Подобно взрослым, усталые младенцы зевают, им труднее сосредоточиться. По мере взросления ребенка его растущее тело находит новые способы показать, что малышу нужен отдых.
С обретением контроля над головой сонный ребенок отворачивается от предметов или людей, словно пытаясь отгородиться от мира. Если взять его на руки, он уткнется лицом вам в грудь. Ручки и ножки совершают непроизвольные движения.
С обретением контроля над конечностями усталый ребенок может тереть глаза, хватать себя за уши, царапать лицо.
С обретением способности передвигаться усталый ребенок становится заметно менее скоординированным, теряет интерес к игрушкам. Если поднять его на руки, он выгибает спину и запрокидывает голову. В кроватке ребенок может забиться в угол и уткнуться в него головой. Бывает, ребенок перекатится на один бок и «застревает» в этом положении, потому что не может перекатиться обратно.
С обретением способности ползать и/или ходить у уставшего ребенка страдает в первую очередь координация. Он падает, когда пытается подняться, пошатывается или натыкается на вещи на ходу. Поскольку ребенок уже контролирует все тело, нередко он цепляется за взрослого, пытающегося его уложить. Он может подниматься на ножки в кроватке, но зачастую не способен сообразить, как снова опуститься, и стоит, пока не свалится.
Совет. Не приглашайте гостей на то время, когда укладываете ребенка спать. Это не представление. Ребенок хочет во всем участвовать. Он видит гостей и знает, что они пришли его навестить: «Ух ты, новые лица! Можно порассматривать, поулыбаться! И что же, мамочка и папочка думают, я усну и все это пропущу? Ну уж нет!»
Сначала в кровать, потом в страну сновидений . Многие уверены, что ребенка можно уложить в кроватку, только когда он уснет. Это ошибка. Укладывайте малышку в начале третьей фазы – нет лучшего способа помочь ей научиться засыпать самостоятельно. Есть и другая причина: подумайте, что чувствует кроха, заснув у вас на руках или в раскачивающемся приспособлении, а проснувшись почему-то в кроватке. Представьте, что я дождусь, когда вы заснете, и вытащу вашу кровать из спальни в сад. Вы просыпаетесь и понять ничего не можете: «Где это я? Как я здесь очутился?» Только, в отличие от вас, младенец не может сделать умозаключение: «Ах, понятно, кто-то выволок меня сюда, пока я спал». Ребенок будет дезориентирован, даже испуган. В конце концов, он перестанет чувствовать себя в безопасности в собственной постели.
Укладывая ребенка в кроватку, я всегда произношу одни и те же слова: «Сейчас я тебе положу, и ты будешь спать. Ты знаешь, как это здорово и как чудесно ты потом себя чувствуешь». И пристально наблюдаю за малышкой. Прежде чем улечься, она может забеспокоиться, особенно когда вздрагивает всем телом, что характерно для третьей фазы засыпания. Не надо тут же подхватывать чадо на руки. Некоторые дети успокаиваются сами и засыпают. Но, если малышка плачет, мягко и ритмично похлопывайте ее по спинке – пусть чувствует, что она не одна. Однако помните: как только она перестанет возиться и хныкать, нужно сразу же перестать гладить ее. Если делать это дольше, чем ей действительно нужно, она начнет ассоциировать поглаживания-похлопывания с засыпанием и уже не сможет без этого заснуть.
Совет. Обычно я рекомендую укладывать младенца на спину. Но можно устроить его и на боку, подперев двумя скрученными в валики полотенцами или специальными клинообразными подушками, которые продаются в большинстве аптек. Если ребенок спит на боку, следите, чтобы сторона менялась.
Если дорога в страну сновидений оказалась ухабистой, дайте ребенку пустышку . Мне нравится пользоваться пустышкой в первые три месяца жизни новорожденного – в период, когда мы формируем заведенный распорядок дня. Это избавляет мать от необходимости заменять пустышку собственным присутствием. В то же время я всегда предупреждаю, что пустышкой нельзя пользоваться бесконтрольно – она не должна превратиться в «костыль». При разумном подходе родителей к этому вопросу младенец самозабвенно сосет минут шесть-семь, затем сосательные движения замедляются, и, в конце концов, пустышка выпадает изо рта. Ребенок уже потратил на сосание столько энергии, сколько нужно, чтобы сбросить напряжение, и благополучно отбывает в царство сна. В этот момент некоторые взрослые из самых добрых побуждений подходят со словами: «Ах, бедняжечка, потерял свою сосочку!» – и суют ее обратно. Не делайте этого! Если крохе нужна пустышка, чтобы сон не прерывался, он даст вам об этом знать – начнет хныкать и издавать булькающие звуки.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 834.