Все виды музыкальной деятельности детей базируются на ярких музыкальных образах и впечатлениях. Сведения о музыке даются в опоре на ее «живое» звучание.
Работая над обучением детей, используют следующие методы:
1. Наглядный (слуховой и зрительный);
2. Словесный;
3. Практический.
Однако педагог прежде всего должен знать ЦЕЛЬ приобщения к музыке, которая определена в программе, соответственно возрасту детей.
Слушание музыкального произведения производится по следующей схеме:
1. Детям предлагается различить чувства, настроение, выраженные в музыке.
2. Перед слушанием педагог сообщает:
- название пьесы
- фамилию композитора
- кратко рассказывает содержание произведения
- после предлагает детям определить характер музыки.
Ответы детей дополняются и пьеса звучит повторно. Дети закрепляют название пьесы фамилию композитора. В работе с младшими детьми педагог сам определяет характер музыки, если дети затрудняются ответить.
Основой любого слушания музыки будут являться беседа, рассказ, объяснение, сравнение.
«Если бы музыку можно было пересказать словами,
ее не нужно было бы писать».
Ф. Мендельсон.
Главная цель беседы, пояснения не только привить интерес к музыки, но и расширить представление о некоторых явлениях действительности, а главное – обогащения их внутреннего мира, чувств, формирования внутренних качеств личности. От установки, которая дается педагогом перед прослушиванием музыки во многом зависит ее восприятие детьми.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА состоит:
1. Сведение о композиторе: фамилия, имя, отчество, краткое жизнеописание (лучше детские годы), перечислить его популярные произведения.
2. Вступительный рассказ о содержании произведения:
- название пьесы
- краткое введение в виде рассказа, стихотворения, загадки, вопросов о содержании музыки, т.е. чувства, эмоции, выраженные звуками.
Для этого педагогу необходимо тщательно изучить пьесу, чтобы самому понять ее. Если пьеса программная, или это фрагмент крупного произведения, то следует в доступной форме раскрыть детям ее сюжет, можно по частя на нескольких занятиях.
Вопросы детям на первом занятии:
1. Попробуйте определить, что это: танец, марш, песня?
2. Давайте сравним эту музыку уже со знакомой вам…
3. Определите характер музыки?
4. Какое настроение она нам передает?
5. Что нарисовала музыка?
6. Какое произведение этого же композитора вы знаете?
7. Вы знаете, что обозначает слово… (вальс, марш и т.д.)
8. Как нам рассказывает музыка?
9. Кто знает, какие инструменты звучали?
10. В музыке что-либо повторяется?
Музыка может быть исполнена как педагогом, так и в записи. Исполнение должно быть выразительным, точно по нотам, без искажения замысла композитора. Звучность и темп музыки должны быть умеренными, без эстрадности. Если пьеса небольшая, то она звучит целиком, а если крупная, то достаточно одного периода, чтобы дети запомнили главную музыкальную тему.
Второе занятие:
В начале второго занятия педагог может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название и автора, затем выясняется характер произведения в целом и в отдельных частях. Если есть изобразительные моменты, то они связываются с характером, настроением музыки. Пьеса исполняется фрагментами и целиком.
На втором занятии широко используется наглядность. Это иллюстрации, картинки, игрушки, фланелеграф с пособиями, а также стихи и загадки.
В младших группах чаще используется зрительная наглядность, т.е. проводятся небольшие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку.
Можно ориентироваться на мышечно-двигательную деятельность детей с целью формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях: это движения с палочками, кубиками, флажками, поднимание и опускание рук.
В старших группах больше используется слуховая наглядность: художественное слова, раскрывающее значение музыкального образа.
Зрительная наглядность имеет уже второстепенное, вспомогательное значение, чтобы усилить впечатление детей, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие к музыке или проиллюстрировать им незнакомые явления и образы.
