Тема: Средства, действующие в области афферентного отдела пе-риферической нервной системы. Вяжущие, обволакивающие, адсорби-
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

рующие и раздражающие лекарственные средства. Местные анестетики. З Защита рефератов. Мотивационная характеристика темы:

Местные анестетики вызывают обратимую потерю чувствительности. В первую очередь они устраняют чувство боли, при углублении анестезии выключается температурная и другие виды чувствительности, в последнюю очередь – рецепция на прикосновение и давление. Небольшие оперативные вмешательства проводят под местной анестезией, при этом необходимо вы-бирать местные анестетики менее токсичные и более эффективные.

Вяжущие средства относят к противовоспалительным средствам мест-ного действия. Их применяют при воспалительных процессах слизистых оболочек и кожи. Обволакивающие средства, покрывая слизистые оболочки, препятствуют раздражению окончаний чувствительных нервов. Их приме-няют в основном при воспалительных процессах желудочно-кишечного трак-та. Адсорбирующие средства представляют собой порошкообразные вещест-ва с большой адсорбционной поверхностью. При нанесении на кожу или сли-зистые оболочки они адсорбируют на своей поверхности химические соеди-нения и тем самым предохраняют окончания чувствительных нервов от их

 

 

раздражающего действия. Их применяют при отравлениях, метеоризме. Раз-дражающие средства воздействуют стимулирующим образом на окончания чувствительных нервов кожи и слизистых оболочек и назначают раздра-жающие вещества с двумя целями. Во-первых, для подавления ощущений боли в области пораженного органа. Это так называемое ”отвлекающее” дей-ствие. Во-вторых, для улучшения трофики внутренних органов, вовлеченных в патологический процесс.

 

 

Цель обучения: изучить фармакокинетику и фармакодинамику мест-ных анестетиков, вяжущих, обволакивающих, адсорбирующих и раздра-жающих лекарственных препаратов, сравнительную характеристику различ-ных групп препаратов, их побочные эффекты.

 

 

Студент должен знать: анатомо-физиологические особенности сердеч-но-сосудистой системы, ЦНС, анатомо-физиологические особенности орга-нов дыхания, печени и почек, анатомо-физиологические особенности лекар-ственных средств, которые избирательно возбуждают окончания чувстви-тельных нервов кожи и слизистых оболочек и не повреждают окружающие ткани.

 

 

Студент должен уметь:

1.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных препаратов по теме. 2.Распределять лекарственные препараты по фармакотерапевтическим

группам в зависимости от их эффектов и показаний к применению. 3.Отметить особенности в назначении и отмене препарата, производить

замену одного препарата другим.

 

 

Теоретические вопросы к занятию: 1. Дать определение местной анестезии.

2. Классификация местноанестезирующих препаратов по видам анестезии и по химической структуре.

3. Требования, предъявляемые к местным анестетикам. 4. Механизм действия местных анестетиков.

5. Нежелательные эффекты местных анестетиков.

6. Перечислить местные анестетики, обладающие антиаритмическим дей-ствием, их влияние на сердце.

7. Перечислить местные анестетики, которые являются производными парааминобензойной кислоты.

8. Классификация, механизм действия вяжущих препаратов, применение в медицине.

9. Обволакивающие лекарственные препараты, механизм их действия, их характеристика.

10. Адсорбирующие и раздражающие препараты, механизм их действия, применение в медицине.

 

 

Вопросы для самообучения и самоподготовки. Ответы запишите в тет-радь для самоподготовки

1. Препарат, который применяется при проводниковой анестезии 2. Препарат, который применяется при терминальной анестезии

3. Препараты, которые входят в группу универсальных местных анесте-тиков.

