «__»_________201_ г., протокол № ___. |
© ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Настоящий документ является интеллектуальной собственностью СПбГИК и не может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространён без разрешения ректора СПбГИК. |
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с:
¾ ФГОС ВО по направлению подготовки/специальности «51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», утвержденным Минобрнауки России от «14» декабря 2015 г. № 1466.
¾ учебным планом СПбГИК.
Аннотация рабочей программы:
Рабочая программа дисциплины «Философия и методология науки», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклу государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина «Философия и методология науки» направлена на усвоение студентами основных философских концепций, связанных с понятием науки и научного познания, на формирование у них ясных представлений о роли науки в истории и культуре человечества, о динамике науки и об основных этапах её исторического развития, о роли научной методологии в познавательном процессе; на усвоение ими знаний об основных общенаучных методах, а также о современных методологических подходах, используемых в социально-гуманитарных науках; на овладение учащимися практической методикой научного исследования, на подготовку их к самостоятельной научной работе.
Содержание учебной дисциплины включает следующие разделы: наука, её понятие и определение, основы научно-познавательной деятельности человека; зарождение науки, история её развития, научные революции и смена научных парадигм, эволюция научной картины мира; идеалы, нормы и принципы научного знания, средства научно-исследовательской деятельности; общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования, фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы; методологии гуманитарного знания, современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания; стадия оформления научной работы: нормы и стандарты, научно-коммуникативная деятельность.
Формируемая компетенция: ОК-1: «Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу».
Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Философия и методология науки» является зачет.
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы............................. 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП .................................................................... 4
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся....................................................... 5
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ....... 6
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов...................... 19
5.1. Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине.................... 19
5.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)................................................................... 22
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).......................................................................................................... 23
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования........................................... 23
6.2. Описание шкалы оценивания компетенции........................................................... 25
6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы 28
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций................................................................................................................ 44
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.......................................................................................................................... 45
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля).......................................................... 47
9. Информационное обеспечение дисциплины................................................................... 47
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).................................... 48
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)..................................................... 51
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результатами освоения
Планируемые результаты обучения
Шифр
Когнитивные***
Деятельностные****
Мотивационные*****
* если в результате освоения дисциплины компетенции формируются частично
*** Когнитивный – знает и понимает
****Деятельностный – практическое применение знаний
*****Мотивационный – стремление овладеть знаниями, умениями и применять их на практике
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ОП
Данная учебная дисциплина (Б1.Б.1) относится к базовым.
2.1. Перечень дисциплин и практик, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.
Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:
· «Психология саморазвития» – в части понимания роли познавательной деятельности, в т.ч. и научной, для формирования всесторонне развитой личности.
· «История и методология исследования природного и культурного наследия» – в части понимания специфики и уникальности социально-гуманитарных наук и необходимости применения в данной области специально предназначенных для этого методов и методологических стратегий.
2.2. Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами.
Данная учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин:
· «Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России» – в части понимания специфики и уникальности социально-гуманитарных наук и необходимости применения в данной области специально предназначенных для этого методов и методологических стратегий.
· «Современные зарубежные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия» – в части понимания специфики и уникальности социально-гуманитарных наук и необходимости применения в данной области специально предназначенных для этого методов и методологических стратегий.
· Научно-исследовательская работа – на всех этапах.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
форма обучения | очная | очно-заочная | заочная | ||||
Общая трудоемкость дисциплины (з.е./час.) | 2/72 | ||||||
Распределение учебной работы, час.: | всего | семестры | всего | семестры | всего | семестры | |
Контактная работа обучающегося с преподавателем, в том числе: | |||||||
занятия лекционного типа | 18 | 1 | |||||
занятия семинарского типа | 18 | 1 | |||||
индивидуальные занятия | |||||||
Самостоятельная работа | 36 | 1 | |||||
Промежуточная | зачет | + | 1 | ||||
экзамен | |||||||
(в графе зачет при его наличии ставится: +; в графе экзамен при его наличии ставится: 36, 72, 108 … (из расчета 36 часов на экзамен) |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Наименование разделов и тем, содержание |
Контактные занятия, час. |
Самостоятельная работа, час. |
Итого, час. | Рейтинг-план | ||||||||||||||||
Лекции |
Семинарского типа |
Индивидуальные |
Всего, час. | |||||||||||||||||
Лабораторные | Практические | Семинары | Мелкогрупповые |
Формы текущего контроля |
Баллы по БРС | |||||||||||||||
Семестр: | 1 | 18 | 18 | 36 | 72 |
| 40 | |||||||||||||
Раздел 1 | Дата: 2018-12-28, просмотров: 228. |