Младенцам нравится музыка, но и она должна подходить по возрасту. Поэтому в конце моих занятий по программе «Мама и я» обязательно звучит музыка.
До трех месяцев: только колыбельные – приятные, успокаивающие мелодии, никаких детских песенок с бренчанием и звоном. Я предпочитаю подборку «Колыбельные в подарок ребенку» (A Child's Gift of Lullabies), которая продается на CD и кассетах. Если у вас приятный голос, не сомневайтесь, пойте собственную колыбельную.
Три-шесть месяцев: в конце занятия я ставлю только одну песню, что-нибудь из простых общеизвестных детских песенок (например, Eensy Weensy Spider, The Wheels on the Bus, Baa Baa Black Sheep, I'm a Little Teapot).
Шесть-девять месяцев: я ставлю три песенки из числа вышеперечисленных – каждую только по разу.
Девять месяцев – год: я добавляю новую песню, всего их становится четыре, и ставлю каждую по два раза. Теперь мы можем дополнить исполнение песенки жестами.
Если хотите купить новорожденной крохе игрушку, выберите womb-box – это устройство помещается в кроватку и воспроизводит звуки, которые ребенок слышал в утробе матери. Его можно приобрести еще до появления малыша на свет. В отношении новорожденных я рекомендую ограничиться одной-двумя игрушками в кроватку. Когда он перестанет на них смотреть, поворачивайте их. Помните о воздействии разных цветов на нервную систему: основные цвета возбуждают младенцев, пастельные успокаивают. В определенный момент времени выбирайте предметы, цвет которых вызывает желаемый эффект. Например, если хотите, чтобы младенец уснул, не давайте ему рассматривать черно-красную карточку.
Младенец начинает управлять головой и шеей . К тому времени, когда ваша кроха научится поворачивать голову – обычно это происходит в течение второго месяца жизни – и двигать ею из стороны в сторону, а может, и приподнимать ее немного (как правило, к третьему месяцу), она начинает лучше фокусировать взгляд. Можно заметить, как она рассматривает свою ладошку. Во время научных исследований удалось установить, что младенцы в возрасте одного месяца уже могут повторять мимику взрослого – если им показать язык, ребенок тоже высунет язык, если открыть рот, ребенок сделает то же самое. Теперь самое время купить съемный мобиль на липучке, который можно будет перевешивать из колыбельки в манеж. Насколько я знаю, это первая вещь, которую родители покупают для новорожденного, но пока ребенку не исполнилось два месяца, мобиль – просто бесполезное украшение. Младенцам нравится поворачивать голову (чаще всего вправо), поэтому незачем помещать мобиль прямо над ними, но и не надо отодвигать его от глаз ребенка дальше, чем на 35 см. В возрасте около восьми недель зрение ребенка становится трехмерным. Тело малышки распрямляется, ладошки большую часть времени остаются открытыми. Она хватает саму себя за руки, но чаще всего случайно. Ее память развивается, и она может предвосхитить, что произойдет в ближайшем будущем. Двухмесячные дети уже сохраняют определенные воспоминания о предыдущем дне. Совсем скоро она станет ерзать от удовольствия, увидев вас, и следить взглядом за вашими перемещениями по комнате.
Если от рождения до четырех недель новорожденных забавляли прямые линии, то к восьми неделям они начинают улыбаться при виде картинок и лиц. Обновите свой набор самодельных карточек: нарисуйте извилистые линии, круги, простые картинки – домик, улыбающуюся рожицу. Можете подвесить в кроватке крохи зеркальце – улыбаясь, она будет видеть в нем свою улыбку. Но помните: хотя ей нравится рассматривать разные вещи, она пока не имеет возможности самостоятельно удалиться от предмета, который перестал ее интересовать. Будьте чутки. Услышали недовольные, раздраженные звуки – значит, она говорит вам: «С меня хватит». Придите к ней на помощь, прежде чем переутомленный ребенок разразится безудержным ревом.
Ребенок тянется к предметам и хватает их . Способность дотягиваться и хватать проявляется, как правило, в возрасте от трех до четырех месяцев, и с этого времени ребенка увлекает и занимает почти все – включая собственные конечности. И все, что он ухватил, отправляется прямиком в рот. Ваш малыш уже способен поднимать подбородок и издавать булькающие звуки. Его любимая забава – вы сами, но сейчас ему подойдут и простые игрушки, с которыми легко управляться, такие как погремушки и другие безопасные предметы, которые издают разные звуки или приятны на ощупь, вроде поролоновых бигуди. Младенец становится настоящим исследователем, и если ему удается добиться какого-то результата, он просто в восторге. Понаблюдайте, как ваш кроха трясет погремушкой – глаза у него расширяются. Теперь он понимает связь между причиной и следствием, а значит, любой предмет, издающий какой-то звук, позволяет ему почувствовать себя победителем. Сейчас он несопоставимо восприимчивей, чем был совсем недавно, – слыша его приветливое гуление, вы будете на седьмом небе! – и отныне эта его способность реагировать, откликаться развивается не по дням, а по часам. А еще он знает, как добиться вашего внимания, когда он слишком устал. Он бросит игрушку и недовольно заквохчет или отрывисто расплачется.
