ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Письмо Минобразования России

 от 16 января 2002 г. № 03 – 51 – 5 ин/ 23 – 03

Приложение

к письму Минобразования России

 от 16 января 2002 г. № 03 – 51 – 5 ин/ 23 – 03

Методическое письмо об интегрированном воспитании

И обучении детей с отклонениями в развитии

в дошкольных образовательных учреждениях

Извлечение

Приложение 2

Перечень рекомендуемой документации

Для специалистов, участвующих в интегрированном

Воспитании и обучении дошкольников

С отклонениями в развитии

В настоящее время перечень необходимой документации, фор­ма ее ведения определяются как органом управления образовани­ем, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зави­симости от реализуемой образовательной программы. Представ­ленный ниже перечень разработан на основе многолетнего прак­тического опыта педагогических работников ДОУ и систематизи­рован.

 

I . Документация учителя-дефектолога

(логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

1. Личное дело каждого воспитанника.

2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).

3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).

4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).

5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).

6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.

 

В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

 

 



Организация логопедической службы

в дошкольных образовательных учреждениях

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В ДЕТСКОМ САДУ,

НЕ ИМЕЮЩЕМ В СВОЕЙ СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУПП

*Утверждено на заседании актива дефектологов

Оборудование логопедического кабинета

На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование.

1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной под­группе.

2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

3. Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

4. Зеркала 9x12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом за­нятии.

5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула - для ребенка и для учителя-лого­педа.

6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

7. Технические средства обучения.

8. Настенная касса букв.

9. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

10. Наглядный материал по развитию речи, систематизирован­ный и сложенный в специальные ящики.

11. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.

12. Различные речевые игры.

13. Методическая литература.

14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Документация и ее ведение

Для учета коррекционного процесса, который проводит учи­тель-логопед, предлагаются следующие виды документации:

  1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2 Журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет).

3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, ре­зультатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для вос­питателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).

6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.

8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения,  согласованный с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и на­глядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

  12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителя­ми начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.

Общие положения

1.1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

1.2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

1.3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации и органов уп­-
равления образованием по вопросам образования; Конвенцией оправах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией; должен знать возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомофизиологические и клинические основы дефектологии, методы и при­емы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников), нормативные и методические доку­менты по вопросам профессиональной и практической деятельности, программную методическую литературу по работе с обучающи­мися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом разви­тии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

II. Функции

2.1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и дру­гих отклонений в развитии психических процессов (памяти, мыш­ления, внимания и др.).

2.2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на про­филактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ,
родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).



IV. Права

4.1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4.2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых за­нятиях, проводимых с дошкольниками.

4.3. Повышать свою квалификацию.

4.5. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 № 1908.

4.6. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

 

V. Ответственность

5.1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное нака­зание вплоть до увольнения с должности.

5.3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

 

От 14 декабря 2000 г. № 2

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок органи­зации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразова­тельного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном уч­реждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим на­рушения в развитии устной и письменной речи (первичного ха­рактера), в освоении ими общеобразовательных программ (осо­бенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

-коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи
обучающихся;

-своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.


Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся:

- в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования;

-  и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в образовательном учреждении, находящемся в сельской ме­стности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке:

- общее недоразвитие речи разной степени выраженности;

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание;

- недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов ре­чевого аппарата (дизартрия, ринолалия);

- нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фо­нематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обу­чающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразова­тельных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на осно­ве обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регист­рируются по форме согласно Приложению 1. Зачисление в лого­педический пункт обучающихся из числа обследованных и заре­гистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городско­го общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельс­кого общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме соглас­но Приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производит­ся в течение всего учебного года после устранения у них наруше­ний в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (Приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществ­ляться во время уроков (кроме уроков русского языка и матема­тики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий оп­ределяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся,:

-с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; на­рушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

-с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных  звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных предста­вителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (неврологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-меди­ко-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учите­лям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспевае­мости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявле­ние обучающихся с первичной речевой патологией, комплекто­вание групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различ­ных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению
неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными уч­реждениями, со специальными (коррекционными) образо­вательными учреждениями для обучающихся, воспитанни­ков с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педа­гогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-ло­гопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в обще­образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (Приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложе­ние 5).

Заместитель Министра

Е.Е. Чепурных

 

 





Приложение I

к письму Минобразования России

От 14 декабря 2000 г. № 2

Приложение 2

к письму Минобразования России

От 14 декабря 2000 г. № 2

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося,

зачисленного в логопедический пункт)

 

  1. Фамилия, имя, возраст.
  2. Класс.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. Дата зачисления в логопедический пункт.
  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
  6. Жалобы учителей или родителей (законных представителей).
  7. Заключение психиатра.
  8. Состояние слуха.
  9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
  10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
  11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слогов с различным звуко – слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания:

     а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

    б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);

    в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

    г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя – логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

 

 

Приложение 3

к письму Минобразования России

От 14 декабря 2000 г. № 2

Предельная наполняемость

Типовое положение

С отклонениями в развитии

Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

- специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад;

- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

 



О специфике деятельности

Специальных (коррекционных)

образовательных учреждений I – VIII видов

Письмо Минобразования России

 от 4 сентября 1997 г. № 48

(с изменениями от 26 декабря 2000 г.)