4. Местный анестетик, обладающий антиаритмическим действием

5. Местные анестетики, которые входят в группу эстеров (сложные эфи-ры)

6. Местные анестетики, которые входят в группу замещенных амидов

7. Перечислить препараты, потенцирующие действие местных анестети-ков

8. Перечислите местные анестетики, которые нельзя сочетать с сульфа-ниламидными препаратами

9. Местный анестетик, который из-за токсичности противопоказан детям до 10 лет

10.Местный анестетик, который проникает через плацентарный барьер, противопоказан беременным

 

 

Определить препарат. Установить соответствие:

а) прокаин, б) лидокаин, в) тетракаин, г) артикаин, д) ропивакаин, е) на-стойка полыни, ж) раствор аммиака, з) крахмальная слизь

1. Препарат, расширяющий кровеносные сосуды 2. Препарат не влияет на тонус сосудов

3. Препарат, вызывающий паралич ДЦ при резорбтивном действии 4. Местный анестетик, который оказывает гипотензивное действие 5. Кислотоустойчивый - местный анестетик

6. Аллергенные местные анестетики 7. Неаллергенные местные анестетики

8. Местный анестетик, применяемый в глазной практике

9. Препарат, применяемый для рефлекторной стимуляции дыхания при обмороке

10. Антисептик для обработки рук хирурга

11. Препарат, обладающий антиаритмическим действием при желудочко-вых аритмиях в острую фазу инфаркта миокарда.

12. Препарат, обволакивающий слизистую желудка и защищающий от раздражающего воздействия лекарственных веществ.

 

Вопросы и задания для самоподготовки:Знать препараты:

Местные анестетики

 

артикаин (ультракаин)   ропивакаин (наропин)   лидокаин (ксикаин)   прокаин (новокаин)  

тетракаин (дикаин)

 

Вяжущие препараты

 

висмута субнитрат   отвар коры дуба  

танин

 

Обволакивающие препараты

 

слизь из крахмала

 

Адсорбирующиепрепараты

 

уголь активированный

 

Раздражающие препараты

 

масло терпентинное очищенное   ментол  

раствор аммиака (нашатырный спирт)

 

Горечи

 

настойка полыни

 

 

 

Уметь выписывать: раствор лидокаина в ампулах для проводниковой анесте-зии.

Н А З В А НИ Е   ЛЕКАРСТВЕННА Я ФОРМА   П УТ Ь В ВЕДЕН И Я  
Лидокаин (Lidocainum)   ампулы, 2% раствор 2 мл №5.   периневрально по 10 или 20 мг/мл  

 

 

Рекомендованная литература: Основная:

1. Д.А Харкевич. Фармакология – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, 696 с. Дополнительная:

1.Машковский М.Д. «Лекарственные средства». – 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Новая волна», 2008, 1206 с. 2.Венгеровский. А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: Учебное пособие – 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 704 с. 3.Слободенюк Е.В., Дьяченко С.В. Курс лекций по фармакологии (часть 1) – Хабаровск, издательство ДВГМУ, 2008, 315 с.

4. Крылов Ю. Ф., Бобырев В. М. Фармакология: учебник по фармакологии для студентов стоматологических факультетов. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 352 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11

Тема занятия. итоговое занятие по разделу

«Вегетотропные лекарственные средства».

 

Практическое занятие 12

Тема: Средства для наркоза. Этиловый спирт. Мотивационная характеристика темы:

Анестезиология, как и вся медицина в целом, находится в состоянии динамического развития. Несмотря на широкий выбор препаратов этой груп-пы, частота побочных эффектов при их применении остается высокой, это обусловлено нерациональным назначением этих лекарственных средств без учета основных параметров фармакодинамики и фармакокинетики.

Крупные хирургические операции под общим наркозом могут привести к серьезным иммунным нарушениям, поэтому назначение этих лекарствен-ных средств должно проводиться с учетом фармакокинетики и фармакоди-намики.

 

 

Цель занятия: изучить фармакодинамику и фармакокинетику препара-тов для наркоза, сравнительную характеристику различных групп препара-тов, их побочные, эффекты, формы выпуска.

 

 

Студент должен знать:

1. Анатомо-физиологические особенности ЦНС, сердечно сосудистой систе-мы, функциональные параметры: сократимости, возбудимости, проводимо-сти, автоматизма. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и почек.

2. Латинский язык: уметь выписывать рецепты изучаемых препаратов, знать их синонимы.

