Тема: Музыка как вид искусства, ее роль и место во всестороннем развитии ребенка. Задачи воспитания детей средствами музыки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

1. Воспитывать интерес к музыке.

Эта задача решается путем музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают осмыслить содержание произведения.

2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать их простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

6. Развивать творческую активность во всех, доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации; формировать самостоятельность и инициативу в применении полученных знаний в повседневной жизни.

 

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Природа искусства. Особенности музыкального искусства.

2. Программная и непрограммная музыка, выразительность и изобразительность музыкального искусства.

3. Интонационная природа музыкального искусства.

4. Характеристика музыкальных жанров.

5. Принципы формообразование в музыки.

6. Роль музыки во всестороннем развитии дошкольника.

 

Литература:

 

1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1998 г.

2. Петрушин В. Музыкальная психология. М., 2000г.

 

Задания:

 

1. Из альбомов фортепианных пьес для детей подобрать произведения, иллюстрирующие проявления принципов формообразования.

2. Подготовить эссе на одну из тем: «Как родилась музыка?», «Роль музыки в моей жизни», «Люблю ли я свою профессию, профессию учителя-музыканта?».

 

 

 



Тема: Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания.

Особенности методов музыкального воспитания.

Классификация методов и приемов в зависимости от вида музыкальной деятельности.

  1. Метод -  это путь достижения определенной цели, способ работы учителя и ученика.

Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способности управления процессом музыкально-эстетического воспитания, направленного на формирование личности дошкольного возраста.

Методы осуществляются непосредственно в контакте воспитателя и ребенка, его влияния и помощи в образовательной самостоятельной музыкальной деятельности.

Учитывая возрастные особенности детей, музыкальный руководитель должен сделать музыкальные занятия более интересными и обеспечить общую музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе и отношении с музыкальным искусством.

Методы музыкального воспитания выбираются с учетом основных положений теории познания, источниками которых являются:

1. Чувство – где музыка эмоционально и образно отражает окружающий мир.

2. Специфичность – это значит звук, который воздействует на восприятие музыкальных образов.

3. Логичность – это значит – воздействие словом взрослого на осмысление и творческое восприятие ребенка.

4. Практичность - это самостоятельная деятельность ребенка.

 

3. Для характеристики методов музыкального воспитания избрано одновременно 2 классификации методов, которые объединены между собой:

Тема: Музыкальная деятельность детей. Психолого-педагогическая характеристика музыкальной деятельности детей, ее особенности. Виды музыкальной деятельности.

Общая характеристика Программы «Пралеска».

Тема: Характеристика музыкальных способностей детей раннего и дошкольного возраста. Их диагностика.

Общая характеристика музыкальных способностей.

Ладовое чувство

Чувство ритма

Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность ( мажор – веселый, минор – грустный).

                          - это определение соотношений между звуками        (устойчивый и неустойчивый звук, высота, тембральность).

 

Нежная   

Ласковая              Метельная                           Таинственная

Задумчивая          Ненастная                           Сказочная

Мечтательная       Беспокойная                       Волшебная        

Легкая                   Торопливая                        Колючая

Светлая                 Серьезная                           Осторожная

Прозрачная          Сдержанная                        Загадочная

                                                                                Подкрадывающаяся

Торжественная

Праздничная                             Мужественная

Бодрая                                        Бесстрашная

Строгая                                       Боевая

Уверенная                                  Смелая                               

Храбрая                                     Отважная

Твердая                                      Решительная

                                                    Солдатская

Страшная

Злая                                             Военная

Грубая                                         Маршевая

Тяжелая                                       Четкая

Сердитая                                     Гордая

Недовольная                               Могучая

Темная

 

Вопросы

1.Понятие восприятие. Характеристика музыкального восприятия.

2.Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.

3.Проблемный характер методов развития музыкального восприятия.

4.Особенности методики развития музыкального восприятия в зависимости  от возраста детей и этапа работы над музыкальным произведением.

 

Литература

 

Бабаджанян Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1

Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие м.

ки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980. — С. 229-244.

•Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального вое тания в детском саду. — М., 1983. — С. 95-108.

♦Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная псих гия.-М., 1993.-С. 84-103.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — 1985.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977. Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1972.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. НЛ.Ветлугиной М., 1989. - С. 40-75.

*Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 19

* Н е м о в Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн.

М., 1994. - Кн. 1. - С. 154-168.

Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1986. — С. 266-276. Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., 1

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998 С. 79-91.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. Рады нова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М.; 1947.-Вып. 11.-С. 7~26

 

Задание

 

1. Разработать конспект по слушанию музыки. Показать усложненный ход заданий для развития восприятия музыки на втором и третьем занятиях.

Указать методы и приемы, направленные на решение поставленных задач.

2.Составить развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведе­нии.

3.Разработать комплекс методических приемов, используемых на этапе уг­лубленной работы над музыкальным произведением с детьми старшего до­школьного возраста.

