Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося.В случае необходимости учитель, воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).
Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.
При завершении логопедических занятий с обучающимися логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.
Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.
Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.
Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недостатками речи), и детально разъясняется как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы.
Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися.
Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так называемые логопедические минутки, составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.
Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепления словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.
Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом-психологом, так как занятия педагога-психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.
В конце учебного года логопед может проводить речевой утренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.
Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.
Контакт логопеда с врачом
Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.
Связь логопеда с родителями
Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.
Документация логопеда
В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год).
На основании материалов обследования обучающихся логопед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обучающихся с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно-наглядные пособия.
Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.
Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на логопедические занятия, речевую карту.
В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.
Приложение 1.
Примерная форма журнала учета обучающихся с недостатками речи
№ п/п | Фамилия, имя | Год рождения | Успеваемость по русскому (родному) языку | Недостаток речи | Дата зачисления на логопедические занятия | Дата завершен ия занятий |
Приложение 2.
Речевая карта
(Заполняется на каждого обучающегося)
1. Фамилия, имя/
2. Возраст.
3. Класс.
4. Жалобы учителя или родителей
.
5. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).
6. Заключение психолого – медико – педагогической комиссии.
7. Данные о ходе развития речи.
8. Состояние слуха, зрения.
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).
10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной речи):
а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире т.д.; правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи преимущественно употребляются);
б) грамматический строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений);
в) произношение и различение звуков: 1) произношение звуков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков); 2) различение звуков на слух; 3) произношение слов с различным слоговым составом;
г) темп и плавность.
11. Понимание речи.
12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении логопедической работы):
а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические занятия;
б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;
в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.
Чтение:
а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий;
б) характеристика овладения техникой чтения;
в) ошибки при чтении;
г) понимание прочитанного.
14. Заключение логопеда.
В конце учебного года к речевой карте прилагается описание результатов работы с обучающимся за истекший год.
Приложение 3
Примерный список оборудования логопедического кабинета №
1. Парты
2. Стол канцелярский
3. Стул
4. Шкаф для пособий
5. Классная доска
6. Настенное зеркало для логопедических занятий 50х 100
7. Настольное зеркало размером 60 х 80
8. Зеркало для индивидуальной работы 9 х 12 (10 шт.)
9. Стенные часы
10. Настольная лампа
11. Халат
12. Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер (в зависимости от возможностей образовательного учреждения)
13. Умывальник, мыло, полотенце
14. Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата*
15. Разрезные азбуки и кассы к ним
16. Альбом с картинками для исследования произношения звуков
17. Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков
18. Книги — пособия с речевым материалом для закрепления . произношения разных звуков
19. Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серийные картинки и т.д.)
20. Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания, и т.д.)
21. Учебники по русскому (родному) языку, книги с материалом для чтения, рассчитанные на обучающихся разных классов учреждения, методические и учебные пособия
*Логопедические зонды и шпатели должны быть индивидуальными При невозможности иметь индивидуальные зонды логопед должен иметь возможность подвергать зонды кипячению после каждого использования
Примечание. Над стенным зеркалом должно быть электрическое освещение
Приложение 4
Схема отчета о работе логопеда за год *
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Наименование учреждения.
3. Общее количество обучающихся, страдающих недостатками речи по учреждению (с указанием дефекта).
4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на логопедические занятия (с указанием дефекта).
5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.
6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.
7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий (указать, сколько из них получили улучшения в речи и в чем они выражаются).
8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями. .
9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при методическом кабинете и др.).
*Данная схема является примерной.
Примерный перечень нормативно – правовых
Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.