Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации
Учебное пособие
Иркутск
ИГМУ
2016
ББК 51.246.3я73
К-65
Рекомендовано ЦКМС ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Медико-профилактическое дело
(протокол № 4 от 05.05.2016г.)
Составители:
Г. М. Гайдаров – д-р мед. наук, проф., зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Н.Ю. Алексеева - д-р мед. наук, проф. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Н.Г. Сафонова – врач высшей категории, заместитель главного врача по организации экспертизы качества медицинской помощи Клиник ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
А.В. Гашенко – канд. мед. наук, асс. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Б.С. Соктуев – канд. мед. наук, асс. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Е.В. Душина – асс. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Рецензенты:
Л.П. Пчела – к.м.н., главный врач ОГБУЗ «Городская клиническая больница
№ 9»
Н.М. Козлова – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой факультетской терапии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
К-65 Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации : учебное пособие / Г. М. Гайдаров, Н. Ю. Алексеева, А. В. Гашенко, Б. С. Соктуев, Е. В. Душина; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. – Иркутск : ИГМУ, 2016. – 62с.
В учебном пособии освещены основные понятия качества и безопасности медицинской деятельности, подробно изложены формы, средства и механизмы организации государственного, ведомственного, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Медико-профилактическое дело.
УДК614.256(075.8)
ББК 51.246.3я73
© Гайдаров Г. М., Алексеева Н.Ю., Сафонова Н.Г.,
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее актуальных направлений модернизации российского здравоохранения является организация лечебно-профилактической помощи в новых социально-экономических условиях при обеспечении доступности, качества и безопасности медицинской помощи населению.
Переход от государственной системы медицинской помощи к системе медицинского страхования в нашей стране осуществляется в чрезвычайно сложных экономических и социальных условиях. Согласно современной концепции основной объем медицинской помощи предоставляется населению по медицинскому полису в рамках Программы государственных гарантий., в которой определен перечень оказываемых застрахованным гражданам видов медицинской помощи, условия и порядок ее предоставления. В непрерывном процессе реформирования здравоохранения чрезвычайно важное значение приобретают вопросы обеспечения безопасности и надлежащего качества медицинской помощи в условиях выраженного дефицита ресурсов. Необходим комплексный подход в решении вопросов качества: обеспечение доступной и качественной медицинской помощи при наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов в медицинской организации.
Поиску путей эффективного решения вопросов обеспечения качества медицинской помощи в условиях ограничения ресурсов здравоохранения во всем мире уделяется особое внимание.
Особый интерес представляют современные подходы к организации и технологии обеспечения и контроля качества медицинской помощи в условиях медицинского страхования, что в совокупности с другими мерами государственного регулирования экономики и вмешательства государства в рыночный механизм позволяет обеспечить высокий уровень качества предоставляемой населению медицинской помощи и, в конечном итоге, повысить качество жизни населения в целом.
Вопросы обеспечения качества и эффективности использования ресурсов здравоохранения относятся к наиболее актуальным, непосредственно связанным с конечными результатами деятельности системы и затратами ее всегда ограниченных ресурсов.
В современных условиях достижение адекватного уровня качества медицинской помощи является одной из приоритетных задач по обеспечению эффективного функционирования системы здравоохранения в любом государстве.
Подводя итог рассматриваемой теме, необходимо отметить, что осуществление организованного в медицинской организации ККМП не должно быть самоцелью или осуществляться формально. Одним из новшеств Федерального закона N 323-ФЗ являлось введение законодательно ответственности за организацию и проведение ККМП, в том числе и обязанности для граждан - заботиться о сохранении своего здоровья (ч. 1 ст. 27 данного Закона). Соответственно, и медицинские организации должны самостоятельно выстраивать полноценный самоконтроль за своей деятельностью.
