Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Наименование общероссийского классификатора Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора
Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) Госстандарт России
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) Госстандарт России
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) Госстандарт России
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) Госстандарт России
Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) Госстандарт России
Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ЕСКД) Госстандарт России
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) Госстандарт России
Общероссийский классификатор валют (ОКВ) Госстандарт России
Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) Госстандарт России
Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) Госстандарт России
Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД) Госстандарт России
Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД) Госстандарт России
Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ) Госстандарт России
Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) Госстандарт России
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) Госстандарт России
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) Госкомстат России
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) Госкомстат России
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) Госкомстат России
Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) Госкомстат России
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) Госкомстат России
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) Минэкономразвития России
Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) Минэкономразвития России
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) Минэкономразвития России
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) Минобразование России
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) Минобразование России
Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) Минобразование России
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) Минтруд России
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) Минтруд России
Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) МПР России
Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) МПР России
Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов (ОКГР) Минэнерго России

Определение понятия документа. Виды документов. Функции документов. Классификация документов

1. Документ в системе информационного менеджмента

Виды документов

3. Свойства документов. Функции документов. Признаки документа

Классификация документов

7.1

Любое управленческое решение всегда базируется на информации по данному вопросу или объекту управления.

Своевременность и правильность управленческого решения зависит от объективности, достоверности, оперативности и полноты информации. Носителем информации является документ.

Документ (лат.) – способ доказательства или поучительный пример.

Документ – материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. Это определение взято из ГОСТ 16.48.7-87 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

Материал, использующийся в качестве носителя информации, был разный: папирус, глиняные таблички, пергамент, береста…

Главные требования к носителю информации:

1. Технологичность;

2. Удобство в работе;

3. Долговечность.

В этом отношении бумага идеальна. Документ и бумага в XVII в. стали олицетворяться как единое целое.

Петр I в 1699 г. ввел гербовую бумагу, которая стала одним из важных источников доходов. Сейчас в мире существует целый комплекс документов – ценные бумаги.

Согласно ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна при его предъявлении.

Носителем информации ценной бумаги является специальная бумага, которая обеспечивает надежную защиту прав юридических и физических лиц.

Какое-либо несоответствие ценной бумаги установленным формам и норме влечет к потере ее ценности. Поэтому подмена понятий бумага и документ не отвечает истинному соотношению ценностей. Сама информация стала ресурсом.

ГОСТ 1998: Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Реквизит – обязательный информационный элемент оформления официального документа.

В условиях автоматизации информационных процессов возникли требования к плотности записи информации и технологичности носителя. Это привело к появлению новых видов носителей (магнитные ленты, диски).

Документ – основное средство коммуникации. Он должен иметь такую форму и содержание, чтобы:

- Способствовать более оперативному движению информации по инстанциям;

- Обеспечивать точное понимание содержания документа получателем;

- Обеспечивать достижение целей менеджмента.

Разберем составляющие документа:

Документ

Что? Куда? Как?

информация + носитель информации + язык

Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, а также утверждения стереотипов мышления и поведения.

Формы информации:

1. Элементарная – информация, циркулирующая в неживой природе.

2. Биологическая – информация, циркулирующая в живой природе.

3. Социальная – создается, используется и распространяется обществом, это способ передачи знаний, эмоций и волевых воздействий в обществе. Именно такая – социальная информация содержится в документах и является объектом изучения документоведения и различных наук документно-коммуникативного цикла..

Носитель информации – материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе и в преобразованном виде.

Носители: бумага, аудио-, видео-, кинопленка, карты, дискета, диск.

Документирование (запись информации на различных носителях по установленным правилам, т.е. создание документов) осуществляется на естественном и искусственном языках.

При документировании на естественном языке создаются текстовые документы, содержащие речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи.

При документировании на искусственном языке документы создаются на машинных носителях с использованием таких способов записи, которые обеспечивают обработку информации с помощью ЭВМ.

Искусственные языки – специально разработанные коды для особых видов деятельности и передачи специальных сообщений (шифры, язык глухих, азбука Морзе, азбука флажков на флоте, языки машинного программирования). Они создаются и применяются тогда, когда естественные языки использовать затруднительно.

Способы закрепления информации: письмо, рисунок, графика, фото, звуковые и видеозаписи.

Зафиксировав информацию, документ тем самым обеспечивает её сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование и т.д.

Поэтому выделяют следующие ресурсы использования документа.

Ресурсы использования документов.

