ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕКСИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К настоящему времени в странах мира накоплен значительный опыт по многим  вопросам качества медицинской помощи: разработаны номенклатуры оснащенности медицинских учреждений, созданы системы усовершенствования медицинских кадров с их периодической аттестацией, организована экспертиза качества медицинской помощи и др.

Традиционно проблемам оценки деятельности медицинских учреждений, изучению ее качества и эффективности посвящались многочисленные научные исследования.

Фундаментальной разработке проблемы качества медицинской помощи в здравоохранении посвящены работы A. Донабедиана. В конце 60-х годов прошлого столетия им впервые была предложена системная классификация методов анализа качества, получившая название - триады Донабедиана и позволяющая оценивать структуру, процесс и результаты медицинского обслуживания. Основополагающим аспектом явилось понимание необходимости первоочередного решения проблемы обеспечения качества и осознание важности разработки и использования в медицинском обслуживании стандартов.

В нашей стране фундаментальные разработки в этой области с начала 1960-х годов проводились сотрудниками НИИ им. Н.А.Семашко методом моментных наблюдений и экспертной оценки с помощью специально разработанных экспертных карт. Однако большинство работ отечественных авторов до начала 1990-х годов в основном посвящались изучению лишь части составляющих качества медицинской помощи. Многие исследователи под качеством медицинской помощи понимали только ― качество результата, пытаясь через показатели деятельности медицинских учреждений и здоровья населения оценить его достигнутый уровень.

 В данное время основными критериями для оценки работы медицинской организации  служат  такие показатели, как средняя длительность пребывания больного на койке, число пролеченных больных, показатель средней длительности пребывания на койке,   хирургическая активность, длительность предоперационного периода, послеоперационная летальность при плановых и экстренных операциях, больничная летальность, жалобы пациентов.  В оценке деятельности медицинских организаций используются также и специальные показатели, характеризующие полноту догоспитального обследования, своевременность, плановость, экстренность, повторность, обоснованность госпитализации. В общей совокупности характеристик качества особо важное значение придается  доступности медицинской помощи.

Однако под термином - доступность понимается  исключительно лишь обеспечение потребностей населения в различных видах медицинской помощи. В  связи с методологической и методической не разработанностью четких критериев оценки качества предоставляемой медицинской помощи чрезвычайно трудно определить и систематизировать количественные взаимосвязи среди  множества показателей.

Длительный период  систематизированной работы по обеспечению качества на основе критериев и стандартов фактически не проводилось. В таких условиях экспертам  достаточно сложно объективно оценить качество предоставляемой медицинской помощи.

Понятие - качество медицинской помощи отражает чрезвычайно сложное и многоаспектное явление. В настоящее время, как у иностранных, так и у отечественных исследователей нет единого согласованного мнения относительно содержания этого понятия, и в определениях разных авторов оно трактуется по-разному.

Так, A. Донабедиан считает, что качество медицинской помощи состоит в применении достижений современной медицинской науки и практики здравоохранения по принципу достижения максимально возможной пользы без увеличения риска от лечения.

Ю.М. Комаров, А.В. Короткова, Г.И. Галанова  определяют качество медицинской помощи как совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и техники.

И.А. Захаров включает в оценку качества медицинской помощи понятие ― профессиональный стандарт и определяет качество медицинской помощи как характеристику, отражающую степень адекватности технологий, выбранных для достижения поставленной цели, профессиональным стандартам.

Современное понимание качественной медицинской помощи, согласно заключению экспертной группы ВОЗ, состоит в том, что ― каждый пациент должен получить такой комплекс диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами, как его возраст, заболевание, сопутствующий диагноз, реакция на выбранное лечение и др. При этом для достижения такого результата должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности в результате лечения должен быть минимальным, пациент должен получить максимальное удовлетворение от процесса оказываемой помощи, максимальными должны быть и взаимодействие пациента с системой медицинской помощи, а также полученные результаты.

 На основании этих представлений ВОЗ принято следующее определение качества медицинской помощи: ― это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации персонала, то есть способности снижать риск прогрессирования заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от взаимодействия с системой здравоохранения.

До сих пор у исследователей отсутствует единое мнение и относительно четкого определения перечня характеристик качественной медицинской помощи. Так, A. Донабедиан  выделяет 7 атрибутов КМП: действенность, эффективность, продуктивность, оптимальность, приемлемость, законность, справедливость.