Список принятых сокращений:
Клиники ИГМУ - Клиники ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
ККМП - контроль качества медицинской помощи
ВК - врачебная комиссия
КМП - качество медицинской помощи
МО - медицинская организация
МП – медицинская помощь
ОМС - обязательное медицинское страхование
СМО - страховые медицинские организации
ТФОМС - территориальный фонд обязательного медицинского страхования
М3 ИО - министерство здравоохранения Иркутской области
УКЛ - уровень качества лечения
МЭС - медико-экономический стандарт
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь, или которое обратилось за медицинской помощью независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.
Лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.
Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
Медицинская помощь комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинское вмешательство - выполняемое медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающее физическое или психическое состояние человека и имеющее профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное лечение.
Медицинская помощь надлежащего качества - помощь, которая оказывается без нарушения выполнения медицинских технологий, увеличения риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновения нового патологического процесса и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.
Медицинская помощь ненадлежащего качества - помощь, которая оказывается с нарушением выполнения медицинских технологий, с увеличением риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания с риском возникновения нового патологического процесса, созданием объективных условий для неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.
Законченный случай - комплекс медицинских услуг, оказанных застрахованному гражданину с момента обращения до исхода лечения заболевания на всех этапах получения лечебно- профилактической и диагностической помощи в медицинском учреждении.
Контроль качества медицинской помощи - сопоставление этапов лечебно-диагностического процесса с формализованными картами протоколов ведения больных (медико-экономическими стандартами), при отсутствии утвержденных региональных, федеральных стандартов медицинской помощи, оценка качества медицинской помощи основывается на сравнении фактически выполненного объема медицинской помощи пациенту с необходимым, установленными нормативными (методическими) документами и общепринятыми нормами клинической практики.
Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи.
Метаэкспертиза - повторная экспертиза качества медицинской помощи, проводимая с использованием одного метода, но другим экспертом, которая завершается составлением экспертного заключения.
Стандарт качества медицинской помощи – нормативный документ, регламентирующий набор правил, норм и требований к объекту стандартизации утвержденный компетентным органом. Федеральная система стандартов – набор стандартов, определенных по уровням оказания и видам медицинской помощи.
Дефект медицинской помощи - отклонение показателя качества за пределы ориентированного комплекса технологических, клинических, тактических, организационных, информационных мероприятий, когда продукт (услуга) не удовлетворяют заданным требованиям, протоколам ведения больного, стандартам медицинской помощи.
Социологический метод оценки качества медицинской помощи - изучение удовлетворенности потребителей медицинской помощи.
Организатор экспертизы качества медицинской помощи - штатный специалист с высшим медицинским образованием, обладающий знаниями по организации экспертизы качества медицинской помощи, владеющий методическими приемами планирования, организации экспертизы, обобщения и статистического учета, подготовки управленческих решений по улучшению КМП;
Эксперт - квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, проведения экспертизы по законченным и незаконченным случаям оказания медицинской помощи, выдачи заключений, предложений.
Управление качеством медицинской помощи - совокупность мер организационного экономического, правового, научного, медицинского характера, направленных на обеспечение правильного выполнения медицинских технологий, стандартов, снижение риска ухудшения состояния здоровья пациента вследствие оказания медицинской помощи, оптимизацию расходования ресурсов учреждения, обеспечение социальной удовлетворенности потребителей медицинских услуг.
Управленческое решение по улучшению качества медицинской помощи – набор мероприятий, направленных на улучшение качества медицинской помощи, представленный в форме приказа, распоряжения, указания в письменном или устном виде.
Задачами контроля качества медицинской помощи являются :
1. Обеспечение единого подхода к оценке качества медицинской помощи.
2. Получение своевременной достоверной информации о качестве медицинской помощи в клиниках.
3. Оценка критериев доступности и качества медицинской помощи, утвержденных территориальной программой государственных гарантий.
4. Выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи.
5.Оценка состояния и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, материально-технической базы, кадрового потенциала Клиник, разработка и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, отвечающих передовым методам диагностики и лечения заболеваний.
6. Расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи.
7. Изучение удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи.
8. Создание мотивационных механизмов повышения качества медицинской помощи, профессиональной ответственности медицинских работников.
9. Обеспечение эффективного взаимодействия с надзорными органами, страховыми компаниями по защите прав застрахованных граждан.