1. сохранение и накопление информации

2. возможность передачи информации другому лицу

3. многократное использование информации

4. возвращение к информации во времени

5. учет информации

6. доказательство информации

В РФ все большее распространение получает информационный менеджмент (управление информацией).

Информационный менеджмент предполагает создание единой инфраструктуры организации на базе массива документов и информации (информационных ресурсов), информационных технологий, средств коммуникации и квалифицированных кадров.

Цель информационного менеджмента – эффективное документационное обеспечение процессов управления с наименьшими затратами.

Широкое применение новых информационных технологий превратило документ в важнейший вид ресурсов.

В 1995 г. вышел ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»: информационный ресурс является товаром.

Документ превратился в официальный и стал объектом государственного регламентирования.

Регламентирование направлено на выработку требований к носителю информации, к самой информации и к технологии работы с документами.

Характеристика документа как системного объекта. Документ – сложный объект, представляющий собой единство информации и материального (вещественного) носителя. Выяснить его сущность – это задача, которая решается с помощью системного подхода – методологического направления в науке, ставящего своей задачей разработку средств, методов исследования сложноорганизованных объектов – систем.

Документ представляет собой систему – множество закономерно связанных друг с другом элементов и частей как определенное целостное образование, единство. Элемент – предельная единица деления документа. Совокупность однородных элементов, выполняющих необходимую для существования системы функцию, называется подсистемой. Если в системе имеется несколько подсистем, то вся система становится сложной.

Понятие системы относительно, как и понятие элемента. Если системой считать документ как таковой, то его сущностными подсистемами будут информационная и материальная (вещественная, субстанциональная) составляющие, а также конструктивные элементы документа (титульный лист, обложка, переплет, и т.д.), объединенные в сложное целое. Подсистемой документа может выступать и текст, состоящий из глав, параграфов, абзацев. В качестве элементов документа выступают заглавие, предисловие, колонтитул, переплет, форзац и т.д. Документ как единое целое – это единство составляющих его элементов и подсистем, суперсистема по отношению к ним. С точки зрения совокупности документов, собранных в фондах органов информации, библиотек, архивов, книжных магазинов, и др. )в зависимости от масштабов системы) документ становится подсистемой или даже элементом.

Изучение документа как системы состоит в выявлении его элементов, подсистем и связей между ними, т.е. в изучении его структуры. Устанавливаются признаки и параметры, характеризующие документ как систему. Определяются функции, выполняемые элементами, подсистемами внутри и вовне этой системы, ее свойства, т.е. качественные отличия, обусловливающие относительную самостоятельность, устойчивость и стабильность данной системы, пригодность документа для использования в социальной коммуникации.

При системном подходе изучаемый документ рассматривается как часть более крупной системы социальных коммуникаций. Поэтому прежде всего важно выяснить, частью какой более общей системы (целого) является в данном случае документ. Именно этим определяются его возможности, задаются цели существования, функции, выполняемые в обществе, закономерности функционирования.

Документ представляет собой относительно самостоятельную систему благодаря наличию собственных признаков и свойств, обусловливающих его различие и сходство с другими материальными объектами. Признак отражает внешнюю примету, по которой (чаще – совокупности которых) можно отнести наблюдаемый объект к документу. В отличие от него свойство отражает качественное, т.е. внутренне присущее документу отличие. Документ характеризуется наличием всех свойств одновременно (различна лишь степень их проявления), а набор признаков документа в каждом случае может быть индивидуальным.

 

Виды документов

1.Официальные документы – созданные организацией или должностным лицом и оформлены в установленном порядке.

2. Подлинник официального документа – первый или единственный экземпляр официального документа, составленный в первый раз, подписанный и надлежащим образом оформленный.

3. Оригинал – документ, впервые созданный каким-либо индивидуальным или коллективным автором, в процессе создания может иметь несколько редакций или вариантов. Оригиналы составленные в нескольких экземплярах называются умноженными, по внешнему виду могут быть черновыми и беловыми.

4. Подлинный документ – документ, сведения о месте и времени создания или об авторе которого содержащиеся в самом документе или выявленные каким-либо путем соответствуют действительности

5. Личный документ – официальный документ удостоверяющий личность человека, его права, обязанности, служебное или общественное положение и который может содержать другие сведения биографического характера.

6. Документ личного происхождения – документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности ли выполнения его служебных обязанностей.

7. Копия документа – повторное или точное воспроизведение подлинника с пометкой «копия», засвидетельствованное в установленном порядке, соответствующим должностным лицом.

Разновидности копий:

Выписка – копия части документа(обязательно указать из какого документа она сделана, она подтверждается подписью и печатью).