4. Подобрать, прокомментировать и исполнить:

—контрастные произведения одного жанра;

—контрастные по характеру произведения, имеющие сходные названия;

—контрастные произведения одного настроения.

5. Исполнить одно произведение с различной интерпретацией художествен­но-образного содержания. Обосновать выбор одного или нескольких вариантов исполнения, доступных восприятию детей разного возраста.

6. Найти выразительные интонации в произведениях дошкольного репер­туара.

7. Сочинить выразительные интонации, передающие настроения, звуко­подражание.

 

 

Подготовка музыкального руководителя к

Разучиванию песни.

1. Выучить песню наизусть ( чтобы петь ее с сопровождением и без него);

2. В связи с художественным образом продумать все оттенки (динамические, темповые, где брать дыхание, очень хорошо выучить аккомпанемент и отработать выразительную дикцию);

3. Продумать приемы разучивания песни (трудные места в мелодии, трудно выговариваемые места, как удержать внимание и интерес детей).

Важно помнить, что первое исполнение песни дает не только сильное впечатление, но и помогает качественному его разучиванию.

Этапы разучивания песни

Разучивание песни.

- сначала песню учат без музыкального сопровождения ( с голосом взрослого и подыгрыванием мелодии), чтобы дети лучше усвоили интервалику;

- пение без музыки и с ней;

- тяжелые мелодические и ритмические ходы нужно учить отдельно ( дети слушают как поет взрослый, а затем повторяют за ним);

- текст должен учиться с мелодией;

- широко используется индивидуальный подход: дети поют вместе, а затем по очереди: мальчики-девочки, сидя-стоя.

 

 

3. Закрепление выученной песни.

 - повтор песен из репертуара своей или предыдущей группы в другой тональности;

- работа над выразительностью исполнения (темп, динамика, характер, пение с солистами, использование детских музыкальных инструментов).

 

Дыхание.

Музыкальный руководитель не дает каких-либо специальных упражнений на дыхание, т.к. оно укрепляется в процессе самого пения. Он следит, чтобы дети взяли дыхание перед пением и между музыкальными фразами, но не посередине слова. Музыкальный руководитель должен сам сказать, где нужно взять дыхание.  Песни должны с короткими музыкальными фразами.

 

Дикция.

Большое значение имеет произношение согласных и гласных букв. Особое значение нужно уделить окончанию слов (шелест, кузнечик), точному выполнению знаков препинания. Речевые дефекты требуют долгой и кропотливой работы.

 

 

Интонирование.

Чистота интонирования зависят от музыкального слуха. Есть дети, у которых отсутствует музыкальный слух («гудошники»), и дети, которые слышат мелодию, но не могут ее воспроизвести. У них отсутствует координация между слухом и голосом. Дети с плохой дикцией тоже поют фальшиво.

Чтобы развить чистоту интонирования нужно брать песни, удобные по диапазону, дыханию и тесситуре.

 

Ансамбль.

Педагог показывает детям момент вступления. Побуждает к слуховому вниманию, слаженности звучания. Следует стремиться не только к одновременности звучания, но и его выразительности: мягкости окончания музыкальных фраз, динамических и смысловых оттенков.

 

 

ПРИЕМЫ:

1. Собрать внимание детей на музыкального руководителя, который дает знак (кивком головы) к пению.

2. Музыкальный руководитель дирижирует пением (a cappеlla).

3. Начало пения по показу воспитателя.

 

Схема анализа песни

1.Авторы музыки и слов песни.             

 Воспитательная ценность музыкального произведения (характер, интона­ционная выразительность музыки, содержание литературного текста, его идея и художественная ценность).

 

1. Анализ литературного текста:

 

— наличие сюжета, обращения, диалога;

— ритмичность литературного текста;

— наиболее значительные в выразительном отношении слова;

— непонятные детям данной возрастной группы слова и словосочетания;

— наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений);

— сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.

4. Анализ мелодии песни:

— лад, тональность, наличие отклонений и модуляций;

— соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней;

— размер, темп;

— динамические нюансы;

— мотив, фраза, предложение, ступени лада, на которых заканчивается каждая структурная часть мелодии;

— характер, интонационная выразительность мелодии;

— характер движения, особенности развития;

— способ звуковедения;

— интервалы и их эмоциональная окрашенность, сложность интонирова­ния при разучивании песни;

— наличие звукоподражаний, мелодических оборотов, близких к интона­циям речи;

— ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка;

— связь средств музыкальной выразительности с текстом;

— диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей.

5. Аккомпанемент:

— художественные достоинства;

— соответствие эмоционально-образному содержанию песни;

— доступность для восприятия детьми;

— наличие вступления, его характер, мелодические и ритмические особен­ности.

6. Структура песни:

— одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная, форма рондо;

— драматургия песни (завязка, кульминация, развязка).

7. Педагогические выводы.

