Правильное и неправильное использование пустышки: история Квинси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В главе 4 я подчеркивала, что грань между правильным и неправильным использованием пустышки очень тонка. Если ребенку уже исполнилось шесть-семь недель, можно забирать у него пустышку, как только заснет, если он сам ее не выронит. И если я вижу, что малыш в возрасте трех месяцев или старше просыпается и плачет, лишившись пустышки, то сразу понимаю: родители совершили ошибку – и вспоминаю полугодовалого Квинси. Его родители обратились ко мне, потому что он все еще просыпался среди ночи и только пустышка могла его успокоить. Я вникла в проблему и убедилась в правильности первоначальной догадки: если Квинси выплевывал пустышку, родители упорно совали ее обратно. Неудивительно, что он привык к присутствию пустышки во рту и немедленно просыпался, если переставал ее чувствовать. Я изложила родителям план спасения сна Квинси – полный отказ от пустышки. И в тот же вечер, когда он расплакался, я не стала давать ему пустышку, а поглаживала, пока он не успокоился. На следующий вечер поглаживать пришлось меньше. Всего через три ночи Квинси стал спать гораздо лучше, потому что нашел способ успокаиваться сам – стал сосать собственный язык. Теперь он прихлюпывал во сне, как утенок Дональд, зато днем чувствовал себя гораздо лучше.

 

Итак, всякий раз, как ПАСС-режим подводит вас к первому «С», выполняйте вышеописанные правила – большинству младенцев этого достаточно, чтобы у них возникли положительные ассоциации со сном. Пусть малыша ведут в страну снов одни и те же привычные шаги, поскольку для него предсказуемость означает безопасность. Вы сами удивитесь, как быстро ваша кроха освоит навыки, необходимые для разумно организованного сна. Она даже будет ждать времени отхода ко сну, ведь это так приятно, и после сна чувствуешь себя гораздо бодрее. Конечно, проблем не избежать: например, если малышка переутомилась, если у нее режутся зубки или поднялась температура (см. раздел «Нормальные проблемы со сном»). Но такие дни станут исключением из правила.

Помните, для того чтобы заснуть по-настоящему, ребенку нужно 20 минут, и ни в коем случае не пытайтесь ничего ускорить. Вы только нарушите естественный процесс засыпания, и малышка разнервничается. Скажем, если громкий звук, собачий лай или захлопнувшаяся дверь – да что угодно – потревожит ее на третьей фазе, она не заснет, а наоборот, проснется, и все придется начинать сначала. То же самое происходит и со взрослыми, когда они вот-вот заснут, и вдруг телефонный звонок нарушает тишину. Если человек раздражен или взвинчен, ему бывает трудно снова задремать. Младенцы – тоже люди! Они точно так же нервничают, цикл засыпания начинается с нуля, а вам приходится ждать еще 20 минут, когда ваше чадо погрузится в глубокий сон.

 

Если вы упустили «окно»

 

Если ребенок совсем еще мал и вы не успели хорошенько изучить его плач и язык тела, более чем вероятно, что вам не всегда удастся среагировать на первый, второй или третий его зевок. Если у вас «ангел» или «учебник», ничего страшного – этим деткам достаточно капельки внимания и ласки, чтобы быстро прийти в норму. Но с младенцами других типов, особенно с «мимозами», полезно иметь в загашнике пару-тройку хитростей на случай, если вы проглядели фазу один, – ведь малыш вот-вот переутомится. Да и внезапный шум или другие помехи в любой момент могут нарушить естественный процесс засыпания, и, если младенец сильно обеспокоится, ему потребуется ваша помощь.

 

 

Большинство проблем со сном случаются из-за того, что…

Перед тем как ложиться спать:

• младенца кормят;

• с младенцем гуляют;

• младенца укачивают на руках или в люльке;

• младенцу разрешают заснуть на груди у взрослого;

• или когда младенец спит, родители подбегают к нему на любой всхлип. Возможно, он бы уснул сам, но они – пусть из лучших побуждений – приучают ребенка к тому, что самому ничего делать не нужно, родители всегда придут на помощь.

 

Прежде всего, я скажу вам, чего не следует делать ни в коем случае: не укачивайте. Не расхаживайте с ребенком по комнате, не трясите его слишком энергично. Помните, он и так уже перевозбужден . Он плачет, потому что с него хватит стимулов и плач помогает отвлечься от звуков и от света. Вам ни к чему еще больше подхлестывать активность его нервной системы. Более того, именно с этого обычно и начинается формирование дурных привычек. Мама или папа носят чадо на руках или укачивают, чтобы помочь уснуть. Когда его вес перевалит за 6,5 кг, они пытаются заставить его засыпать без этих «костылей». Разумеется, ребенок протестует, словно говоря: «Нет уж, дорогие мои, мы так не делаем. Вы меня всегда укачиваете».

