Виды музыкальной деятельности, их характеристика и место в педагогическом процессе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Программа «Пралеска» - это государственный документ, направленный на воспитательную работу на всестороннее развитие личности ребенка и на полноценную подготовку его к школе.

Воспитание осуществляется на занятиях и вне их.

Дидактические принципы построения Программы:

1. Принцип гуманизации (ориентация на личность ребенка);

2. Принцип гармонии трех начал (физического, духовного и интеллектуального);

3. Принцип природосообразности и индивидуального (учет индивидуальных и возрастных особенностей);

4. Принцип оздоровительной направленности воспитания;

5. Принцип взаимосвязи национального и общечеловеческого в образовании ( учет национальных традиций и культуры);

6. Принцип развития психики в деятельности и общении                          ( отношение к ребенку как субъекту собственной деятельности и общения);

7. Принцип взаимодействия воспитания в семье и дошкольном учреждении ( повышение статуса семейного воспитания, установление партнерских отношений, сотворчества с семьей).

 

Также Программа разработана с учетом следующих условий:

 

1. Тесная связь с настоящим (репертуар и организация детской деятельности должны соответствовать современным требованиям педагогической науки и практики;

2. Постепенно развивать и формировать личность ребенка.

 

Программа определяет каким объемом знаний, умений и навыков должен обладать ребенок, чтобы быть полноценно подготовленным к школе.

Материал Программы делится на 4 квартала по следующим возрастным группам: «Малютки»,«Малыши», «Почемучки», «Фантазеры». Весь материал раздела «Музыкальная деятельность» определен видами музыкальной деятельности, музыкальным репертуаром и требованиями к их организации.

 


2. Выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

- восприятие

- исполнительство

- творчество

- музыкально-образовательная деятельность

Ведущим видом музыкальной деятельности является СЛУШАНИЕ. Дети, разучивая песни, сперва должны прослушать мелодию, танцуя танец, прослушать музыку, слушая классическую музыку, следить за развитием ее музыкального образа.

Музыка – это восприятие, это развитие эмоций, чувств ребенка. При помощи ее осуществляется развитие эмоциональной сферы ребенка.

 

Следующий вид музыкальной деятельности – ИСПОЛНИТЕЛЬНСТВО, который выражается в пении, ритмической деятельности, игре на ДМИ.

 

  ПЕНИЕ – является самым массовым и доступным видом                          музыкальной деятельности и имеет огромное воспитательное значение. В процессе пения у детей развивается слух, укрепляются легкие и голосовой аппарат, правильная осанка.

 

  МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – является составной частью детского исполнительнства. Двигаясь под музыку, дети не только воспринимают характер музыки, но и их                         музыкально-ритмическиие движения приобретают отточенность и красоту. Музыкально-ритмические деятельность включает в себя музыкально-ритмические движения, танцы, хороводы.

    

Еще один из видов детского исполнительства ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (ДМИ). В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания, музыкальным игрушкам и инструментам отводится большая роль, тем более, что детям это очень интересно. Игра на ДМИ развивает слух, чувство ритма и ансамбля у детей.

 

Итогом всех видов музыкальной деятельности (пения, ритмики, игры на ДМИ) является ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Фактически это выражение накопленных знаний , умений, навыков. Данный вид музыкальной деятельности проявляется в сочинении песен, танцев, музицирования.

 

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это процесс передачи музыкального опыта детям. Это усвоение элементарных знаний по музыке, позволяющих успешно освоить виды музыкальной деятельности. Сведения о музыке, ее выразительных средствах углубляют восприятие. Зная различные способы воплощения музыкального образа, ребенок имеет возможность сам применять накопленные знания, умения, навыки.

Следует подчеркнуть, что все задания и упражнения проводятся в игровой форме, чтобы дети не ощущали ни малейшего насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно, непосредственно и были

Удовлетворены результатами. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование действий, используя образный материал. А также важно учитывать возрастные особенности детей.

 

Существуют следующие формы музыкальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- праздники в детском саду;

- музыка в повседневной жизни;

- самостоятельная музыкальная деятельность.

Музыкальные занятияформа учебного процесса, в котором одновременно принимают участие дети того или иного возраста. Они коллективно поют, слушают, танцуют, музицируют. Атмосфера эмоционального подъема повышает результативность занятий, задача которых вызвать интерес к музыки и музыкальной деятельности, развить музыкальные способности, сформировать основы музыкального вкуса, обучить необходимым знаниям, умениям и навыкам.

 

Развлечения, забавы и утренники одно из форм организации музыкальной деятельности. Они связаны с театрально-драматической деятельностью, игровой и словесно-художественной деятельностями. Праздники должны быть приурочены к конкретным датам с соответствующими сценариями и музыкальным репертуаром. В отличии от занятии, участие в различных видах музыкальной деятельности может принимать как весь коллектив, так и небольшая группа детей. В утреннике могут быть задействованы и взрослые.

  

 Музыка в повседневной жизнисопровождая игры, разнообразные занятия, гимнастику, музыка способна вызвать эмоциональный подъем у детей. В повседневной жизни дети могут слушать музыку как с установкой, так и без нее (рисуя, играя, засыпая). Этот вид деятельности способствует накоплению музыкальных эмоций.

 

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе самого ребенка. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на ДМИ, танцуют. Участие педагога имеет косвенный характер. Он может дать совет, помочь освоить то или иное действие, чтобы поддержать интерес ребенка.

 

Самостоятельная музыкальная деятельность – есть показатель работы музыкального руководителя.

ВОПРОСЫ:

 

1. Характеристика программы «Пралеска». Принципы построения программы.

2. Краткая характеристика видов музыкальной деятельности.

 

 

Литература:

 

1. Пралеска: Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Мн., 2000.

2. Пралеска: Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Мн., 2009.

3. Работаем по программе «Пралеска». МН., 2009.

4. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1998.

 

Задания:

 

1. Законспектировать и проанализировать структуру программы «Пралеска».

2. Изучить музыкально-педагогический репертуар для детей дошкольного возраста.

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 673.