Когда я встретила Джеймса, ему было пять месяцев, и он еще ни разу не спал в своей детской кроватке – ни днем, ни ночью. Он мог спать только когда его мама находилась рядом – то есть в постели у родителей. Однако ситуация в семье была далеко не идиллическая. Джеки, маме Джеймса, приходилось ложиться в 20.00 каждый вечер, а также еще утром и днем, когда Джеймсу полагалось спать. А бедный папа Майк вынужден был пробираться крадучись, возвратившись с работы. «Если наверху горит свет, я знаю, что он не спит, – объяснял Майк. – Если света нет, то я должен идти на цыпочках, как ночной вор». Джеки и Майк из кожи вон лезли ради своего сына, а он по-прежнему плохо спал. Он просыпался несколько раз за ночь, и только с помощью кормления грудью мама могла заставить его снова заснуть. «Я знаю, что он не голоден, – призналась Джеки, когда мы встретились в первый раз. – Он будит меня ради компании».
Как у большинства малышей, которые имеют трудности со сном в течение первого года жизни, у Джеймса такая проблема началась, когда ему был всего один месяц. Когда мальчик «сопротивлялся» попыткам уложить его спать, родители сажали его в кресло-качалку. Когда он, казалось, засыпал и они начинали его укладывать, в этот момент он внезапно открывал глаза. В отчаянии мама принималась утешать ребенка, прижимая к груди. В тепле он затихал. Смертельно усталая, она ложилась в постель рядом с ним, и они оба засыпали. С того времени Джеймс больше никогда не ложился в свою кроватку. Каждый раз, когда он просыпался, мама прижимала его к груди в надежде, что он снова заснет. Как она ни старалась, ей не удавалось избежать кормления грудью. Всегда заканчивалось тем, что она давала малышу дополнительное кормление. Естественно, что Джеймс лучше спал днем – он был измучен бессонными ночами.
Теперь вы должны признать, что это и есть самый настоящий случай бессистемного воспитания ребенка. Я получаю буквально тысячи звонков и писем от родителей четырехмесячных младенцев, в которых папы и мамы рассказывают мне о своих детях, что:
• «они до сих пор часто просыпаются ночью»;
• «поднимают семью в несусветную рань»;
• «никогда не спят долго днем»;
• «не могут заснуть без родителей».
Это обычные трудности в первый год жизни ребенка. Если родители не предпринимают мер, чтобы изменить ситуацию, то трудности становятся проблемами и продолжаются в более позднем возрасте, лет до трех или больше. Я выбрала именно случай с Джеймсом, потому что в нем собраны все эти проблемы.
К трех– или четырехмесячному возрасту детям следует иметь постоянный режим, и они должны спать в своих кроватках и ночью, и во время дневного сна. Им также следует уметь засыпать самостоятельно и делать это снова, если они почему-то проснутся. Дети должны спать всю ночь – самое меньшее шесть часов кряду. Но многие малыши не соответствуют этому описанию ни в четыре, ни в восемь месяцев, ни в год. И когда их родители обращаются ко мне, то их рассказ больше похож на историю Джеки и Майка. Отчаянно нуждающиеся в помощи, они понимают, что где-то пошли не по тому пути, но не знают, как вернуться в нужную колею.
Чтобы разобраться, как решить проблему со сном, особенно у детей постарше, мы должны взглянуть на весь их день. Каждая из вышеназванных проблем может вернуть нас обратно к вопросу режима – непоследовательного, отсутствующего, неправильного (например, когда пятимесячный малыш живет по режиму с трехчасовыми интервалами). Ну и бессистемное воспитание в какой-то степени тоже будет иметь отношение к этому.
Почти у каждого сценария есть предсказуемый ход событий. В первые несколько месяцев малыш не спит как следует или у него беспокойный сон. Родители ищут быстрое временное средство. Они берут ребенка к себе в постель, позволяют ему заснуть в качалке или автомобильном кресле или предлагают свои услуги: мама дает грудь, чтобы его успокоить, папа ходит кругами, нося малыша на руках. Достаточно двух-трех таких ночей, чтобы у ребенка появилась зависимость от ненужного вмешательства. В каждом случае для решения проблемы необходимо вернуть малыша к правильному суточному распорядку. Чтобы установить режим для ребенка трех месяцев и старше, я обучаю родителей методу PU/PD – «взять на руки / снова положить».