Отпуск – копия отосланного документа

Дубликат – особый вид копии, имеющий юридическую силу оригинала и особую пометку «дубликат» (отличие от оригинала: дата выдачи, подпись и место выдачи)

Копии различают по способу удостоверения:

1. Нотариальная и официально заверенная – подтверждается другим должностным лицом

2. Простая заверенная копия – заверена частными лицами, без печати, с подписью.

3. Не заверенная копия – не имеет подтверждения соответствия оригиналу.

 

Свойства документа

Как всякий объект, документ обладает множеством свойств (отличительных качеств). Наиболее существенные из них следующие:

1. Атрибутивность документа, т.е. наличие неотъемлемых слагаемых, без которых он существовать не может.

Документ как целостная система состоит из двух основных слагаемых – информативной и материальной. Отсутствие одной из составляющих превращает документ в недокумент (в устную речь, вещь).

Документ имеет двуединую природу, т.е. две стороны:

? Содержание(духовная сущность: мысли, идеи)

? Форму (материальную, вещественную, служащую для закрепления и передачи информации).

Тезис о двойственной природе документа является аксиомой документоведения. Содержательно-информационная сущность документа является главным признаком документа. Его форма обычно рассматривается с точки зрения материала (носителя зафиксированной информации) и особенно материальной конструкции. Различают внешнюю (полиграфическое или иное оформление) и внутреннюю форму документа (внутренняя организация материала). Именно по материальной конструкции отличают книгу от газеты, карты, дискеты и т.д. Иногда к формальным признакам документа относят форму записи информации. Тогда различают форму материально-конструктивную и семиотическую (знаковую).

Между информацией (сообщением, текстом) и материальным носителем настолько тесная связь, что принято использовать особый термин «документная информация».

1. Функциональность документа, т.е. его предназначенность для передачи информации в пространстве и времени. Документ – полифункциональный объект, т.е. он выполняет множество общесистемных и специфических функций, обусловленных разнообразными потребностями общества в информации, знаниях. Именно способность документа выполнять свои сущностные функции позволяет рассматривать его как источник информации, средство социальной документной коммуникации.

2. Структурность документа, т.е. тесна взаимосвязь его элементов и подсистем, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Всякий документ обладает определенной структурой, последовательным и взаимосвязанным расположением его элементов и подсистем: как текстовой, информационной составляющей (предисловие, вступительная часть, основной текст, вспомогательные указатели, приложения), так и материальной составляющей (обложка, переплет, титульный лист, книжный блок, корешок и т.д.).

Типовую структуру, т.е. одинаковый набор элементов для определенного вида документов, имеют практически функционирующие в системе социальных коммуникаций документы. Типовая структура документов различных видов определяется специальными стандартами, положениями, инструкциями и т.д. Именно структура обеспечивает эффективность использования и долговременность хранения документа.

Набор перечисленных свойств документа – это особая целостная система, выполняющая возложенные на нее обществом функции. Связь между ними является неастолько тесной, что отделить их друг от друга можно лишь условно.

Определение признаков и свойств документов только начато в документоведении и требует дальнейшего уточнения как их номенклатуры, так и содержательного наполнения.

Признаки документа. К отличительным признакам документа относятся:

1. Наличие смыслового семантического содержания. Документ – носитель смысла, который передается знаками. Совокупность последовательных знаков, которые передают смысл, содержание документа (сообщение), является его обязательным признаком.

2. Стабильная вещественная форма, обеспечивающая долговременную сохранность документа, возможность многократного (долговременного) использования и и перемещения информации в пространстве и времени.

3. Предназначенность для использования в социальной коммуникации. Документный статус имеют лишь те источники, которые изначально пердназначены для хранения и передачи информации в пространстве и времени. Документы – это специально созданные человеком для коммуникационных целей носители информации.

4. Завершенность сообщения. Этот признак обусловлен областью использования документа. Фрагментарное, незавершенное сообщение не может быть полноценным документом. Требование завершенности является относительным, поскольку имеет ряд незавершенных сообщений, имеющих особое значение для научных исследований (наброски, черновики, эскизы).

Функции документов. Документ создается обществом лишь постольку, поскольку он выполняет те или иные необходимые обществу функции.

Функция документа – целевое назначение, присущее этому документу, его общественная роль, социальное назначение, цель и задача. Не существует документов, несущих лишь одну строго ограниченную функцию. Документ полифункционален, т.е. в одном и том же документе переплетаются различные функции и разграничить их можно только условно для удобства их классификации и анализа.

