Это расписание введения прикорма рассчитано на 12 недель и предназначено для перевода на твердую пищу полугодовалого ребенка. Первое утреннее кормление вы проводите, как обычно, давая грудь или бутылочку, а через два часа после него предлагаете ребенку завтрак. В полдень у вас будет обед, а в конце дня – ужин. После завтрака и ужина дайте ребенку грудь или бутылочку. Помните, что все дети разные. Спросите у педиатра, что лучше всего для вашего малыша.
Глава 5
«А» – активность: пора просыпаться!
Младенцы и маленькие дети думают, наблюдают и размышляют. Они обдумывают факты, делают умозаключения, ставят эксперименты, решают проблемы и ищут истину. Разумеется, у них нет осознанности ученых. И проблемы, которые они пытаются решить, – это проблемы повседневной жизни: они размышляют, на что похожи люди, вещи и слова, а не ломают голову над тайнами звезд и атомов. Но даже самые маленькие дети уже очень много знают о мире и активно стремятся узнать больше.
Элисон Гопник, Эндрю Мельцофф, Патрисия Кюль. Ученый в люльке
Часы бодрствования
Для новорожденного каждый день – чудо. С самого момента появления на свет ребенок растет и развивается буквально не по дням, а по часам, как и его способности исследовать окружающее пространство и восхищаться им. Задумайтесь: когда вашей малышке всего неделя, она уже в целых семь раз старше, чем в день своего рождения! К концу первого месяца она ушла в своем развитии на космическое расстояние от первого дня жизни, и так будет в дальнейшем. Ярче всего эти изменения проявляются, когда ребенок активен, а активностью новорожденного мы называем любое его занятие во время бодрствования, задействующее один или несколько его органов восприятия. (Очевидно, что питание – тоже активность, стимулирующая чувство вкуса младенца, но этому виду активности была посвящена вся предыдущая глава.)
Развитие органов чувств ребенка начинается еще в утробе матери. Ученые даже предполагают, что ребенок уже в момент рождения узнает голос своей мамы, потому что слышал его, пусть и приглушенным, пока она его вынашивала. После появления ребенка на свет все его чувства начинают совершенствоваться в следующем порядке: слух, осязание, зрение, обоняние и вкус. Возможно, вам не придет в голову, что лежать на пеленальном столике, пока меняют подгузник, купаться, проходить сеанс массажа, рассматривать подвешенные игрушки или хватать плюшевого мишку – это активность. Но именно посредством этих разнообразных занятий младенец не только развивает свои органы восприятия, но и начинает постигать самого себя и окружающий мир.
В последние годы появилось немало публикаций о том, как максимально раскрыть потенциал новорожденного. Некоторые специалисты советуют с самого начала создать вокруг ребенка такую среду, которая обеспечила бы его развитию мощный старт. Родители действительно являются первыми учителями ребенка. Но я считаю важным не столько дать новорожденному конкретные знания, сколько поощрить его врожденную любознательность и цивилизовать его, т. е. помочь ему разобраться в том, как устроен мир и как взаимодействовать с людьми.
Поэтому я объясняю родителям: чем бы ни был занят младенец, это дает возможность укрепить его чувство защищенности, а вместе с тем и независимости. На первый взгляд эти две цели противоречат друг другу, но в действительности сопутствуют. Чем более защищенным чувствует себя ребенок любого возраста, тем он смелее и предприимчивей и тем проще ему развлечь самого себя без чьей-либо помощи или вмешательства (кроме опасных ситуаций). Итак, вот какой парадокс предлагает вам «А» из моей системы ПАСС: активность укрепляет нашу связь с младенцем, но также помогает нам дать ему первые уроки свободы .
Вы должны делать для ребенка меньше, чем вам, возможно, казалось необходимым. Однако это не значит, что малышку нужно бросать одну. Это значит, что нужно добиться равновесия: обеспечивая ей необходимую поддержку и руководство, уважать естественную направленность ее развития. Дело в том, что даже без вашего участия ребенок во время бодрствования всегда слушает, осязает, рассматривает, нюхает или пробует что-то. Особенно в первые месяцы жизни малыша, когда все вокруг еще такое незнакомое (а для некоторых новорожденных и пугающее), ваша самая главная задача – сделать так, чтобы любой опыт восприятия был приятен для вашего ребенка. И, конечно, он должен быть достаточно безопасным, чтобы малышу хотелось продолжать исследования и развиваться. Для того чтобы решить эту задачу, вы должны создать вокруг своего ребенка круг уважения.