Предметом контроля является медицинская помощь, проводимая в соответствии с медицинскими стандартами, порядками, клиническими протоколами, условиями договора, общепринятыми нормами медицинской практики и обычаев делового оборота, направленных на удовлетворение потребностей пациента в поддержании и восстановления здоровья.
Организация работы по контролю качества медицинской помощи предусматривает обязательное знание и выполнение всеми сотрудниками медицинской организации требований:
- должностных инструкций;
- протоколов ведения больных, стандартов медицинской помощи, регламентирующих и методических документов, обычаев делового оборота;
- постоянное повышение квалификации.
II УРОВЕНЬ
I УРОВЕНЬ
О УРОВЕНЬ
Результаты ведомственного контроля качества в форме актов, в течение 5 рабочих дней, по окончании экспертизы передаются заместителю главного врача клиник. В течение 1-2 дней заведующий отделением знакомит заведующего кафедрой, лечащих врачей с результатами ведомственного контроля качества медицинской помощи.
При согласии с результатами контроля качества и мерами применяемыми к медицинской организации, все экземпляры актов подписываются руководителем отделения, заместителем главного врача по медицинской части, заместителем главного врача по организации ЭКМП, заверяются печатью и направляются в страховую медицинскую организацию.
При несогласии заведующего отделением, лечащего врача с результатами ведомственной экспертизы качества, подписанные акты с протоколом разногласий в течение 3 дней , направляются заместителю главного врача по организации ЭКМП для оформления претензии к страховой медицинской организации.
Претензия оформляется в письменном виде, не позднее 15 рабочих дней с момента получения актов результатов контроля качества медицинской помощи и направляется в территориальный фонд вместе с результатами внутреннего контроля качества медицинской помощи, протоколом разногласий, медицинскими картами,.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в течение 30 рабочих дней рассматривает поступившие от медицинской организации документы, организует проведение повторных медико-экономических, экспертиз качества медицинской помощи. Решение территориального фонда обязательного медицинского страхования, признающего правоту медицинской организации, является основанием для отмены решения о неоплате, неполной оплаты медицинской помощи. При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда, она вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
Заместителем главного врача по организации экспертизы качества медицинской помощи ведется персонифицированный мониторинг результатов внутреннего и ведомственного контроля качества, проводится анализ результатов качества врачебной и сестринской помощи, на основании которых готовятся предложения по улучшению качества медицинской помощи, доводятся до сведения главного врача и других заинтересованных лиц.
Совместно с экспертами 2 уровня во всех структурных подразделениях Клиник проводятся рабочие совещания, семинары, обсуждаются причины выявленных дефектов, разрабатываются мероприятия, направленные на их снижение и устранение.
Ежемесячно, заведующие клиническими, консультативно-диагностическими, лечебно-вспомогательными отделениями составляют отчеты о результатах контроля качества, представляют его в установленные сроки заместителю главного врача по организации контроля качества медицинской помощи.
Эксперты внутреннего контроля качества в своей работе используют инструкцию по оценке качества врачебной помощи. Объемы, сроки проведения контроля качества медицинской помощи, указаны в таблице №1.
Таблица №1
Протокол разногласий
Протокол является приложением к Карте экспертной оценки качества врачебной помощи
Ф.И.О. больного:_________________________________________________________________
№ медицинской карты (стационарного, амбулаторного) больного__________
Период госпитализации в ___________________отделение с ____________ по ___________
Лечащий врач Ф.И.О _____________________________________________________________
УКЛ________________
Эксперт 1 уровня: зав. отделением Ф.И.О ____________________________________________
Эксперт 2 уровня Ф.И.О.:__________________________________________________________
Должность ______________________________________________________________________
Наименование блоков, название дефектов, по каким лечащий врач, (заведующий отделением) имеет особое мнение: | Обоснование особого мнения |
· Протокол заполняется лечащим врачом или экспертом 1 уровня (заведующим отделением), в случае возникновения разногласий в процессе согласования результатов экспертизы качества с экспертом 2 уровня (заместителем по медицинской части, заместителем по организации контроля качества МП, заведующим клинической кафедрой, зав. отделом ККМП), экспертами вневедомственной экспертизы качества.