Тема: Детское музыкальное творчество. Содержание работы по развитию песенно-игрового и песенно-инструментального творчества детей в разных возрастных группах.

Виды ритмики.

Репертуар ритмики.

ИСТОЧНИКИ

                      МУЗЫКАЛЬНО  - РИТМИЧЕСКИХ

                                             ДВИЖЕНИЙ

 

Физические упражнения              Танец       Сюжетно-образные

                                                                                 Движения

Приемы и методы.

 

Каждая группа инструментов требует определенных навыков и умений игры на музыкальных инструментах.

К основным приемам относятся:

1. Выразительное исполнения музыкального произведения взрослым..

2. Знакомство с внешним видом.

3. Показ технических приемов игры.

4. Разучивание попевок на протяжении нескольких занятий индивидуально.

5. После хорошего изучения мелодии исполнители объединяются в ансамбль или оркестр.

 

В) Подвижные игры.

А) Настольные игры, которые дают возможность вслушиваться в музыку, различать качество и характер музыкального звучания.

Б) Имеют черты народных игр, где действуют вся группа и ведущий.

В) Это упражнения на развитие слухового внимания с элементами соревнования. В них главным является выполнение музыкально-сенсорного задания, а потом – игровой момент.

 

4. Задачи музыкально-дидактических игр:

1. Учить детей различать звуки по высоте и петь их.

2. Передавать несложные ритмические рисунки в хлопках и ритмических движениях.

3. Различать громкую и тихую музыку, т.е. динамические оттенки.

4. Узнавать по тембру музыкальные инструменты.

5. Различать характер музыки и действовать в соответствии с ним.

 

Тема: Музыкальные занятия в детском саду.

Содержание и структура фронтальных музыкальных занятий. Сочетание коллективной и индивидуальной деятельностей.

Планирование и учет музыкальной работы в детском саду.

1. Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

     Занятия включают в себя чередование различных видов деятельности ( пение, слушание музыки, игры на ДМИ, музыкально-ритмическая деятельность, ознакомление с элементами нотной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

      Все занятия проводятся по Программе «Пралеска».

      Проблема построения музыкального занятия в том, что музыкальный руководитель должен умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой и тем самым проводить последовательное разучивание материала в разных видах деятельности.

 

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

  ФРОНТАЛЬНЫЕ     ПО ПОДГРУППАМ   ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
Типовое Типовое (ранний и младший возраст) Типовое (ранний)
Доминативное Доминативное Доминативное
Тематическое Тематическое Тематическое
Комплексное    

 

Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши не могут выполнять задания коллективно.

В 1,5 – 2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточенность на ее звучании, желание подпевать, двигаться.

 

ВЫВОД: поэтому музыкальные занятия проводятся по подгруппам или в индивидуальной форме 2 раза в неделю, продолжительность занятия 5-10 минут.

 

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид деятельности.

 

По содержанию музыкальные занятия могут быть:

- типовые;

- доминативные;

- тематические;

- комплексные ( только в фронтальных занятиях с детьми старшей группы).

Это зависит от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличие темы.

 

Типовое музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

 

В доминативном  музыкальном занятии – какой-либо вид деятельности преобладает. Вариант доминативного музыкального занятия – выстраивание его содержания для развития у ребенка отстающей музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды музыкальной деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий во фронтальных, индивидуальных занятиях и занятиях по подгруппам.

 

На тематическом занятии – выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

 

Комплексные музыкальные занятия – содержит все виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей. Проходит не чаще 1- 2 раза в год.

 

Педагогу необходимо варьировать виды музыкальных занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития..

 

 

2.     Фронтальные занятия объединяют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ.

    Уровень трудоспособности детей определяется протяженностью внимания, восприятия, заинтересованностью, эмоциональностью к музыкальной деятельности.

 



Содержание фронтального музыкального

Занятия может изменятся –

Тематические занятия

Выделяют 3 разновидности этих музыкальных занятий:

1. Собственно-тематические;

2. Музыкально-тематические;

3. Сюжетные.

 

1.Собственно-тематические музыкальные занятия.

Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой. Например, «Осень», «Природа и музыка». Тематическое занятие может проведено вместо утренника.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять весь материал. Главное, с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Детям раскрывают изобразительные и выразительные приемы, с помощью которых отражены жизненные явления: любование природой («Росинки» С. Майкопара), силу, могущество ( «Море» Н. Римского-Корсакова), чистоту и нежность («Подснежник» П.Чайковского).

 

Планирование и учет музыкальной работы.

Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю, на каждый возраст длительность занятий варьируется.

Группы Время Вводная часть Слушание музыки Пение Ритмика
«Малыши» 20 мин. 2 мин. 3 мин. 10 мин. 5 мин.
«Почемучки» 25 мин. 3 мин. 5 мин.   12 мин. 5 мин.
«Фантазеры» 30 мин. 4 мин. 6 мин. 14 мин. 6 мин.