(Извлечение)

Специальное (коррекционное)

 образовательное учреждение V вида

  1. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ним особенностей психического развития.
  2. Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.

В зависимости от местных условий коррекционное учреждение V вида может иметь в своем составе одно отделение.

 3. В 1 – е отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (ала лия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.

 4. Во 2 - е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

 5. В составе 1-го и 2-го отделений могут комплектоваться классы (группы) из воспитанников, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их речевого развития.

 6. В случае устранения речевого дефекта воспитанники коррекционного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого – медико - педагогической комиссии (консультации) переводятся в образовательное учреждение общего типа.

 7. Коррекционное учреждение V вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

 

В 1 – м отделении:

1-я ступень - начальное образование (нормативный срок освоения 4 - 5 лет);

2-я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);

Во 2-м отделении:

1-я ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

2-я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет).

 

8. На 1-й ступени общего образования обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у воспитанника умения и желания учиться. Воспитанники приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания.

На 2-й ступени общего образования развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые для полноценного включения в жизнь общества.

9. Для воспитанников, имеющих общее недоразвитие речи (I  - II уровень по классификации Р.Е. Левиной), может быть организован подготовительный класс. Прием детей в подготовительный класс осуществляется с 6 – 8 летнего возраста, в 1 класс – с 7 – 9 – летного возраста.

10. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня – до 12 человек.

11. Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения.

 

Заместитель министра


Е.Е. Чепурных


Рекомендации

Контакт логопеда с врачом

Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследо­вания для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эф­фективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.

 

Связь логопеда с родителями

Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родитель­ских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с деть­ми, в процессе которой предполагается организация правильно­го отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

 

Документация логопеда

В начале учебного года логопед планирует работу на год, вво­дя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год).

На основании материалов обследования обучающихся лого­пед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспек­тивные планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обучающихся с краткой характерис­тикой имеющихся нарушений речи, основная последователь­ность работы и ориентировочные сроки, учебно-наглядные по­собия.

Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.

Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, приня­тых на логопедические занятия, речевую карту.

В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, про­деланной за год.

 

 

Приложение 1.

 

Примерная форма журнала учета обучающихся с недостатками речи

 

№ п/п Фамилия, имя Год рождения Успеваемость по русскому (родному) языку Недостаток речи Дата зачисления на логопедические занятия Дата завершен ия занятий
             
             
             

 



Приложение 2.

Речевая карта

(Заполняется на каждого обучающегося)

 

 

1. Фамилия, имя/

 

2. Возраст.

 

3. Класс.

 

4. Жалобы учителя или родителей

.

5. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).

 

6. Заключение психолого – медико – педагогической комиссии.

 

7. Данные о ходе развития речи.

 

8. Состояние слуха, зрения.

 

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).

 

10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной речи):

а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире т.д.; правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи преимущественно употребляются);

б) грамматический строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений);

в) произношение и различение звуков: 1) произношение звуков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков); 2) различение звуков на слух; 3) произношение слов с различным слоговым составом;

г) темп и плавность.

 

11. Понимание речи.

 

             12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении логопедической работы):

а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические занятия;

б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;

в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.

  Чтение:

а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий;

б) характеристика овладения техникой чтения;

в) ошибки при чтении;

г) понимание прочитанного.

 

14. Заключение логопеда.

 

В конце учебного года к речевой карте прилагается описание результатов работы с обучающимся за истекший год.

 

Приложение 3

      

Примерный список оборудования логопедического кабинета №

1. Парты

2. Стол канцелярский

3. Стул

4. Шкаф для пособий

5. Классная доска

6. Настенное зеркало для логопедических занятий 50х 100

7. Настольное зеркало размером 60 х 80

8. Зеркало для индивидуальной работы 9 х 12 (10 шт.)

9. Стенные часы

10. Настольная лампа

11. Халат

12. Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер (в зависимости от возможностей образовательного учреждения)

13. Умывальник, мыло, полотенце

14. Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата*

15. Разрезные азбуки и кассы к ним

16. Альбом с картинками для исследования произношения звуков

17. Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков

18. Книги — пособия с речевым материалом для закрепления . произношения разных звуков

19. Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжет­ные, серийные картинки и т.д.)

20. Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специаль­ные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания, и т.д.)

21. Учебники по русскому (родному) языку, книги с материалом для чтения, рассчитанные на обучающихся разных классов учреждения, методические и учебные пособия

 

*Логопедические зонды и шпатели должны быть индивидуальными При невозможности иметь индивидуальные зонды логопед должен иметь возмож­ность подвергать зонды кипячению после каждого использования

Примечание. Над стенным зеркалом должно быть электрическое освещение

 

Приложение 4

Схема отчета о работе логопеда за год *

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Наименование учреждения.

3. Общее количество обучающихся, страдающих недостатками речи по учреждению (с указанием дефекта).