· Заполненный протокол, медицинская карта пациента, акт экспертной оценки качества врачебной помощи передается заместителю главного врача по организации контроля качества медицинской помощи для организации и проведения метаэкспертизы по данному случаю, или оформления претензии к СМО.
Лечащий врач:____________________ Заведующий отделением___________________________
Подпись Подпись
Эксперт 2 уровня:_____________________ Дата оформления протокола _____________________
Подпись
Любой эксперт внутреннего ККМП (врач- эксперт, заведующий отделением, заведующий кафедрой, заместитель главного врача, главный врач) при выявлении дефекта имеет право оформить дефектную карту (таблица №6) и передать ее на комиссию по определению объема выплаты надбавки стимулирующего характера.
Таблица №5
Акт результатов экспертизы качества врачебной помощи
Отделение: ____________________________________________
Заведующий отделением Ф.И.О:_________________
Отчетный период:______________________20_____г.
Количество законченных случаев: ______________
Количество проведенных экспертиз:_____________
Количество дефектных карт ____________________
Средний УКЛ по отделению: ___________________
|
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ – ЭТО…
1) содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации врача, минимальном риске для пациента, оптимальном использовании ресурсов и удовлетворенности пациента от взаимодействия с системой здравоохранения
2) качественно оказанные лечебно-диагностические мероприятия
3) совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.4) маркетинг 4)соответствие фактически оказанных медицинских услуг установленным медицинским стандартом.
2. МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ – ЭТО ДОКУМЕНТ, …
1)содержащий требования к квалификации медицинских специалистов, медицинскому оборудованию и используемым медикаментам
2)описывающий систему управления, организацию лечебно-диагностического процесса
3)определяющий объем лечебно-диагностических процедур и технологию их выполнения
4) определяющий объем диагностических и лечебных процедур, требования к результатам лечения при определенных заболеваниях, а также объем соответствующего финансового обеспечения
3. СУБЪЕКТАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЯВЛЯЮТСЯ…
1) пациент
2) МСО, ТФОМС
3) медицинские учреждения
4) зам. главного врача по организационно-методической работе
5) арбитражный суд
4. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУР ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И АККРЕДИТАЦИИ ОЦЕНИВАЕТСЯ …
1) структурный компонент качества медицинской помощи
2) качество процесса оказания медицинской помощи
3) конечный результат оказания медицинской помощи
4) эффективность использования финансовых средств
5) все вышеперечисленное
5. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - ЭТО…
1) исследование случая (случаев) оказания медицинской помощи с целью выявления дефектов и нарушений
2) установление фактических и возможных причин и последствий выявленных дефектов и нарушений
3) подготовка рекомендаций по устранению причин выявленных дефектов и нарушений
4) все вышеперечисленное
6. ФОРМАМИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ…
1) внутренний контроль
2) ведомственный контроль
3) вневедомственный контроль
4) государственный контроль.
7. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ…
1) организация и оказание бесплатной медицинской помощи
2) организация и оказание медицинской помощи по ОМС
3) организация и оказание медицинской помощи по ДМС
8. ЦЕЛЬЮ ПЛАНОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЯВЛЯЕТСЯ…
1) оценка соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи группам застрахованных лиц, разделенных по возрасту, заболеванию, группе заболеваний, этапу медицинской помощи и другим признакам, предусмотренным договором на оплату медицинской помощи
2) оценка соответствия выполнения порядков и стандартов медицинской помощи группам застрахованных лиц
3) оценка характера, частоты и причин нарушений прав застрахованных, частоты и характера нарушений медицинской организацией порядка формирования реестров счетов.
9. КАКИЕ СТРУКТУРЫ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ…
1) страховые медицинские организации
2) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
3) Федеральная служба по надзору и контролю в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
4) территориальный фонд ОМС
5) федеральный фонд ОМС
10. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ…
1)медико-экономический контроль соответствия объема оказанной медицинской помощи медико-экономическим стандартам;
2) контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
3) контроль качества диагностических исследований;
4) контроль качества лабораторных исследований;
5) изучение социальной удовлетворенности пациентов.
11. ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ ОБЪЕМОВ, СРОКОВ, КАЧЕСТВА И УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО ОМС…
1) обеспечение бесплатного предоставления застрахованному лицу медицинской помощи
2) защита прав застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи
3) предупреждение дефектов медицинской помощи
4) проверка исполнения страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями обязательств по оплате и бесплатному оказанию застрахованным лицам медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования;
5) проверка исполнения страховыми медицинскими организациями обязательств по изучению удовлетворенности застрахованных лиц объемом, доступностью и качеством медицинской помощи;
6) оптимизация расходов по оплате медицинской помощи при наступлении страхового случая и снижение страховых рисков в обязательном медицинском страховании.
12. ЗАДАЧАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЯВЛЯЮТСЯ…
1) выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи.
2) предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности,
3) определение своевременности, полноты и целесообразности назначенных лабораторных, функциональных и инструментальных исследований
4) исследование случая (случаев) оказания медицинской помощи с целью выявления дефектов и нарушений.
13. ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ…
1) медико-экономической экспертизы
2) медико-экономического анализа
3) экспертизы качества медицинской помощи
4) медико-экономического контроля.
14. КАКОЙ ДОКУМЕНТ ОФОРМЛЯЕТСЯ ЭКСПЕРТОМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ…
1) санитарно-эпидемиологическое заключение
2) экспертное заключение
3) акт экспертизы качества медицинской помощи
4) дефектная карта
15. К СРЕДСТВАМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОТНОСЯТСЯ…
1) причины и последствия выявленных дефектов и нарушений
2) медицинские стандарты
3) экспертные оценки
4) показатели деятельности медицинской организации
16. В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ САНКЦИИ НАЛАГАЮТСЯ НА…
1) врача, оказавшего некачественную услугу
2) медицинское учреждение
3) страховую компанию, обеспечивающую страхование ответственности врача
4) страховщика, обеспечивающего страхование данного пациента
5) фонд ОМС.
17. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ Оценка эффективности медицинской помощи в соответствии с требованием порядка медицинской помощи
1) преемственность этапов:
2) цель госпитализации и результаты лечения
3) оценка экономической обоснованности назначений
4) оценка социальной эффективности (удовлетворенность пациента качеством медицинской помощи)
18. что включает в себя стандарт медцинской помощи:
1) указание на вид медицинской помощи, при котором используется данный стандарт
2) перечень диагностических и лечебных медицинских услуг с усредненными показателями частоты предоставления и кратности применения
3) перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз,
4) перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; перечень компонентов крови и препаратов с указанием количества и частоты их предоставления
5) перечень видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и т.д., в зависимости от особенностей заболевания (состояния)
6) все вышеперечисленное
19. Что относится к контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС
1) мероприятия по осуществлению соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения
2) мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по омс
20. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕД. ПОМОЩИ ДОЛЖНА ВКЛЮЧАТЬ ВСЕ, КРОМЕ:
1) оценку возможностей ЛПУ оказывать конкретные виды помощи
2) экспертную оценку качества лечебно-диагностического процесса и его результатов
3) планирования конечных результатов деятельности ЛПУ
4) экспертную оценку произведенных затрат
5) выявление дефектов технологии лечебно-диагностического процесса и их предупреждение
21. РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННЫХ И НАДЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТАНДАРТОВ – ЭТО:
1) структурный подход к обеспечению качества медицинской помощи
2) процессуальный подход к обеспечению качества медицинской помощи
22. КАКИЕ ЭТАПЫ ВКЛЮЧАЕТ ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ?