Планирование бывает 2 видов:

- перспективное ( на 2-3 месяца);

- календарное ( на каждое занятие).

Музыкальный руководитель может вести перспективное планирование, в нем может отражаться:

- виды музыкальной деятельности;

- задачи воспитания и обучения из Программы;

- музыкальный репертуар;

- даты проведения занятия.

 

Малоопытный музыкальный руководитель должен вести календарный план, с полным отражением содержания своих действий.

В календарном плане записывается:

- последовательность разучивания материала;

- программные требования по каждому виду деятельности;

- некоторые методические приемы.

 

Чтобы правильно написать календарный план, нужно уметь пользоваться Программой.

Вопросы

1.Общая характеристика видов музыкальных занятий.

2.Индивидуальные музыкальные занятия и занятия с подгруппой дошколь­ников.

3.Классификация фронтальных занятий. Типовые занятия, вариативность их структуры.

4.Доминантные занятия.

5.Тематические музыкальные занятия.

6.Комплексные занятия.

7. Обсуждение конспектов занятий, составленных студентами.
Литература

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музы­кальные занятия в детском саду. — М., 1984.

*Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983. — С. 28, 29, 157-168.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литерату­ре // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1983.

Корой Е. Ф. Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста. — Кишинев, 1986.

Петрова В. Музыкальные занятия //Дошк. воспитание. — 1994. — № 9. — С. 116. Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 154-168.

 

Дополнительная литература

Архипова Е. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошк. воспита­ние. - 1996. -№ 5. - С. 114.

Вайнфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных заня­тий для детей старшего дошкольного возраста) // Дошк. воспитание. — 1998. — № 4. — С. 144.

Варанкина Н. Доминантное занятие по обучению детей восприятию м\ ки //Дошк. воспитание. — 1995. — № 5. — С. 121.

Космачева Т. Развитие творческих способностей (примерный конспект до

нантного занятия в подготовительной группе) // Дошк. воспитание. — 1993. — № 6 С. 90.

Папкова Р. Тематическое занятие, посвященное творчеству П.И.Чайковского // Дошк. воспитание. — 1990. — № 2. — С. 120.

Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные. — М., 1995.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Рогальская Л. Нетрадиционные формы работы — комплексные занятия Дошк. воспитание. — 1995. — № 2. — С. ПО.

Тютюнникова Т., Боровик Т. Весновкин прибаутничек (тематичес! занятие по принципам К.Орфа) //Дошк. воспитание. — 1998. — № 4. — С. 135.

 

Задания

1. Проанализировать и подготовить аннотации на конспекты тематических
доминантных и комплексных музыкальных занятий (см. список дополните;

ной литературы).

2.Составить план-конспект фронтального типового занятия с детьми 5-года жизни. Предложить варианты изменения его структуры.

3.Разработать конспект тематического занятия: собственно-тематического музыкально-тематического (^), сюжетного (по выбору) — для детей старшего дошкольного возраста. Подготовить наглядный материал.

4.М. Разработать конспект доминантного занятия:

фронтального с преобладанием одного из видов музыкальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста; индивидуального (с подгруппой детей) с целью развития одной из музыкальных способностей для старших дошкольников.



ВЫВОД:

1. Характер музыки в повседневной жизни должен быть эмоционально насыщенным, в котором преобладает добро, бодрое настроение, положительно влияет на музыкальное развитие детей.

2. Руководство педагога (особенно в старшем дошкольном возрасте) должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей. При этом педагог использует различные приемы и методы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

2.  Организация музыкальной деятельности детей в повседневной жизни требует педагогического сотрудничества между воспитателем и музыкальным руководителем.

В силу того, что воспитатель не может более профессионально подобрать музыкальный материал для гимнастики, тематического занятия, физкультурного праздника, ему в этом помогает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель на музыкальных занятиях может выучить песню, музыкальную игру или танец для занятия в группе. Например: «Песенка о цифрах» - для занятия по математике, «Физкульт-минутка» - для физкультурного занятия, «Танец птиц» - для занятия по экологии и т.д.

На прогулке музыкальный руководитель может ввести разнообразие в досуг ребенка. Присутствие песни, танца на улице всегда доставит радость и принесет хорошее настроение.

 

ВЫВОД: Работа, сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем должны быть непрерывными. Именно взаимопомощь поможет реализации поставленных педагогических задач для всестороннего развития личности.

 

 

Тема: Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

1. Источники самостоятельной музыкальной деятельности.

2. Виды самостоятельной музыкальной деятельности.

1. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе детей. Главным источником возникновения самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкальные занятия. На них дети разучивают музыкальный репертуар по пению, ритмике, игре на ДМИ. Знания, которые дети получили на музыкальных занятиях , и будут проявляться в самостоятельной музыкальной деятельности.

   Следующим источником являются праздники и забавы, из которых в самостоятельной музыкальной деятельности берутся те музыкальные произведения, которые очень нравятся детям.

