Воспитателями, педагогом – психологом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося.В случае необходимости учитель, воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).

Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся  в произношении.

При завершении логопедических занятий с обучающимися логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.

Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.

Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.

Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недостатками речи), и детально разъясняется как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы.

Логопед должен помочь и воспитателям в организации рече­вой работы с обучающимися.

Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так называемые логопедические минутки, составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.

Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закреп­ления словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинте­ресованность детей в игре.

Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом-пси­хологом, так как занятия педагога-психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психо­логической базы речевой деятельности обучающихся.

В конце учебного года логопед может проводить речевой ут­ренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответ­ствующий материал.

Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педаго­гических советах с целью пропаганды логопедических знаний сре­ди учителей.

 

Контакт логопеда с врачом

Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследо­вания для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эф­фективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.

 

Связь логопеда с родителями

Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родитель­ских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с деть­ми, в процессе которой предполагается организация правильно­го отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

 

Документация логопеда

В начале учебного года логопед планирует работу на год, вво­дя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год).

На основании материалов обследования обучающихся лого­пед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспек­тивные планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обучающихся с краткой характерис­тикой имеющихся нарушений речи, основная последователь­ность работы и ориентировочные сроки, учебно-наглядные по­собия.

Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.

Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, приня­тых на логопедические занятия, речевую карту.

В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, про­деланной за год.

 

 

Приложение 1.

 

Примерная форма журнала учета обучающихся с недостатками речи

 

№ п/п Фамилия, имя Год рождения Успеваемость по русскому (родному) языку Недостаток речи Дата зачисления на логопедические занятия Дата завершен ия занятий
             
             
             

 



Приложение 2.

Речевая карта

(Заполняется на каждого обучающегося)

 

 

1. Фамилия, имя/

 

2. Возраст.

 

3. Класс.

 

4. Жалобы учителя или родителей

.

5. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).

 

6. Заключение психолого – медико – педагогической комиссии.

 

7. Данные о ходе развития речи.

 

8. Состояние слуха, зрения.

 

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).

 

10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной речи):

а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире т.д.; правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи преимущественно употребляются);

б) грамматический строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений);

в) произношение и различение звуков: 1) произношение звуков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков); 2) различение звуков на слух; 3) произношение слов с различным слоговым составом;

г) темп и плавность.

 

11. Понимание речи.

 

             12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении логопедической работы):

а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические занятия;

б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;

в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.

  Чтение:

а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий;

б) характеристика овладения техникой чтения;

в) ошибки при чтении;

г) понимание прочитанного.

 

14. Заключение логопеда.

 

В конце учебного года к речевой карте прилагается описание результатов работы с обучающимся за истекший год.

 

Приложение 3

      

Примерный список оборудования логопедического кабинета №

1. Парты

2. Стол канцелярский

3. Стул

4. Шкаф для пособий

5. Классная доска

6. Настенное зеркало для логопедических занятий 50х 100

7. Настольное зеркало размером 60 х 80

8. Зеркало для индивидуальной работы 9 х 12 (10 шт.)

9. Стенные часы

10. Настольная лампа

11. Халат

12. Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер (в зависимости от возможностей образовательного учреждения)

13. Умывальник, мыло, полотенце

14. Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата*

15. Разрезные азбуки и кассы к ним

16. Альбом с картинками для исследования произношения звуков

17. Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков

18. Книги — пособия с речевым материалом для закрепления . произношения разных звуков

19. Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжет­ные, серийные картинки и т.д.)

20. Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специаль­ные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания, и т.д.)

21. Учебники по русскому (родному) языку, книги с материалом для чтения, рассчитанные на обучающихся разных классов учреждения, методические и учебные пособия

 

*Логопедические зонды и шпатели должны быть индивидуальными При невозможности иметь индивидуальные зонды логопед должен иметь возмож­ность подвергать зонды кипячению после каждого использования

Примечание. Над стенным зеркалом должно быть электрическое освещение

 

Приложение 4

Схема отчета о работе логопеда за год *

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Наименование учреждения.

3. Общее количество обучающихся, страдающих недостатками речи по учреждению (с указанием дефекта).

4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на логопедические занятия (с указанием дефекта).

5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.

6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.

7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий (указать, сколько из них получили улучшения в речи и в чем они выражаются).

8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями. .

9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при методическом кабинете и др.).

 

 

*Данная схема является примерной.


 


Примерный перечень нормативно – правовых

Дата: 2018-11-18, просмотров: 220.