Ребенок может переворачиваться . Способность перекатываться на бок, обретаемая в тот или иной момент с конца третьего и до конца пятого месяцев жизни, – это первый шаг младенца к подвижности. Вы и глазом моргнуть не успеете, а ваша детка уже переворачивается с боку на бок. Сколько новых развлечений! Она все еще любит звучащие игрушки, но теперь ей можно давать и предметы повседневного обихода, например ложку. Подобные простые вещи – источник бесчисленных увеселений. Дайте ей пластмассовую тарелку – и наблюдайте, как она вертит ее так и эдак, отбрасывает и хватает снова. Это маленький ученый, продолжающий свои изыскания. Ей понравится играть с маленькими геометрическими фигурами – кубиками, шариками, пирамидками. Хотите верьте, хотите нет, но когда она мусолит их во рту, то узнает, как они устроены и чем отличаются друг от друга. Как установили ученые, даже очень маленькие дети получают информацию о форме предметов, помещая их в рот. В исследовании на способность соотносить визуальные и тактильные впечатления участвовали крохи всего лишь одного месяца от роду. Им давали две соски, бугристую и гладкую, и показывали изображения бугристого и гладкого предметов, и младенцы задерживали взгляд на изображении того предмета, фактура которого была ближе к фактуре соски, которую они в данный момент сосали.
Ребенок может сидеть . Малыш не способен сидеть до тех пор, пока его тело не станет тяжелее головы, что обычно происходит к шести месяцам. До этого времени у младенца перевешивает голова. С обретением способности сидеть самостоятельно у него начинает формироваться пространственное зрение. В конце концов, с точки зрения сидящего мир сильно отличается от того, к чему ребенок привык, пока лежал. Еще он может перекладывать предметы из руки в руку, указывать на что-то и жестикулировать. Любопытство побуждает его тянуться за вещами, но физически он пока не способен до них добраться. Предоставьте ему возможность самостоятельно исследовать мир вокруг . Он уже контролирует голову, руки и тело, а вот ноги пока не может. И если он наклонится и попробует дотянуться до предмета, который его привлек, то просто-напросто опрокинется на грудь – пока еще у него относительно тяжелая голова, – а руки и ноги задвигаются, как будто он летит. В этот момент, услышав обиженное хныканье малыша, родители кидаются к нему на помощь и вручают ему желанную игрушку, вместо того чтобы подождать и понаблюдать за ним. Стойте, не спешите! Не суйте игрушку сию же секунду. Лучше дайте ему время и ободрите его, вместо того чтобы все делать за него. Скажите: «Молодчина! Ты почти справился!» – это внушит ребенку уверенность в своих силах. Только не забывайте про здравый смысл. Вы ведь не к Олимпийским играм его готовите! Вы просто поддерживаете его начинания, как всякий нормальный родитель. Лишь после того, как он постарается дотянуться сам, вы можете дать ему желанную игрушку.
Давайте ребенку простые игрушки, стимулирующие его активность (например, «Джек-в-коробочке», который выскакивает, если нажать на нужную кнопку или рычаг). Такие игрушки – самые лучшие, потому что малышам очень нравится, что их действия могут приводить к определенному результату. Вас будет так и подмывать накупить целую кучу всякой всячины. Воздержитесь! Помните, «лучше меньше, да лучше», и очень многое из того, что вам хочется подарить малышу, его самого не обрадует . Я только усмехаюсь, слыша сетования родителей ребенка этого возраста: «Моему малышу не нравится эта игрушка». Они не понимают, что в данном случае и речи нет о «нравится/не нравится», – ребенок просто не понимает, в чем смысл этой игрушки, зачем она нужна. Он не знает, как заставить ее сделать что-то по его желанию.
Ребенок может двигаться . Когда ваша кроха научится ползать как следует (обычно в возрасте восьми-десяти месяцев), наступает время сделать дом по-настоящему безопасным для нее, если вы еще этого не сделали (см. «Как сделать дом безопасным для ребенка»). Ведь вы должны дать ей максимум возможностей для исследования пространства. В этом возрасте ваша малышка уже может пытаться подняться. Некоторые дети сначала ползают задом наперед или по кругу – их ножки уже «дозрели» до ползания, но тело еще недостаточно выросло и окрепло, чтобы уравновесить тяжесть головы. Что самое главное, по мере физического развития ребенка растет и его любопытство. До сих пор умственные способности малыша не позволяли оперировать сложными мыслительными конструкциями, например: «Я хочу вон ту игрушку в дальнем углу, значит, мне нужно добраться туда через всю комнату». Теперь у крохи одновременно развивается способность сделать этот вывод и осуществить задуманное.