Документ выполняет 3 группы социально взаимосвязанных функций:

1. Главная функция

2. Общие функции

3. Специальные функции

Главная функция обеспечивает хранение и передачу или распространение информации во времени и пространстве.

Общие функции. Сюда относятся информационная, кумулятивная и коммуникативная функции.

Информационная функция – способность документа удовлетворять потребности общества в информации, т.е. служить источником информации, знаний, когда в когда в документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека.

Коммуникативная функция – способность документа быть средством передачи, обмена, общения и преемственности. Эта функция обеспечивает внешние связи предприятий и организаций.

Кумулятивная функция – способность документа накапливать, собирать и концентрировать, упорядочивать информацию с целью ее сохранения для нынешнего и грядущего поколений.

Специальные функции: управленческая, познавательная, правовая, общекультурная мемориальная, гедоническая и т.д. функции.

Управленческая функция выполняется документами, которые созданы с целью управления (законодательные акты, кодексы, приказы). С помощью этих документов обеспечивается воздействие на группы людей для организации и координации их деятельности.

Познавательная функция – способность документа служить средством получения и передачи знаний для изучения процессов и явлений природы и общества.

Правовая функция – способность документа служить средством доказательства и подтверждения каких-либо фактов или сведений, поскольку его содержание используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов в суде, прокуратуре и т.д. (конституции, договоры)

Общекультурная функция – способность документа содействовать развитию культуры общества, выступать средством закрепления и передачи культурной традиции, усвоения системы ценностей, эстетических норм и ритуалов, принятых в данном обществе.

Мемориальная функция – способность документа служить памятью человека и общества в целом, сохранять информацию и передавать ее от одного поколения к другому (исторические памятники, предметы старины).

Гедоническая функция – способность документа служить средством отдыха, развлечения и рационального использования свободного времени (фильмы, журналы) и т.д.

К специальным функциям документа можно также отнести статистическую, источниковую, подтверждения авторского авторитете и др. Количество специальных функций документа, как и потребностей общества, неисчислимо. Документ всегда сочетает в себе несколько функций, которые тесно связаны переплетены между собой. Однако полифункциональность документа не исключает доминирующей роли одной его функции (например: учебник – образовательная, указ – правовая, афиша – рекламная).

Знание функций документа позволяет уяснить целевое (для чего, с какой целью создан конкретный документ)и читательское (для кого создан документ – для детей, взрослых, специалистов, студентов и т.д.) назначение документа, с тем чтобы наиболее эффективно использовать его потенциальные возможности. От целевого и читательского назначения документа зависит характер информации, содержащейся в нем, тип и вид документа. Знание функций документа позволяет:

- определить подлинную сущность документа, социальную значимость его содержания;

- правильно понять роль документной информации (в отличии от устной, недокументной) в удовлетворении разнообразных читательских потребностей общества;

- осуществить научную классификацию и типологию документа (распределение документов по разным признакам на виды и типы);

- определить наиболее оптимальные пути и средства его изготовления, переработки, распространения, хранения и использование в библиотеках, органах НТИ, архивах и т.д.;

- разработать теоретические основы документоведения, сформировать его понятийный аппарат и т.д.

Классификация документов.

Классификация документов – одна из наиболее давних и до сих пор окончательно не решенных проблем. Начальные этапы ее связаны с организацией и систематизацией собраний, созданием перечней единиц хранения, т.е. функционированием первых библиотек и архивов, в частности древнеегипетских и ассирийских.

Исторически первым практическим способом деления документов в логической последовательности являются классификации, базирующиеся на признаках содержания документов, в частности, его тематике (библиотеки средневековой Европы IXв., стран Арабского Халифата).

Комплексный подход к классификации документов, учитывающий особенности его содержания и формы, берет начало в XXв. Одновременно с введением в научный оборот понятий «документ» и «документация».

Активно проблема классификации документов начинает разрабатываться лишь в конце 1960-х – начале 1970-х годов в рамках информатики, книго- и архивоведения, а в конце 1980-ч – библиотеко- и библиографоведами.

Лишь в последние годы удалось создать многоаспектную классификацию, базирующуюся на учете информационной и материальной составляющих документа.