1) выявление врачебных ошибок
2) оформление мотивированного заключения по результатам оценки качества медицинской помощи
3) выявление причин возникновения врачебных ошибок
4) обоснование врачебных ошибок
5) все перечисленное
23. НА 1-ОЙ СТУПЕНИ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:
1) лечащим врачом
2) зав. отделением
3) главным врачом
4) врачебной комиссией
24. ЭКСПЕРТНОМУ КОНТРОЛЮ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЛЕЖАТ:
1) случаи летальных исходов
2) случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений
3) случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста
4) случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года
5) случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности)
6) случаи с расхождением диагнозов
7) случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников
8) все прочие случаи оказания медицинской помощи, обеспеченные статистическим методом случайной выборки
9) верно все
25. ЭКСПЕРТ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:
1) в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдение лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза
2) выявляет дефекты и устанавливает их причины
3) занимается повышением квалификации специалистов, чью работу экспертирует
4) готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков
26. Лицензированию подлежат:
1) только медицинские учреждения, обеспечивающие программы ОМС
2) все без исключения медицинские предприятия, учреждения, организации
3) это не обязательная процедура
27. Повышение качества медицинской помощи населению возможно при выполнении следующих мероприятий:
1) улучшении технологии оказания лечебно-профилактической помощи
2) обучении методам контроля качества всех работающих в медицинских учреждениях
3) участии всех специалистов в мероприятиях по контролю качества
28. Какие медицинские учреждения подлежат лицензированию?
1) частные амбулаторно-поликлинические учреждения
2) научно-исследовательские институты
3) государственные больницы
4) все медицинские учреждения независимо от форм собственности
29. триада А. Донабедиана включает в себя:
1) Стандарты на ресурсы
2) Стандарты на процесс
3) Стандарты экономические
4) Стандарты на результат
5) Стандарты на качество
30. к характеристикам качества медицинской помощи ОТНОСИТСЯ?
1) Доступность
2) Экономичность
3) Результативность
31. внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в стационаре на I уровне ПРОВОДИТСЯ?
1) Главным врачом
2) Заместителем главного врача по лечебной работе
3) Заместителем главного врача по клинико-экспертной работе
4) Заведующим отделением
32. Какой основной учетный медицинский документ подлежит ведомственному и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в стационаре?
1) «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» (025/у)
2) «Медицинская карта стационарного больного» (003/у)
3) «Статистическая карта выбывшего больного стационара» (066/у)
4) «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (033/у)
5) «Талон амбулаторного пациента» (025-12/У)
33. Какой основной учетно-отчетный медицинский документ подлежит ведомственному и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в амбулаторно-поликлиническом учреждении:
1) «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» (025/у)
2) «Медицинская карта стационарного больного» (003/у)
3) «Статистическая карта выбывшего больного из стационара» (066/у)
4) «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (030/у)
34. Стратегической целью управления качеством И БЕЗОПАСНОСТЬЮ медицинской помощи в МО являются:
1) Внедрение новых технологий
2) Непрерывное и тотальное улучшение качества
3) Увеличение числа пациентов, удовлетворенных медицинской помощью
4) Достижение среднегодовых результатов
35. Для оценки качества медицинских технологий в повседневной практике поликлиник наиболее часто применяются методы:
1) Статистический
2) Экспертных оценок
3) Медико-экономического анализа
4) Анкетирование
36. Для чего используются результаты контроля качества И БЕЗОПАСНОСТИ медицинской помощи:
1) Улучшения оказания медицинской помощи
2) Перспективного планирования
3) Управления качеством медицинской помощи
4) Составления статистического отчета
5) Обеспечения качественной медицинской помощи
37. Комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость – это:
1) Медицинская помощь
2) Комплексная медицинская услуга