Однако показ репродукций, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен, т.к. он отвлекает от музыки и ее образов. Задание усложняется, если брать 2 контрастных иллюстрации, поставить детей в поисковую ситуацию, т.е. выбрать то, что близко по настроению музыки. Если дается задание : нарисовать дома – то не просто дается задание показать музыкальную тему или музыкальный образ, а подобрать цвет краски, соответствующий характеру музыки. На музыкальном занятии обсуждают характер музыки:
Вопросы на втором занятии:
1. Вспомните, как называется музыка и кто ее автор?
2. Какой характер музыки?
3. Одинаково ли звучит музыка?
4. Сколько в пьесе частей? Почему?
5. Покажите смену характера движением рук?
6. Как звучит аккомпанемент?
7. Есть ли в музыке акценты? Отметьте их хлопками.
8. Давайте попробуем нарисовать музыку, которую мы слушали.
Третье занятие:
Педагог предлагает различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определить их роль в создании музыкального образа. Если дети затрудняются, то он заостряет их внимание на более ярких фрагментах. Характеристика эмоционально-образного содержания музыки уточняется и закрепляется. На этом занятии широко используются практические действия детей. Они помогают как бы пропустить музыку через себя, выразить во внешнем свои переживания, т.е. происходит моделирование свойств музыки с помощью танцевальных , игровых движений, игры на ДМИ, пении.
Например:
1. Оркестровка (шумовой оркестр) способствует выявлению ярких средств и выразительных моментов.
2. Инсценировка песни или перед музыкального образа в движении.
3. Контрастное сравнение нескольких музыкальных произведений. Можно сравнить пьесы одного жанра, названия, настроения, прослушать разные варианты исполнения одного и того произведения.
4. Желательно объединить различные виды искусства: музыка, поэзия, живопись.
5. Определить тембр музыкальных инструментов с имитацией игры на них.
Особое место в развитии детей играет развитие словарного запаса. Педагогу необходимо знать «словарь эмоций», который характеризует эмоционально-образное содержание музыки.
Слушать музыкальное произведение можно 3-5 раз, в зависимости от его сложности. Репертуар, который дети слушают на занятиях, отвечает задачам эстетического воспитания.
Репертуар состоит из произведений классической, современной и народной музыки. Они отличаются друг от друга музыкальным языком, жанровыми признаками, определенным почерком композитора.
3.Наилучшим источником музыкальных впечатлений являются народные песни и народные интонации. Репертуар складывается из простых выразительных мелодий, в которых выражаются близкие ребенку образы. Например: ласковые песни напевного характера: «Коти, коти, лапки», «Спи, сыночек миленький», «Ладушки».
Используются также песни, которые посвящены животным и птицам: «Сорока-белобока», «Бусел», «Ветерок» и т.д.
Огромную художественную ценность имеет музыка композиторов классического направления, которые писали для детей: А.Гречанинов «Моя лошадка», С. Майкапар «Вальс», П. Чайковский «Детский альом», А. Грибоедов «Вальс», С. Лядов «Музыкальная шкатулка», Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», Г. Пукст «Беларуссая полька».
Большинство произведений композиторов близки дошкольникам по тематике и образам. В них переданы зарисовки их детской жизни, веселых игр, сказочных сюжетов.
Из произведений зарубежных композиторов в программу вошли: Л.Бетховен «К Элизе», Э.Григ «Утро», Р. Шуман «Смелый наездник», Й. Гайдн «Детская симфония».
Много внимания уделено музыкальным произведениям современных композиторов, в творчестве которых достойнозанимает детская музыка: С. Прокофьев «Петя и волк», Д. Кабалевский «Клоуны», А. А Хачатурян «Лошадка».
Для эстетического развития дошкольников используется 2 вида музыки : вокальная и инструментальная.
В программе «Пралеска» широко представлена музыка белорусских композиторов: Е. Ремизовской, В. Серых, Л. Захлевного, О. Волох, Я. Жабко, Г. Струве.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 595.