Основные признаки классификации по информационной составляющей документа – содержание документа (по смыслу документа); степень обобщения информации (первичные и вторичные); тип знаков, использованных для записи информации (текстовые и нетекстовые – карта, ноты, чертеж документы); предназначенность для восприятия информации человеком (человекочитаемые – книга, журнал и т.д. и машиночитаемые – магнитная лента, грампластинка, микрофильм, диск и т.д.); канал восприятия знаков, использованных для записи содержания (визуальный, аудиальный, аудиовизуальный); степень распространенности информации (опубликованный, неопубликованный и непубликуемый); способ записи информации (рукописный, печатный, механический, магнитный, фотографический, оптический, лазерный, электронный) и др.

К классификации по физической (материальной) составляющей документа относятся следующие признаки: по материалу носителя информации (бумажный, пленочный, пластиковый и т.д.); по материальной конструкции или форме носителя (листовой, кодексовый, карточный, ленточный, дисковый, комбинированы) и т.д.

Как известно, типология документа – это отнесение его к определенному типу по совокупности признаков. Типологический критерий также может быть положен в основу организации классификационных рядов документов.

Наиболее существенные типообразующие признаки для классификации документов – это целевое назначение документа, читательский адрес, характер информации или стиль изложения и др.

Целевое назначение документа – это обусловленность его потребностями той или иной сферы общественной деятельности: науки, производства, образования, управления и т.д. Рассмотрим классификацию деловых документов.

Классификация деловых документов. Все документы обращаются на предприятиях и классифицируются по следующим признакам:

1. по видам деятельности или назначению (научно-технические, конструкторские, технологические, проектно-сметные, нормативные, управленческие (организационно-распорядительные), по личному составу, плановые, финансово-расчетные, отчетно-статистические, по бухгалтерскому учету, по торговле, ценообразованию, изобретениям и открытиям, социальному обеспечению и др.

2. по наименованию существует множество разновидностей документов (научные отчеты, чертежи, схемы, графики, технологические и другие карты, приказы, распоряжения, указания, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, факсы, телеграммы, анкеты, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности, исковые заявления, авторские свидетельства и т.д.)

3. по способу фиксации информации различают письменные, графические, фото- и кинодокументы. К письменным относят все рукописные, машинописные, изготовленные типографским способом, на множительных аппаратах и электронные документы.

4. по месту составления документы делятся на используемые для решения внешних (входящая, исходящая корреспонденция) и внутренних вопросов.

5. по степени сложности документы классифицируют на простые, в которых рассматривается один вопрос и сложные, в которых рассматривается несколько вопросов.

6. по степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности (совершенно секретные, секретные и др.) и документы для служебного пользования (ДПС), конфиденциальные документы.

7. по юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.

8. по срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроком исполнения, установленным законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно».

9. по стадиям подготовки документы подразделяются на черновики и подлинники (оригиналы). Черновик – документ, подготовленный для дальнейшего оформления. Подлинник (беловой документ) – единственный экземпляр документа, оформленный и подписанный с черновика в соответствии с установленными требованиями. С подлинника могут быть изготовлены копии, отпуск, выписка из документа и дубликат подлинника. Копия – идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника. Отпуск – копия документа, остающаяся в делах предприятия, как правило отпуск не заверяется подписью. Выписка из документа – заверенная часть текста подлинника. Дубликат – второй экземпляр документа, имеющий одинаковую силу с подлинником.

10. по происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб.

11. по срокам хранения документы делят на документы постоянного и документы временного хранения. Документы временного хранения, в свою очередь, подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.

12. по степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организации, и директивные – обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.

13. по характеру содержания документы подразделяют на первичные и вторичные. Первичный документ содержит исходную информацию, которая суммируется, обобщается во вторичных документах.

14. по степени унификации различаю документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные (образцовые) и унифицированные в виде анкет и таблиц.

Индивидуальные документы по содержанию являются специфическими, носящими характер разового документа.

Типовыми являются документы, рассчитанные на изложение однородных процессов и явлений: типовой технологический процесс, типовые правила внутреннего распорядка и т.д.

Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации.

Примерные документы (образцы) носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии.

Анкета – способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, строками друг под другом, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа. Анкетным методом смоделированы, например, приказы по приему, переводу и увольнению персонала и др. документы.

Таблица — форма подачи материала, когда постоянная информация размещается в заголовках граф и боковике (заголов­ки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) — на пересечении соответствующих граф и строк. Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные.

В хозяйственной деятельности предприятий и организаций, кроме того используются различные документы, оформляющие взаимоотношения сторон, вступающих в деловое сотрудничество и коммерческо-хозяйственные связи. Это, в частности, договоры (договоры поставки, выполнения работ или услуг, аренды и др.), контракты, трудовые соглашения и т. п.