 

 

Студент должен уметь:

1. Ориентироваться в номенклатуре лекарственных препаратов по теме.

2. Распределять лекарственные препараты по фармакотерапевтическим груп-пам в зависимости от их эффектов и показаний к применению.

3. Отметить особенности в назначении и отмене препарата (там, где это необ-ходимо), производить замену выписанного препарата другим.

4. Знать форму выпуска изучаемых препаратов.

 

 

Теоретические вопросы к занятию:

1. Дать определение наркозу и указать виды наркоза, стадии наркоза. 2. Указать требования, предъявляемые к наркозным средствам.

3. Дать определение наркотической широте. 4. Классификация препаратов для наркоза.

5. Дать характеристику основным группам наркозных препаратов. 6. Указать механизмы действия наркозных препаратов.

7. Указать нежелательные эффекты препаратов для наркоза.

8. Указать наркозные препараты, повышающие чувствительность миокарда к эндогенным катехоламинам.

 

 

9. Указать способы введения препараты для неингаляционного наркоза. 10. Дать определение нейролептаналгезии, премедикации.

11. Этиловый спирт, его медицинские и социальные аспекты.

 

 

Вопросы для самообучения и самоподготовки. Ответы запишите в тет-радь для самоподготовки

1. Препараты для неингаляционного наркоза продолжительностью действия 3-5 минут.

2. Препарат для наркоза, который в послеоперационном периоде дает пнев-монию.

3. Препарат для ингаляционного наркоза, который не обладает взрыва - и ог-неопасным действием.

4. Препараты для неингаляционного наркоза продолжительностью действия 20-30 минут.

5. Наркозные средства, повышающие чувствительность миокарда к эндоген-ным катехоламинам.

6. Наркозные средства, возбуждающие n.Vagus, дающие брадикардию.

7. Препараты для неингаляционного наркоза продолжительностью действия 90-120 минут.

8. Препарат, аналог галотана, который не вызывает сенсибилизации миокар-да к эндогенным катехоламинам.

9. Препараты для ингаляционного наркоза, который в донаркозных концен-трациях обладает обезболивающим действием.

10. Препарат для ингаляционного наркоза, который не дает полного расслаб-ления скелетной мускулатуры.

 

 

Определить препарат. Установить соответствие:

а) галотан, б) эфир, в) пропофол, г) кетамин, д) тиопентал Na, е) этиловый спирт, ж) Na оксибутират

1. Препарат, обладающий сосудорасширяющим действием, снижает арте-риальное давление.

2. Препарат, повышающий артериальное давление. 3. Препарат не угнетает ДЦ, СДЦ.

4. Препарат для неингаляционного наркоза незначительно повышает ар-териальное давление.

5. Препарат, применяемый при гипоксическом отеке мозга и сетчатки глаза.

6. Препарат для наркоза, который можно вводить энтерально, парэнте-рально и ректально.

7. Наркозное средство, у которого очень маленькая наркотическая широ-та, поэтому, как самостоятельное наркозное средство не используется.

 

 

Вопросы и задания для самоподготовки:Знать препараты:

Препараты для наркоза

 

азота закись   пропофол (диприван, рекофол)   галотан (фторотан)   тиопентал   кетамин (кеталар, калипсол)   энфлуран   этиловый спирт   тетурам  

 

 

Рекомендованная литература: Основная:

1. Д.А Харкевич. Фармакология – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, 696 с. Дополнительная:

1.Машковский М.Д. «Лекарственные средства». – 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Новая волна», 2008, 1206 с. 2.Венгеровский. А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: Учебное пособие – 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 704 с. 3.Слободенюк Е.В., Дьяченко С.В. Курс лекций по фармакологии (часть 1) – Хабаровск, издательство ДВГМУ, 2008, 315 с.

4. Крылов Ю. Ф., Бобырев В. М. Фармакология: учебник по фармакологии для студентов стоматологических факультетов. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 352 с.

Практическое занятие № 14

Дата: 2018-11-18, просмотров: 565.