Если ваш ребенок хорошо спит и живет по распорядку, этот метод вам не нужен. Если же вы сейчас продолжаете читать, значит, вам он необходим. Данная глава посвящена исключительно методу PU/PD: я рассказываю, что это за метод и как его можно адаптировать для разного возраста. Я обращу ваше внимание на типичные проблемы со сном в первый год жизни ребенка и продемонстрирую реальные случаи из жизни в каждой возрастной группе, чтобы показать, как это работает. В конце главы есть отдельный раздел о дневном сне – проблеме, которая проходит через все возрастные группы. Иногда родители пишут мне, что мой метод не помог их ребенку, поэтому я также объясню, в чем мамы и папы допустили ошибки.
Что такое PU/PD?
Это краеугольный камень моей философии сна – одновременно и способ обучения, и метод решения проблем. С его помощью ваш ребенок не будет зависим от вас или любого вмешательства во время отхода ко сну и перестанет чувствовать себя покинутым. Мы не бросаем малыша, чтобы он справлялся сам, мы остаемся с ним, чтобы он не «выплакал все глаза».
Я применяю метод PU/PD к детям в возрасте от трех месяцев до одного года (а иногда и старше), которые не научились спать; я делаю это в особенно серьезных случаях, когда у детей не было никакого режима. PU/PD не заменяет «Четыре S», он, скорее, предназначен для исключительных случаев. Чаще всего он оказывается необходим при бессистемном воспитании ребенка.
Если сон вашего малыша прерывист или если ваше вмешательство требуется, чтобы он заснул, то необходимо изменить его привычки, прежде чем они глубоко укоренятся. Когда малышке Джанин было два месяца, она спала только в прогулочной коляске, а теперь, по словам ее мамы, она может заснуть только когда ее возят в машине (см. раздел «Три-четыре месяца» в этой главе). Зависимость от вмешательства со стороны, как и все другие виды зависимости, со временем только усиливается. И вот здесь самое время для применения PU/PD… Я пользуюсь им, для того чтобы:
• научить малышей, зависимых от вмешательства извне, засыпать самостоятельно и днем, и ночью;
• установить режим детям постарше или вернуть тот, с которого сбились родители;
• помочь ребенку перейти от режима с трехчасовыми интервалами между кормлениями к режиму с четырехчасовыми интервалами;
• продлить дневной сон;
• приучить ребенка дольше спать утром, если по вине родителей, а не по причине своих биоритмов он стал просыпаться очень рано.
Ничего не происходит по волшебству. Этот метод потребует много труда. Вы ведь перестраиваете обычный способ засыпания ребенка. Поэтому, когда вы станете укладывать его без какого-либо вмешательства, он, возможно, будет плакать, потому что привык к старому способу – с бутылочкой, кормлением грудью, укачиванием, ношением на руках, – к которому вы его приучили раньше. Вы сразу же встретите сопротивление, потому что малышу будет непонятно, что вы делаете. Продолжайте дальше, возьмите его на руки и покажите ему, что вы знаете, что делаете. В зависимости от возраста, веса и физического развития малыша адаптация будет происходить по-разному. Тем не менее метод PU/PD, по сути, очень простая процедура.
Если ребенок заплачет, вы входите в комнату. Сначала вы пытаетесь его утешить словами, нежно касаясь рукою его спины. До шестимесячного возраста вы также можете его убаюкивать, нашептывая в ушко «Ш-ш-ш… ш-ш-ш… ш-ш-ш», и легонько похлопывать. У ребенка постарше подобное может нарушить сон, поэтому вы просто кладете ему ладонь на спинку, чтобы он почувствовал ваше присутствие. Если он не прекращает плакать, вы берете его на руки – а затем кладете обратно сразу же, как только он замолкнет, ни на секунду позднее. Вы просто утешаете его, а не пытаетесь его усыпить – это он должен сделать сам. Если он плачет и выгибает спину, вы возвращаете его в кровать немедленно. Никогда не принуждайте плачущего ребенка. Однако продолжайте поддерживать контакт, положив ему на спину руку, чтобы малыш знал, что вы здесь. Оставайтесь с ним. Успокойте его словами: «Пора, малыш. Ты всего лишь уснешь».
Если ребенок начинает плакать, как только вы отрываете его от своего плеча или на полпути к кроватке, вы кладете его на матрас. Слезы продолжаются – вы берете его на руки. Смысл состоит в том, что от вас малыш получает утешение и чувство безопасности, а кроме того, вы позволяете ему иметь эмоции. По сути, ваше поведение, ваши действия означают: «Ты можешь плакать, но мама / папа с тобой. Я знаю, что тебе трудно заснуть, но я здесь, чтобы помочь тебе».