Если вы не хотите попасть в этот порочный круг, делайте следующее, чтобы помочь ребенку успокоиться и отключиться от внешних раздражителей.

 

Пеленание . После долгих месяцев в эмбриональном положении новорожденный не привычен к открытому пространству. К тому же он пока не знает, что его ручки и ножки – часть его самого. Переутомленному младенцу необходимо придать неподвижное положение, потому что он ужасно пугается при виде беспорядочно движущихся конечностей – ему кажется, это кто-то посторонний что-то против него замышляет. Кроме того , эти впечатления дополнительно нагружают и без того перевозбужденную нервную систему. Пеленание – один из древнейших приемов, помогающих новорожденному успокоиться. Оно может казаться старомодным, но и современные научные исследования подтверждают его эффективность. Чтобы правильно запеленать младенца, сложите по диагонали квадратную пеленку. Положите ребенка на получившийся треугольник так, чтобы сгиб оказался примерно на уровне его шеи. Положите одну ручку ребенка ему на грудь под углом 45º и плотно оберните тело соответствующим углом пеленки. Повторите с другой стороны. Я рекомендую такое пеленание в течение первых шести недель жизни. По прошествии седьмой недели, когда малыш делает первые попытки засунуть ручки в рот, нужно предоставить ему такую возможность. Согните его руки в локтях и оставьте ладошки незапеленутыми, поближе к его лицу.

 

Успокаивающие прикосновения . Пусть младенец знает, что вы рядом и всегда готовы ему помочь. Ритмично похлопывайте его по спинке, имитируя удары сердца. Можете также повторять «ш-ш… ш-ш… ш-ш…» – это напомнит малышу те звуки, которые он слышал в утробе. Низким, успокаивающим голосом шепчите ему на ухо: «Все хорошо» или «Ты просто поспишь». Некоторое время после того, как уложите младенца в кроватку, продолжайте делать то, что делали, пока держали его на руках, – похлопывать, шептать. Переход с ваших рук в собственную постель станет менее резким.

 

Устраните зрительные раздражители . Визуальные раздражители – свет, движущиеся объекты – мучительны для переутомленного младенца, особенно для «мимозы». Поэтому мы притеняем комнату, прежде чем положить ребенка в кроватку, но некоторым детям этого недостаточно. Если ваш ребенок уже лежит, поместите ладонь у него над глазами – не кладите на глаза, – чтобы отгородить его от визуальных стимулов. Если вы еще держите его, постойте неподвижно в полутьме, а с сильно перевозбужденным ребенком – в совершенно темном помещении.

 

Не идите у ребенка на поводу . С переутомленным младенцем родителям очень непросто справиться. Нужны бесконечное терпение и решимость, особенно если дурное поведение при засыпании уже вошло в привычку. Ребенок хнычет, родители продолжают поглаживать его, плач становится громче. Перегруженный стимулами младенец плачет по нарастающей, пока не дойдет до оглушительного вопля – предельно ясного: «У меня больше нет сил!» Тут он переводит дух, и все начинается заново. Обычно нарастание плача происходит трижды, пока, наконец, ребенок не успокоится. Но уже на втором заходе у многих родителей не выдерживают нервы, и они в отчаянии возвращаются к привычному «лекарству», будь то укачивание, предложение груди или ужасное трясущееся кресло.

Тут и коренится проблема. Пока вы продолжаете вмешиваться, ребенок нуждается в вашей помощи, чтобы уснуть. Чтобы у младенца сформировалась зависимость от «костыля», много времени не нужно – достаточно нескольких раз, ведь у него пока совсем короткая память. Неправильное начало – и каждый день, когда вы повторяете свою ошибку, будет закреплять нежелательное поведение малыша. Ко мне часто обращаются с просьбой о помощи, когда вес ребенка достигает 6–7 кг и трясти его на руках становится обременительно. Самые серьезные проблемы возникают, когда ребенку исполняется полтора-два месяца. Я всегда говорю родителям: «Вы должны понять, что происходит, и принять на себя ответственность за дурные привычки ребенка, поскольку вы их создали. А дальше будет самое трудное: наберитесь решимости и настойчиво прививайте малышу новые, правильные поведенческие навыки». (Подробнее о формировании дурных привычек см. в главе 9.)

 

 

Запомните: приучать к независимости не значит пренебрегать!

 

Я никогда не оставлю без внимания плачущего ребенка. Я ведь воспринимаю себя как его «переводчика»! Кто же переведет на взрослый язык, о чем он просит, если не я? В то же время я считаю излишним держать на руках или нянчить ребенка, после того как его потребность удовлетворена. Как только он успокоился, положите его. Так вы сделаете ему бесценный подарок – воспитаете в нем независимость.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1151.