3) Медицинская услуга
4) Охрана здоровья граждан
5) Диспансеризация населения
38. Медицинская помощь – это:
1) Комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья
2) Комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость
3) Производимая по определенному плану совокупность действий медицинского персонала, выполняемая или для установления диагноза, или для окончания проведения определенного этапа лечения, или для проведения профилактики
4) Производимые по определенному плану действия врача, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома
5) Совокупность медицинских услуг, результатом которых является изменение течения заболевания (исход заболевания)
39. К объектам стандартизации в здравоохранении относятся:
1) Медицинские услуги
2) Технологии выполнения медицинских услуг
3) Техническое обеспечение выполнения медицинских услуг
4) Качество медицинских услуг
40. Стандарт должен:
1) Объективно отражать действительность и содержать оптимальное решение задачи
2) Быть одновременно стабильным и динамичным и устанавливать правила, общие принципы и характеристики
3) Быть практически выполнимым и обладать организующей ролью
4) Обеспечивать преемственность при организации процесса производства
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
1 – 1 | 2 – 4 | 3 – 3 | 4 – 1 | 5 – 4 | 6 – 1, 2, 4 |
7 – 2 | 8 - 1 | 9– 2, 3 | 10 – 1, 2, 3, 4, 5 | 11 – 1, 2, 3, 4, 5 | 12 – 2 |
13 – 1, 3, 4 | 14– 3 | 15 – 2, 3, 4 | 16 – 2 | 17 – 1, 2, 3, 4 | 18 – 6 |
19 – 2 | 20 –1 | 21 – 2 | 22 – 5 | 23- 2 | 24 - 9 |
25 – 1, 2, 4 | 26 - 2 | 27 – 1, 2, 3 | 28 - 4 | 29 – 1, 2, 4 | 30 – 1, 2, 3 |
31 - 4 | 32- 2 | 33 - 1 | 34 - 2 | 35 - 2 | 36 – 1, 2, 4 |
37- 3 | 38- 1 | 39 – 1, 2, 3, 4 | 40 – 1, 2, 4 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Вишняков Н. И. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. для студентов / Н. И. Вишняков, О. А. Гусев, Л. В. Кочорова, Е. Н. Пенюгина, С. Н. Пузин. – 8-е изд., испр. и доп._М. : МЕДпресс-информ, 2016. - 840 с.
2. Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев М.: ГЭОТАР - Медиа. 2012. - 614 с.
3. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов / Ю. П. Лисицин, Г. Э. Улумбекова, М. : ГЭОТАР-Медиа. 2011. - 514 с.
Дополнительная:
1. Гайдаров Г.М., Гвак Г.В., Шамсудинова Д.З., Соктуев Б.С.
Анализ дефектов при оказании медицинской помощи детям в лечебно-профилактических учреждениях Иркутской области за 2012 год // Актуальные вопросы здоровья населения и развития здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию образования Общества врачей Восточной Сибири (1863-2013). Иркутск: ГБОУ ВПО ИГМУ, 2013. - с.302-304.
2. Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю., Сафонова Н.Г.
К вопросу об эффективности организационных подходов к совершенствованию управления качеством медицинской помощи в многопрофильном ЛПУ // Система обязательного медицинского страхования в Иркутской области: становление, развитие, перспективы. Сборник статей научно-практич. конференции. - Иркутск, 2013. - с. 96-99.
3. Гайдаров Г.М., Сафонова Н.Г.
Новые аспекты организации контроля качества в медицинском учреждении в рамках требований нормативного законодательства // Актуальные вопросы здоровья населения и развития здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию образования Общества врачей Восточной Сибири (1863-2013). Иркутск: ГБОУ ВПО ИГМУ, 2013. - с.305-320.
4. Ледяева Н.П., Гайдаров Г.М., Сафонова Н.Г., Алексеева Н.Ю.
Основные подходы к совершенствованию управления и организации контроля качества медицинской помощи в многопрофильном ЛПУ // Вестник Росздрава. - №1, 2013. - с. 43-54.
5. Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю., Маевская И.В.
Повышение доступности и качества амбулаторной медицинской помощи как одно из приоритетных направлений реформирования здравоохранения // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. - №3(09), 2011. - с.61-66.
6. Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю., Кузьмина В.В., Сафонова Н.Г., Душина Е.В. Медико-организационные подходы к совершенствованию системы контроля качества медицинской помощи в многопрофильном ЛПУ. // Система обязательного медицинского страхования в Иркутской области: итоги деятельности и перспективы развития // Сборник статей научно-практической конференции/ Под общей ред. доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО ИГМУ, к.э.н. С.В. Шойко. – Иркутск, 2008. – С. 98-107.