   И последним источником самостоятельной музыкальной деятельности являются телевидение, пение, чтение стихов, слушание музыки.

   Для возникновения самостоятельной музыкальной деятельности в каждой группе должен быть музыкальный уголок с необходимым набором игрушек, ноты, альбомы с рисунками по пению и слушанию музыки, шапочки для персонажей, набор музыкально-дидактических игр, магнитофон или проигрыватель, детские музыкальные инструменты.

 

2. Существуют следующие виды самостоятельной музыкальной деятельности:

 

2. Сюжетно-ролевая игра, в которую входят музыкальные игры, танцы, песни, музыкальные занятия ( игра в концерт, музыкальное занятие).

3. Музыкально-дидактические игры носят самообучающий характер, проявляясь в форме самостоятельного музицирования или подражания игре на музыкальных инструментах.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5. Слушание музыки – восприятие музыки в самых необычных условиях: перевоплощение в слушателей на воображаемом концерте и т.д.

 


Тема: Музыкально-образовательная деятельность.

1. Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей.


Примерный словарь музыкальных терминов,

Тема: Виды развлечений.

Требования к музыкальному репертуару. Роль музыки и качество ее исполнения.

Тема: Музыка и физкультура.

Музыка на гимнастике.

1.Физическое воспитание  предусматривает охрану и укрепление здоровья, усовершенствование функций детского организма, его полноценного развития.

Физические упражнения проводятся под музыку в ДУ на утренней гимнастике, физкультминутке, физических занятиях. Если первые две формы относятся к повседневной жизни детского сада, то физические занятия – это основная форма обучения физическим упражнениям – не входят в нее.

На 1- ый план выступают задачи физического воспитания:

· охрана и укрепление здоровья;

· развитие физических качеств личности;

· формирование двигательных навыков;

· становление волевых качеств личности.

Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику и физические занятия, повышают качество выполнения упражнений.

 

2.Каждый вид физического упражнения требует тщательного подбора музыкального репертуара. Необходимо помнить, что ведущая роль относиться движениям, и характер музыки должен им соответствовать. Репертуар может быть самым разнообразным: народная, классическая и современная музыка.

Из всех физических упражнений, выполняемых под музыку, наиболее целесообразны:

1. основные движения ( ходьба, бег, поскоки);

2. общеразвивающие упражнения (ОРУ) и  строевые;

3. подвижные игры.

Например:

- Для ходьбы в различных построениях следует играть МАРШ четкого, бодрого характера.

- Для ходьбы на носках или пятках можно играть фрагменты МАРША на октаву выше или ниже.

- Бег, поскоки требуют музыку стремительного, задорного характера (ПОЛЬКА).

- Для прыжков – поскоков рекомендуется подобрать музыку с подчеркнутой долей такта.

ОРУ   разделяют на 2 основных группы: с предметами и без предметов.

А также существует классификация по анатомическому принципу: для верхних и нижних конечностей, для плечевого пояса и т.д.

По характеру ОРУ можно выделить виды музыкального сопровождения:

1 – ая группа: объединяет группу движений по характеру плавных, гибких,

                   с большой амплитудой, круговыми, маховыми. Основное музыкальное сопровождение: ВАЛЬС умеренного и спокойного характера.

2 – ая группа: составляет упражнения четкого, динамического характера,

                     со средней амплитудой: это наклоны, выпады, взмахи руками, упражнения с палкой. Музыкальное сопровождение – произведения на 2/4 в умеренном темпе. Это может быть народная музыка, фрагменты детских песен.

3 – я группа: включает четкие, энергичные, с малой амплитудой жеста: сгибание и разгибание пальце рук, поворот ладоней, а также прыжки. Музыкальное сопровождение – народные мелодии на 2/4 в умеренно-быстром темпе.

 На утренней гимнастике при разучивании физического упражнения сначала идет показ без музыки. А затем – с музыкой. Подбирая музыкальное сопровождение необходимо учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей. Так, например, МАРШ для детей младшего возраста следует играть подвижнее, чем для детей старшего возраста, т.т. шаг у малышей меньше и быстрее.

Для подбора музыки можно использовать следующие сборники: «Музыка для утренней гимнастики» В. Метлова, и «Утренняя гимнастика» Юффе. Также можно использовать музыкальные произведения при помощи ТСО, особенно летом, на спортивной площадке.

Тема: Праздничные утренники в детском саду. Их значение, содержание, строение.

Музыка на празднике.

Музыка на празднике.

Музыка на детском празднике объединяется с другими видами искусства ( танцами, художественным словом, драматургией, ИЗО). Очень важно сделать правильный выбор музыкальных произведений. Они должны соответствовать тематике праздника. Музыка на празднике может быть народной, классической и современной.