Рабочая группа по обеспечению качества Европейского Регионального бюро ВОЗ (1991) рекомендует учитывать 4 основных характеристики качества медицинской помощи: доступность, безопасность, оптимальность и удовлетворенность.

Наряду с различием подходов отдельных авторов к определению самого понятия качественной медицинской помощи, а также перечня основных характеристик КМП, исследователями выработано единое мнение относительно его структурных компонентов. Так, принято выделять три основных составляющих качества медицинской помощи: структурное качество (или качество структуры), качество технологии (или качество процесса) и качество результата.

Структурное качество отражает условия оказания медицинской помощи. В понятие ―условия включаются: квалификация кадров, наличие и состояние оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение, наличие и пополнение расходных материалов, финансовое обеспечение, а также рациональность использования всех видов имеющихся в распоряжении медицинского учреждения ресурсов.

Качество технологии описывает оптимальность комплекса лечебно- диагностических мероприятий потребностям конкретного пациента. При этом предполагается, что объем выполненных манипуляций должен быть не меньше, но и не больше оптимального, а последовательность их выполнения строго выдержана. Качество технологии оценивается только на индивидуальном уровне по отношению к конкретному пациенту, с учетом клинического диагноза, видов сопутствующей патологии, возраста пациента и других биологических факторов. Важным принципом обеспечения качества процесса является создание таких условий, когда ошибка конкретного исполнителя или случайное отклонение от нормального процесса выполнения медицинской технологии не ведет к ухудшению результата медицинской помощи.

Качество результата характеризует соотношение фактически достигнутых результатов с фактически достижимыми (планируемыми). В зависимости от оцениваемого объекта под планируемыми результатами понимают динамику состояния конкретного пациента, результаты лечения всех пациентов медицинского учреждения за отчетный период, состояние здоровья населения территории.                         

Соответственно основным структурным компонентам качества классическими направлениями оценки КМП, широко применяемыми в практике здравоохранения, являются три подхода, предложенные A.Донабедиан исследование структуры, процесса и результата медицинской помощи.

И хотя материально-технические возможности и кадровый состав медицинского учреждения, характеризующие условия оказания медицинской помощи, не позволяют однозначно судить о качестве технологии, исследование качества структуры должно предшествовать изучению качества процесса. В свою очередь качество процесса во многом предопределяет качество результата. Поэтому неудовлетворительные результаты медицинской помощи служат основанием для более детального и тщательного изучения качества процесса.

Структурный подход, являясь подходом предпосылки, позволяет определить наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивающих оказание медицинской помощи. Оценка ресурсного обеспечения медицинских учреждений проводится в процессе осуществления процедуры лицензирования.    

Процессуальный подход предусматривает анализ медицинских и организационных технологий, определение соответствия лечебно-диагностических процедур установленным стандартам и реализуется в процессе аккредитации.

Результативный подход подразумевает оценку конечных результатов деятельности системы с помощью комплекса специальных показателей, характеризующих медицинскую, социальную и экономическую эффективность здравоохранения.

В зависимости от участия в процессе контроля качества медицинской помощи тех или иных групп населения выделяют три основных направления контроля или модели управления качеством: профессиональная модель, в которой центральное место в оценке качества принадлежит врачу. В этой модели контроль осуществляется со стороны производителей медицинских услуг (внутренний контроль качества). При этом основное внимание уделяется профессиональной подготовке и отбору кадров; потребительская модель, в которой основная роль отводится пациенту, или контроль осуществляется со стороны потребителей медицинских услуг (потребительский контроль качества); бюрократическая модель предусматривает исполнение функций контроля специальными организациями, назначаемыми правительством, или контроль обеспечивается со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг (внешний контроль качества). Оптимальной является смешанная модель, в которой представлены все три направления контроля и группы населения, участвующие в контроле качества медицинской помощи.

Вместе с тем, несмотря на высокий научный интерес к проблеме качества медицинской помощи ее практическая реализация оказывается сопряженной с весьма серьезными трудностями, связанными с наличием объективных сложностей в разработке точных критериев для оценки медицинской деятельности и недостатком денежных средств, направляемых на ее финансирование.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 294.