7. Гайдаров Г.М., Алексеевская Т.И., Соктуев Б.С., Кузьмина В.В., Антонова Е.В. Система контроля качества и эффективности лечебной работы врачей клинических кафедр медицинского ВУЗа и профильных отделений клинического лечебно-профилактического учреждения // Методические рекомендации. Иркутск, 2005. – 21с.
8. Носуля Е.В., Гайдаров Г.М.
Стандарты и оценка качества лечебно-диагностической помощи при заболеваниях ЛОР-органов // Ирктск: Издание ГП «Иркутская областная типография №1», 2000. – 176с.
9. Гайдаров Г.М., Гончарова Г.Н., Залуцкая А.Г.
Система контроля качества и эффективности медицинской помощи в клиниках медицинских ВУЗов // Методические рекомендации N 96/109. МЗ и МПРФ. – Москва, 1996. – 19с.
10. Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения : учебное пособие / В. Ю. Семенов. – 2-е изд., перераб. – М. : ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2014. – 1000 с.
11. Стандартизация в здравоохранении. Преодоление противоречий законодательства, практики, идей / Н.Б.Найговзина, В.Б. Филатова, О.А. Бороздина, Н.А. Николаева. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 208с.
12. Плавинский С.Л., А.Н. Баринова. Качество медицинской помощи и стандартизация в здравоохранении: международный опыт и российские реалии//Здравоохранение. – 2014. -№4. –с.78 – 85.
13. Швабский О.Р., Вартапетова Н.В., Карпушкина А.В. Аккредитация медицинских учреждений как один из методов контроля и управления качеством услуг// Здравоохранение. – 2014. -№4. –с.94 - 102.
14. Калиберда Н.И. Качество и стандарты медицинской помощи//Экономист. – 2013. - №10. – с. 56 -66.
15. Чеканин,И.И. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации "Главный врач» №6 2015 г.
16. Ефремов Н.А. Организация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения //"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" №6 - 2015 г.
17. Трепель B.Г. Шишов М.А. , Правовые основы структуры внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности //"Вестник Росздравнадзора", N 6, 2014 г.
18. Мурашко М.А. Качество медицинской помощи: новый вектор развития // "Вестник Росздравнадзора", N 6, 2015 г., с. 7-11.
19. Линденбратен А.Л. Один из подходов к статистической оценке качества медицинской помощи. Управление качеством в здравоохранении, 2014, 3: 35-37.
Учебное издание
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации
Учебное пособие
Иркутск
ИГМУ
2016
ББК 51.246.3я73
К-65
Рекомендовано ЦКМС ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Медико-профилактическое дело
(протокол № 4 от 05.05.2016г.)
Составители:
Г. М. Гайдаров – д-р мед. наук, проф., зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Н.Ю. Алексеева - д-р мед. наук, проф. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Н.Г. Сафонова – врач высшей категории, заместитель главного врача по организации экспертизы качества медицинской помощи Клиник ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
А.В. Гашенко – канд. мед. наук, асс. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Б.С. Соктуев – канд. мед. наук, асс. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Е.В. Душина – асс. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Рецензенты:
Л.П. Пчела – к.м.н., главный врач ОГБУЗ «Городская клиническая больница
№ 9»
Н.М. Козлова – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой факультетской терапии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
К-65 Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации : учебное пособие / Г. М. Гайдаров, Н. Ю. Алексеева, А. В. Гашенко, Б. С. Соктуев, Е. В. Душина; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. – Иркутск : ИГМУ, 2016. – 62с.
В учебном пособии освещены основные понятия качества и безопасности медицинской деятельности, подробно изложены формы, средства и механизмы организации государственного, ведомственного, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Медико-профилактическое дело.
УДК614.256(075.8)
ББК 51.246.3я73
© Гайдаров Г. М., Алексеева Н.Ю., Сафонова Н.Г.,
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1096.