Круг уважения
Неважно, что вы делаете с ребенком – вынимаете его утром из кроватки, купаете или играете с ним, вы обязательно должны помнить, что перед вами – самостоятельная личность, заслуживающая полного вашего внимания и уважения, а также способная к самостоятельным действиям. Постарайтесь представить, что вы обвели вокруг своего малыша круг, незримую границу его личного пространства. Никогда не входите в этот круг уважения, не спросив разрешения и не объяснив ребенку, почему вы хотите нарушить границу и что собираетесь сделать. Возможно, вам кажется, что это пустая выдумка или просто глупость, но помните – это не просто младенец, это личность . Вооружитесь основополагающими принципами, которые я подробно рассматриваю на протяжении всей этой главы, подкрепляя свои рассуждения примерами из жизни. Тогда вы будете легко и естественно соблюдать границу круга уважения ребенка, чем бы он ни был занят.
• Будьте с ребенком – здесь и сейчас . Уделите крохе все свое безраздельное внимание в данный момент . В такие моменты как раз и крепнет ваша взаимная привязанность, так что сосредоточьтесь. Не разговаривайте по телефону, выясняя, когда химчистка выполнит заказ, не обдумывайте отчет, который кровь из носу нужно закончить.
• Доставляйте приятные ощущения органам чувств ребенка, но не допускайте сверхстимуляции . Наша культура грешит чрезмерностью и сверхстимуляцией, и родители неосознанно усугубляют эту проблему, поскольку не понимают, насколько нежны органы восприятия новорожденного и сколь многое в действительности постигает младенец (см. «Ваш младенец знает больше, чем вам кажется»). Это не означает, что мы не должны петь детям, включать для них музыку, показывать яркие предметы и даже покупать для них игрушки, но в отношении новорожденных действует правило «тише едешь, дальше будешь».
• Сделайте окружение ребенка интересным, приятным и безопасным . Для этого не нужны деньги – нужен здравый смысл (см. разделы «Игра в рамках треугольника обучения» и «“Защита от детей”: да или нет?» в этой главе).
• Поощряйте в ребенке самостоятельность . Возможно, это звучит абсурдно – какая уж самостоятельность у новорожденного! Но я ведь и не предлагаю отправлять его на заработки. Разумеется, он не может в буквальном смысле сам о себе позаботиться. Я призываю вас помочь ему обрести уверенность в себе, чтобы преодолевать свой страх, исследовать мир и самостоятельно играть. Поэтому, если ваш малыш чем-то занят, больше наблюдайте и меньше вмешивайтесь.
• Помните, что с ребенком нужно разговаривать, а не давать ему указания . Диалог – двусторонний процесс: всякий раз, как младенец занят какой-то деятельностью, вы должны смотреть, слушать и ждать его отклика. Если он пытается вовлечь вас в свое дело, конечно, вы должны быть тут как тут. Если он «просит» сменить обстановку, немедленно удовлетворите его потребность, если не просит, оставьте его в покое – пусть исследует эту часть мира.
• Увлекайте и вдохновляйте, но всегда оставляйте за ребенком ведущую роль . Никогда не ставьте малышку в такое положение, в котором она не могла бы оказаться самостоятельно и из которого не способна выйти. Не давайте ей игрушки, не вписывающиеся в ее «треугольник обучения» (об этом см. раздел «Игра в рамках треугольника обучения»).
С момента утреннего пробуждения ребенка вплоть до вечернего часа отхода ко сну держите в памяти эти правила. Не забывайте, что каждый человек, включая вашего кроху, имеет право на личное пространство. Дальше мы с вами шаг за шагом пройдем через весь день вашего ребенка, и я продемонстрирую вам, как эти принципы претворяются в жизнь.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 614.