Исполнение песен может быть также различным: взрослыми, детьми, ансамблем, индивидуально. С появлением синтезаторов дети могут исполнить песню под фонограмму. Так в более современной интерпретации могут прозвучать песни В.Серых, В.Шаинского, Е.Крылатого. Эти песни мелодичны, веселые, с понятным и простым текстом.

Музыка, которая сопровождает хороводы, танцы, музыкальные игры , должна соответствовать теме праздника, его настроению, исполнятся выразительно и профессионально. Она вызовет у детей эмоции, настроение на определенный ритм, активизирует творческие особенности детей в момент исполнения. Весь музыкальный репертуар должен быть подобран с учетом возрастных особенностей детей. Красочность, торжественность и разнообразие утреннику придают оформление, декорации, костюмы, атрибуты, спецэффекты, ТСО.

3.Важно всегда помнить, что детские праздники – это праздники для детей, а не концерт для взрослых. Их основа – это игра, которая должна быть подобрана взрослыми так, чтобы дети смогли понять игровую ситуацию. В содержание утренников могут быть включены небольшие инсценировки, драматизации сказок, сценки спектакля кукольного театра ( особенно для младшего дошкольного возраста). В утренниках могут участвовать как взрослые, так и дети. Очень важно, чтобы при подготовке утренников дети были активными, творческими, инициативными.

Структура сценариев может быть различной, например: сначала выступают дети, потом проводятся общие пляски и хороводы, игры, аттракционы. Или если разделить праздник на 3 части – между 1 и 3 частями («официальными»», раскрывающие тематику праздника), во 2 части можно показать сказку, инсценировку и т.д.

Праздники можно проводить в утреннее время («Малютки», «Малыши», «Почемучки») или во второй половине дня («Фонтазеры»). Их продолжительность от 20 до 50 мин в зависимости от возраста и содержания утренника.

 

Вопросы по теме «Музыка в повседневно жизни детского сада»

Вопросы

1.Условия организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.

2.Музыка в повседневной жизни детского сада.

3.Обсуждение подготовленных студентами конспектов развлечений и праздничных утренников.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музы­кальные занятия в детском саду. — М., 1984.

*Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983. — С. 157—168.

Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приемы в музы­кальном воспитании дошкольников//Дошк. воспитание. — 1995. — № 8. — С. 122.

Праздники и развлечения в детском саду / Сост. С.И.Бекина. — М., 1982.

Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., 1995.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 146-153.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. Соловьева О. Музыка в повседневной жизни детского сада // Дошк. воспита­ние. — 1982. — № 5. — С. 86.

 

Дополнительная литература

Александрова 3. Развлечения в жизни малышей //Дошк. воспитание. — 1989. — № 1.-С. 108-112.

Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического про­цесса //Дошк. воспитание. — 1994. — № 3. — С. 33.

Э й р и х А. О вечерах-концертах, посвященных композиторам // Дошк. воспита­ние. - 1980. - № 3. - С. 93.

 

Задания

1.Подготовить сообщение по статье из опыта работы О.Вайнфельд «После такой музыки возможна только тишина» (Дошк. воспитание. — 1995. — № 1. — С. 112). Провести дискуссию по проблеме, выдвинутой автором статьи.

2.Посетить несколько музыкальных занятий и на основе их анализа сделать выводы о развивающем характере обучения. Оценить стиль общения педагога с детьми, характер взаимодействия детей, способы организации коллективной и индивидуальной деятельности дошкольников. Предложить свои варианты решения воспитательных, образовательных и развивающих задач на материале просмотренных занятий.

3.Составить план-схему (на один месяц) использования музыки В быту дет­ского сада с указанием конкретного музыкального материала.

Кузьмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий): Не забыть о родителях //Дошк. воспитание. — 1980. — № 5. — С. 91, 92.

Мадорский Л.П. Музыка начинается в семье. — М., 1982.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 199* С. 177-182.

Чичерина Н. Музыка в жизни младенца //Дошк. вопитание. — 1990. — № 11 С. 57-59.

 

Задания

1.Составить сценарий семейного музыкального праздника или досуга.

2.Разработать методические рекомендации по музыкальному воспитан ребенка в семье.

3.Подготовиться к участию в деловой игре по одной из предложенных вьи тем.

Вопросы

1.Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

2.Музыка и физкультура.

3.Музыка и развлечения.

4.Музыка и праздник в детском саду.

 

Литература

♦Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 169-196, 200-206.

Волкова Л. Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях // Дошк. воспитание. — 1978. — № 8. — С. 122-124.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1989. - С. 205-233.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 199 I С. 168-182.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А Ветлугиной. — М., 1980.

Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада, ред. НА.Ветлугиной. - М., 1985. - С. 121-130.

 

Дополнительная литература

Машенцева Т. Новогодний утренник // Дошк. воспитание. — 1995, — № '. 1 С. 113.

Пархоменко Е. Сценарий вечера развлечений (игры да потехи) // Дошк ^ питание. — 1987. — № 1. — С. 90.