Если он плачет, когда вы кладете его в кроватку, снова возьмите его на руки. Но не принуждайте, если он будет выгибать спину. То, что малыш сопротивляется и капризничает, означает, что он пытается сам заснуть. Отталкивание и зарывание в одеяло – это то, как он сам себя усыпляет. Не думайте, что вы в чем-то виноваты, вы не причиняете зла. И не воспринимайте это на свой счет – ребенок не сердится на вас. Он просто раздражен тем, что его никогда не учили засыпать, а вы находитесь рядом, чтобы помочь ему. Подобно взрослым, которые могут метаться и ворочаться во сне, когда они не в силах уснуть, все, что ему хочется, – это немного отдыха.
В среднем метод PU/PD занимает 20 минут. Иногда может занять до часа и больше. Я не вспомню свой рекорд, но мне приходилось проделывать это с детьми сотни раз. Часто родители не доверяют методу. Они уверены, что их ребенку он не подойдет. Они не воспринимают его как инструмент. Мамы могут сказать, что если не дать грудь, то что еще? Как успокоить малыша? Однако у вас есть голос и способность вмешаться физически. Верите вы в это или нет, но ваши слова являются очень действенным средством. Разговаривая с малышом нежным и мягким голосом и повторяя ему снова и снова, если требуется («Ты просто уснешь, малыш»), вы даете понять ему, что вы не собираетесь его покидать. Вы лишь помогаете ему погрузиться в сон. У детей, чьи родители практикуют данный метод, голос ассоциируется с утешением, их больше не надо брать на руки. Они чувствуют безопасность, слыша от родителей слова утешения, и этого достаточно, чтобы их убедить.
Если вы правильно применяете данный метод – берете ребенка на руки, когда он плачет, и кладете обратно, когда он успокаивается, – то ваш малыш выпускает пар и начинает плакать меньше. Сначала он может сопеть и всхлипывать между приступами плача, когда он расслабляется. Такое короткое, прерывистое дыхание – признак того, что сон уже не за горами. Держите свою руку на теле ребенка. Ее прикосновение и звук вашего голоса дают ему знать, что вы здесь. Не похлопывайте, не убаюкивайте и не уходите из комнаты, пока не увидите, что малыш заснул глубоким сном (см. раздел «Фактор № 2: неправильный ритуал отхода ко сну» в главе 5).
Метод PU/PD способствует установлению доверия. Если проделаешь такое сотни раз, то уж наверняка сможешь научить ребенка спать и вернешь себе личное время, не так ли? Если этого не произойдет, значит, вы выбрали неправильную книгу. Нет быстрых и легких решений.
Этот метод не избавляет от плача. Однако он избавляет ребенка от страха быть покинутым, потому что вы находитесь рядом и утешаете его в то время, когда он плачет . Он плачет, не потому что ненавидит вас и не потому что вы делаете ему больно. Малыш плачет, поскольку вы пытаетесь усыпить его незнакомым способом, и его это раздражает. Детям свойственно плакать , когда вы изменяете их привычки. Но они также делают такое из-за расстройства, а это совсем другой плач. Крик покинутого ребенка звучит совсем иначе – в нем слышатся отчаяние и страх, его предназначение – вернуть вас в комнату немедленно.
Для эффективности метода его необходимо адаптировать соответственно возрасту. Есть разница, применяете ли вы его к четырехмесячному или к одиннадцатимесячному ребенку. Не помешает также приспособить его к меняющимся потребностям и особенностям малыша. В последующих четырех разделах я даю краткий обзор того, какими бывают дети по возрастным группам и как меняются со временем типичные проблемы со сном. Неудивительно, что многие из распространенных проблем, такие как пробуждение ночью и короткая продолжительность дневного сна, могут сохраняться. Я также привожу вопросы, которые я обычно задаю, чтобы полностью вникнуть в проблему. Разумеется, что я узнаю у родителей подробности о характере сна, порядке кормления, активности и т. д. Но если вы дочитали книгу досюда, то уже знаете, как широко я рассматриваю проблему. Далее я объясняю, как адаптировать данный метод для разных возрастов. После каждого раздела я подробно привожу конкретные случаи по возрастным группам, чтобы показать, как можно использовать этот метод в различных ситуациях и на различных стадиях развития.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 833.