8 Порядок и правила оформления организационной, распорядительной информационно-справочной документации

1. Основные положения по документированию управленческой деятельности

2. Правила оформления управленческих (организационно-распорядительных) документов

Организационные документы – закрепляют конкретные функции, права и обязанности органов управления на длительное время. Все организации и предприятия вместе с актами государственной власти управляют положениями, уставами, инструкциями и правилами. В организационные документы входят: положения, уставы, инструкции, правила.

Положение – это правовой акт, который устанавливает основные правила организационной деятельности государственных предприятий и учреждений, а также их структурных подразделений. Положения составляются преимущественно при создании новых предприятий или учреждений. Эти документы могут быть как типичными, так и индивидуальными. Индивидуальные положения для отдельных учреждений, организаций, предприятий составляются на базе типичных. Типичные положения, как правило, утверждаются высшими органами управления. Индивидуальные – управляющими предприятий, организаций, учреждений. Положение должно содержать такие реквизиты: наименование вида документа, герб, название учреждения, дата, месяц, издание, заглавие, гриф утверждения, текст.

Текст, обычно, состоит из таких разделов:

§ общие положения;

§ имущество и деньги предприятия;

§ производственная и хозяйственная деятельности;

§ права и обязанности предприятия или его подразделения;

§ структура управления;

§ реорганизация и ликвидация учреждения, организации, предприятия.

В первом разделе указывается цель создания предприятия, учреждения, организации или ее структурных подразделений, главные задания, функциональные связи с другими организациями, подразделениями.

Во втором разделе указываются основные и оборотные деньги, порядок купли имущества, амортизационные отчисления и их предназначение, прибыль, отчисления на премии рабочим и служащим, жилищный фонд, служебные помещения, порядок использования излишков неиспользованных оборотных денег.

В других разделах регламентируется производительная сила и хозяйственная деятельность предприятия. В зависимости от специфики деятельности в положении можно также отобразить ход капитального строительства, находчивость и рационализацию, положение материально –технического обеспечения.

Устав – это собрание правил, которые регулируют:

1. основы организации и деятельности предприятий и учреждений определенной отрасли хозяйства;

2. условия создания, состав, строительство и деятельность конкретного предприятия, организации, или учреждения определенной отрасли или сферы управления;

3. конкретную сферу деятельности организаций.

Устав включает такие реквизиты:

1. гриф утверждения высшей организации или органа управления;

2. наименование вида документа (устав);

3. заглавие;

4. текст;

Текст включает такие разделы:

1. Общие положения, в которых раскрываются цель, задания и функции, устава по объектам и субъектам и др.

2. Главная деятельность, ее содержание.

3. Планирование и учет работ.

4. Предназначение вспомогательных служб.

5. Взаимодействие с другими органами, аналогичными по деятельности.

6. Специфическая особенность деятельности.

7. Ответственность организации за надлежащее выполнение обязанностей и порядок решения споров, предъявление претензий. Обычно, текст устава разбивают на статьи (пункты), которые группируются в разделы (отмечаются римскими цифрами).

Инструкция – это правовой акт, который издается органами государственного управления для принятия правил, которые регулируют организационные, научно – технические, технологические, финансовые и другие специальные виды деятельности учреждений, предприятий, отдельных их подразделений и служб, а также должностных особ или граждан. Каждая инструкция должна быть утверждена высшими органами или управляющими организаций (с проставлением номера и даты исполнения).

Инструкция, кроме грифа утверждения, имеют такие реквизиты:

1. наименование ее вида;

2. короткое содержание (заглавие);

3. текст;

4. должность и фамилия особы, ответственной за ее составление;

5. подпись особы, дату и номер (индекс) соответственно классификаторам.

Текст подают в логичной последовательности, группируют по разделам, которым иногда дают подзаглавия, делят на параграфы (отмечают арабскими цифрами). При этом удобно пользоваться сквозной нумерацией. Разделы больших инструкций обозначаются римскими цифрами, а пункты – арабскими.

Правила – это служебные документы, которые определяют наставления или требования, которые регламентируют определенный порядок действия, поведения. По форме и содержанию правила похожи на инструкции, иногда они бывают их составной частью.

Реквизиты правила:

1. гриф утверждения;

2. вид документа (правила);

3. заглавие (короткое содержание предназначения правила);

4. дата и номер;

5. текст (может состоять из пунктов);

6. подпись особы, которая отвечает за составление правила;

7. правила обязательны для выполнения.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 321.