Петрова В. Праздничные утренники //Дошк. воспитание. — 1994. — № 1. — С

Праздники в детском саду / Сост. С.И.Бекина. — М., 1982.

Рады нова О.П. ДД.Шостакович — детям // Дошк. воспитание. — 199*1 № 1-3.

Развлечения в детском саду / Сост. Л.Фурмина, Л.Пантелеева, А.Шибицкая. -1980.

Редникина Р. Организация физкультурных досугов и праздников // Дошк воспитание. - 1980. - № 6. — С. 80.

Тюрькина Т. Концерт «Угадай-ка» // Дошк. воспитание. — 1995. — № 1 С. 122.

Утренняя гимнастика под музыку / Сост. Е.П.Иова и др. — М., 1984.

Задания

1. Подготовить рефераты и составить список литературы по одной из тем: «Театр в детском саду», «Театрально-игровая деятельность дошкольников», «Телевизионные передачи в музыкальной жизни группы».

2. Составить комплекс утренней гимнастики (физкультминутки) для детей старшего дошкольного возраста, подобрать музыкальный репертуар (составить фонограмму), подготовиться к проведению.

3. Разработать тематический план развлечений (на учебный год) в одной из возрастных групп дошкольного учреждения.

4. Составить сценарий праздника — Новый год, Выпуск в школу, Мамин день (по выбору, на основе использования классических музыкальных и художественных произведений), разработать план подготовки к празднику, представить эскизы оформления музыкального зала, костюмов, атрибутов праздника.

Тема: Планирование музыкально-эстетического воспитания в ДУ.

Планирование музыкально-эстетического воспитания в детском саду.

Примерный перечень материалов в микрокабинете

Музыкального руководителя

1. Нормативно-правовые документы.

2. Перечень литературы по Программе «Пралеска».

3. Планирование работы (перспективный план на год, календарный план, график работы музыкального руководителя, анализ работы за год).

4. Диагностико-коррекционная работа ( диагностика музыкально-творческого развития детей, тетрадь индивидуальной работы с детьми, с воспитателями, другими специалистами, с родителями).

5. Тетрадь по самообразованию (учет совещаний при заведующем, посещение методических объединений, прохождение курсов повышения квалификации, самообразование).

6. Паспорт микрокабинета ( картотека игр, музыкальных инструментов, музыкально-дидактических пособий, ТСО, фонотека).

7. Пропаганда передового педагогического опыта по музыкально-творческому развитию детей среди специалистов ДУ.

8. Пропаганда передового педагогического опыта по музыкально-творческому развитию детей среди родителей.

9. Слушание музыки.

10. Пение.

11. Музыкально-ритмическая деятельность.

12. Обучение элементам нотной грамоты, игре на ДМИ.

13. Работа с одаренными детьми.

14. Музыкальные праздники и развлечения.

15. Музыкально-театральная деятельность.

 

Тема: Методическая и музыкальная литература для детских садов.

В 1995 году в РБ была создана Программа воспитания и обучения в детском саду, которая была названа белорусским словом «Пралеска» (подснежник)

Основная цель Программы – обеспечить детям в ДУ радостную, содержательную жизнь, их полноценное физическое и психическое развитие.

Программа «Пралеска» полностью исключает авторитарный подход, «Холод» педагогической строгости в работе с детьми дошкольного возраста.

Программа содержит новые повышенные требования к музыкальному воспитанию детей. Учитывая разный уровень развития детей, их природные возможности, музыкальный руководитель особое внимание должен уделить отбору музыкального материала – музыка по слушанию, пению, ритмике, дидактических игр. В этом огромную роль играет методическая литература.

К методической литературе относят:

Учебники, методические пособия, разработки, методические рекомендации, журналы «Пралеска», «Музыкальный руководитель», «Колокольчик», Программу «Пралеска», музыкальные сборники для различных видов музыкальной деятельности и форм работы.

Вот несколько примеров методической литературы отечественных и зарубежных авторов:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

2. Волох О.П. Музыкально-эстетическое воспитание и формирование личности дошкольников.

Методические рекомендации и сборник песен. – Гомель, 1995.

3. Ветлугина Н,А. Музыкальный букварь. М., 1989.

4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М., 1976.

5. Кононова А.Г. Обучение дошкольников игре на ДМИ. М.Э, 1990.

6. Кононова А.Г. Музыкально-дидактичекие игры. М., 1992.

7. Радынова О.П. Слушаем музыку. М., 1990.

8. Ремизовская Е.Р. «Солнышко»: система, методика, опыт работы.Мн., 1996.

9. Савельев Г.В. Программа «Вдохновение»

10. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа под ред. Л.А. Боренбойма.Л., 1980.

11. Ходонович Л.С. «Падарожжа у свет музыкi» Мн., 2007

12. Петрушин В. Музыкальная психология . М., 1997.