4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на логопедические занятия (с указанием дефекта).

5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.

6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.

7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий (указать, сколько из них получили улучшения в речи и в чем они выражаются).

8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями. .

9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при методическом кабинете и др.).

 

 

*Данная схема является примерной.


 


Примерный перечень нормативно – правовых

Учителя – логопеда

 в образовательных учреждениях.

 

В ДЕТСКОМ САДУ,

От 14 декабря 2000 г. № 2

4. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе.

(Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) А.В.Ястребова, Т.П. Бессонова 1996 г.

МО РФ Республиканский институт повышения квалификации работников образования

5. Организация логопедической службы в специальных общеобразовательных учреждениях

Типовое положение

С отклонениями в развитии

Специальное (коррекционное)

 образовательное учреждение V вида

7. Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

Письмо Минобразования России

 от 20 июня 2002 г. № 29/2194 – 6



Примерный перечень нормативно – правовых

Учителя – логопеда

 в образовательных учреждениях.

 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании образовании»

Конвенция о правах ребенка.

В ДЕТСКОМ САДУ,

С отклонениями в развитии

В настоящее время перечень необходимой документации, фор­ма ее ведения определяются как органом управления образовани­ем, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зави­симости от реализуемой образовательной программы. Представ­ленный ниже перечень разработан на основе многолетнего прак­тического опыта педагогических работников ДОУ и систематизи­рован.

 

От 14 декабря 2000 г. № 2

  1. Цель и задачи логопедического пункта образовательного учреждения.
  2. Организация работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.
  3. Должностные инструкции учителя – логопеда.
  4. Приложения (документация учителя - логопеда)

6. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе.

(Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) А.В.Ястребова, Т.П. Бессонова 1996 г.

МО РФ Республиканский институт повышения квалификации работников образования

I. Характеристика нарушений устной и письменной речи учащихся

II. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи.

III. Организация логопедической работы.

IV. Учитель - логопед

7. Организация логопедической службы в специальных общеобразовательных учреждениях

Типовое положение

С отклонениями в развитии

Специальное (коррекционное)

 образовательное учреждение V вида

1. Организация деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

9. Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

Письмо Минобразования России

 от 20 июня 2002 г. № 29/2194 – 6

(Извлечение)

  1. Обследование речи обучающихся и отбор их для логопедических занятий.
  2. Организация и проведение логопедических занятий.
  3. Контакт логопеда с учителями, воспитателями, педагогом – психологом.
  4. Контакт логопеда с врачом.
  5. Связь логопеда с родителями.
  6. Документация логопеда.
  7. Приложения.

 


 

 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ


В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Приказ Минздрава России и Минобразования России

От 30 июня 1992 г. № 186/ 272

(Извлечение)

…5.1 Переработать программы подготовки педагогических кадров, внести в них вопросы охраны здоровья детей, психолого – медико – педагогической реабилитации….

 

 

… 6.4. Обеспечить совместную работу педагогического и медицинского персонала образовательных учреждений в проведении лечебно – оздоровительных мероприятий. …

Приложение 1

К приказу Минздрава России

 и Минобразования России

От 30.06.1992 г. № 186/272

Доврачебный этап (скрининг

Специализированный этап

педиатр Педагог,  психолог

1

2 3 4 5

Перед поступлением в ДОУ

Средний медработник лечебно – профилактического учреждения Осмотр с анализом данных скрининг – теста и лабораторного обследования. Распределение по группам здоровья Рекомендации по режиму адаптации в ДОУ Невролог, окулист, отоларинголог, хирург – ортопед, стоматолог, логопед (с 3лет), по показаниям психиатр и другие специалисты

За год до поступления в школу

Средний медработник ДОУ Осмотр с анализом данных скрининг – теста и лабораторного обследования Определение функциональной готовности к обучению в школе Невролог, окулист, отоларинголог, хирург – ортопед, стоматолог, по показаниям логопед, психиатр

Профессиональная ориентация

1

2

3 4 5

Пубертатный период (14 – 15 лет)

Средний медработник школы Врачебно – профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкоматы Педагог, психолог, врачебно – профессиональная консультация Логопед

Перед

окончанием образовательного учреждения

Средний медработник школы Врачебно – профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкоматы Педагог, психолог, врачебно – профессиональная консультация Логопед            

Осмотр логопеда

Вид деятельности Затраты времени Дополнительные обследования по показаниям

Обследование детей

С недоразвитием речи 30 мин Консультации психиатра, отоларинголога
С задержкой речевого развития 30 мин Консультации отоларинголога
С дислалией и ФФП 20 мин Консультации отоларинголога
С заиканием 30 мин Консультации психиатра
С дизартрией 20 мин Консультации психиатра, отоларинголога
С ринолалией 30 мин Консультации психиатра
С дисграфией 40 мин Консультации психиатра

ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Письмо Минобразования России

 от 16 января 2002 г. № 03 – 51 – 5 ин/ 23 – 03

Приложение

к письму Минобразования России

 от 16 января 2002 г. № 03 – 51 – 5 ин/ 23 – 03

Дата: 2018-11-18, просмотров: 225.