Научившись сосредоточиваться на различных целях и ползать, ваша малышка превращается в неутомимую деловитую пчелку. Ей уже мало сидеть у вас на коленях. Прижиматься к вам и обниматься ей нравится, как и прежде, но сначала ей нужно все вокруг исследовать и израсходовать свою неуемную энергию. Она находит новые возможности пошуметь – и создать новые проблемы. Из игрушек предпочитает те, в которых можно что-то куда-то засовывать и вытаскивать. Разумеется, сначала у нее лучше будет получаться разбирать , чем собирать, – она живо все повытаскивает, но едва ли сложит обратно. Но постепенно, примерно к году, обретет достаточную ловкость, чтобы собирать вещи и даже поднимать с пола свои игрушки и складывать их в ящик. Скорее всего, она научится брать маленькие предметы, поскольку у нее развивается мелкая моторика, обеспечивающая очень точный захват большим и указательным пальцами как пинцетом. Ей по душе катающиеся игрушки, которые можно подкатывать к себе. И возможно, у нее начинает формироваться особая привязанность к какой-то игрушке или предмету – плюшевой зверушке, любимому одеяльцу.
Совет. Все предметы, которыми играет ваш ребенок, должны быть моющимися, прочными и не иметь острых углов или завязок, которые можно ослабить и проглотить. Если предмет можно засунуть в картонную трубочку внутри рулона туалетной бумаги, значит, он слишком мал, чтобы ребенку можно было с ним играть. Он может застрять у ребенка в горле, в ухе или в носу.
Теперь, напевая или слушая детские песенки, вы можете дополнять их движениями, которые ребенку под силу повторить. Песни и ритмические движения учат малышей языку и координации. Любимой игрой вашей крохи станут своеобразные прятки, когда лицо то скрывается за ладонями, то появляется снова. Эта игра объясняет ребенку, что, даже если предмета не видно, он все равно существует, а это очень важно. Ведь если он усвоит эту идею, то сможет понять: вы тоже не исчезаете, если выходите в соседнюю комнату. Чтобы закрепить эту мысль в сознании малышки, говорите ей: «Я скоро вернусь». Используйте в качестве игрушек всевозможные предметы обихода и будьте изобретательны. Ложка и миска или горшок – замечательный ударный инструмент. С решетом можно здорово поиграть в прятки.
По мере расширения физических и умственных возможностей малышки продолжайте напоминать себе, что она личность. Она не будет и не должна делать то же самое, что делал в этом возрасте ребенок вашей сестры. Возможно, она умеет больше, а возможно, делает то же самое по-другому. Как у всякого человека, у нее будут собственные предпочтения и антипатии. Наблюдайте за ней, узнавайте, что она за человек, по ее действиям, а не пытайтесь втиснуть ее в собственные представления о том, какой ей надлежит быть. Пока она в безопасности, пока ее поддерживают и любят, она будет благополучно расти и расцветать, становясь удивительным и уникальным маленьким человеком. Она будет постоянно в движении, каждый день осваивая что-то новое и не переставая вас изумлять.
«Защита от детей»: да или нет?
Использование всевозможных приспособлений, не позволяющих детям добраться до потенциально опасных мест и предметов, – это важный, а в некоторых отношениях и сложный вопрос. Вы хотите избавить ребенка от опасности отравиться, сгореть, обжечься, утонуть, порезаться и упасть с лестницы. Вы также хотите уберечь свой дом от возможных повреждений, которыми угрожает вещам неуемное любопытство малыша. Весь вопрос в том, насколько далеко нужно заходить в стремлении к безопасности? На родительских тревогах выросла целая индустрия. Недавно одна мама рассказала мне, что потратила $4000 на то, чтобы сделать свой дом безопасным для ребенка. В ее дом пришел некий специалист и установил блокираторы на каждую дверку, включая и те, до которых ее сынишка не сможет добраться еще десять лет! Кроме того, он уговорил хозяйку перегородить подступы к таким местам, куда никакой младенец просто физически не смог бы проникнуть. Я предпочитаю обходиться куда более простыми и дешевыми мерами предосторожности (см. «Как сделать дом безопасным для ребенка»). Например, правильно устроенное место для игр – это просто-напросто пространство 1,5 × 1,5 м, огражденное подушками или мягкими бортиками для кроватки.
Более того, убирая от ребенка слишком многое, вы лишаете его возможности исследовать мир. Вы исключаете ситуации, которые учат его отличать правильное от неправильного. Позвольте, я поясню эту мысль на собственном примере.
Когда мои дочери были маленькими, я сделала дом безопасным для них: вынесла все химикаты, заблокировала дверные проемы в помещения, где исследовательская энергия моих девочек была бы некстати, и приняла еще некоторые меры предосторожности. В то же время я объяснила дочерям, что они должны уважать мою собственность. На нижней полке в гостиной была выставлена небольшая коллекция статуэток из итальянского фарфора. Когда Сара начала ползать, она стала проявлять интерес буквально ко всему, и однажды я заметила, что ее привлекли эти яркие фигурки. Я не стала дожидаться, когда она схватит одну из них, но сразу указала на полку и сказала: «Это мамино. Ты можешь взять эту посмотреть, пока я здесь. Но это не игрушка».
Дата: 2018-09-13, просмотров: 556.