13. Петрушин В. Диагностика музыкальных способостей.М., 1998

14. Авторские сборники песен для детей дошкольного возраста:

Е.Ремизовской,О.Волох, В.Серых, Я.Жабко, И.Лученка, Л.Захлевного и др.

 

 

Тема: Музыка как вид искусства, ее роль и место во всестороннем развитии ребенка. Задачи воспитания детей средствами музыки.

 Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствуют множество найденных предметов с изображением музыкальных инструментов, исполнителей, хотя музыкальные произведения далеких эпох не дошли до нас.

Издавна музыка признавалась важным и неизменным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на человека.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой или литературой.

Музыка не может в полной мере с той же долей конкретности как эти виды искусства описать жизненные моменты ( хотя некоторыми возможностями она обладает).

Особенностью музыки является то, что она с огромной непосредственностью и силой может передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и звуков, существующих в реальной жизни (шум волн, завывание ветра, полет мотылька). Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение.

Еще одной особенностью музыки, по сравнению с живописью, скульптурой, является необходимость посредника для ее воспроизведения.

Крупный ученый-музыковед и композитор Б.Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески его осмыслить и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор.

На чем основана выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности? Это динамика, темп, тембр, мелодия, лад и т.д.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности.

Между музыкой и речью много общего. Интонация в речи тоже передается с помощью высоты, силы голоса, темпа, акцентов. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Б.Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство, как на интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки, подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи.

Б.Асафьев употреблял термин «интонация» в двух значениях. Первая – наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация». (Например, интонация двух нисходящих звуков - вздох).

Второе значение применяется в более широком смысле: как интонирование равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма кесть процесс смены интонаций.

Музыкальная форма в широком смысле – это совокупность всех средств музыкальной выразительности, выражающих содержание. В более узком – строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т.е. его структура. В создании формы важное значение имеют 3 принципа: повтор, контраст, развитие.

-Повтор – позволяет утвердить главенство образа;

 - Контраст – оттеняет повторение;

 - Развитие – составляет несколько контрастных тем, что рождает возможность их столкновения.

Музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Также существует многообразие музыкальных жанров.

К первичным жанрам относятся музыкальные произведения, связанные с бытом людей ( хороводы, фольклорные песни).

Ко  вторичным – музыка, которая возникла с появлением профессионального искусства (хоровая, камерная, симфоническая и т.д.).

  

 

Гармоничное сочетание умственного и физического труда, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни искусству – необходимые условия для формирования целостной личности.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

Музыка же имеет возможность воздействия на различных этапах развития. Доказано, что даже во внутриутробный период чрезвычайно важен для дальнейшего развития: музыка, которую слушает будущая мама, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может уже формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности ( восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развить в детях самое лучшее, что заложено от природы и на основе природных задатков развить общее и специальные музыкальные способности, склонности к музыкальной деятельности.

Приобретая определенные знание по музыке, умения и навыки, дети приобщаются к искусству. Поэтому нужно способствовать формированию предпочтений, интересов и потребностей, т.е элементов музыкально-эстетического сознания.

Поскольку дети небольшой опыт представлений о чувствах человека, о существовании реальной жизни, музыка помогает расширить эти представления (прослушивая музыку несколько раз, ребенок оценивает, выявляет гамму чувств, познает эталон красоты).

Музыка развивает ребенка умственно. Словарь детей пополняется и обогащается образными словами и выражениями, а также сведениями, которые имеют познавательное значение. Развиваются умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость – одна из важных музыкальных способностей.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие, но и посильное детям исполнительство, конечным итогом которой является творческая деятельность.

Музыка – это средство эстетического воспитания: она направлена на развитие способностей воспринимать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

Для этого нужно развить у детей общую музыкальность. Ее признаки:

1. Способность чувствовать характер;

2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать музыкальные произведения;

3. Проявление творческого отношения.

С развитием общей музыкальности проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, творческое воображение.

Музыка – это средство формирования морального облика ребенка, направленное на развитие его моральных чувств и нравственных качеств личности.

1. При помощи музыки разных народов вызывает интерес к его обычаям, воспитывает интернациональные чувства.

2. При решении множества задач во многом способствует коллективное пение, танцы, игры ( это значительно сплачивает участников).

3. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения, поскольку они требуют внимания, быстроты реакции, проявления волевых усилий.

Музыка, как средство активизации умственных способностей – направлено на развитие умственных процессов: внимание, наблюдательности, сообразительности.

1. Слушая музыку, ребенок делает первые обобщения и сравнения;

2. Как и в других видах искусства музыка имеет познавательное значение;

3. Ставя перед ребенком творческие задачи, возникает поисковая деятельность;

  Музыка, как средство физического развития – воздействует на общее состояние всего организма человека.

  Пение – улучшает голосовой аппарат, улучшает речь.

 Слушание – может вызвать или ослабить возбуждение.

  Ритмика – улучшает осанку, координацию, четкость и легкость.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 1041.