Хронологическая и систематическая запись
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На предприятии ежедневно совершается множество хозяйственных операций. Все они оформляются соответствующими документами и реги­стрируются в журнале по датам и в последовательности их совершения.

Записи всех операций в текущем учете в соответствии с принятым способом расположения данных в учетных таблицах (регистрах) подраз­деляются на хронологические и систематические.

Хронологическими называются записи в хронологическом (т.е. календарном) порядке совершения и оформления операций в документах. Ведутся хронологические записи в журналах регистрации хозяйствен­ных операций. Примерная форма журнала выглядит следующим образом.

Пример.     Журнал регистрации хозяйственных операций

за январь 2000 года

№ оп.   Дата Наименование документа и содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, т. руб.
      Дебет Кредит  
1. 02.01. Приходный кассовый ордер № 2 и выписка с расчетного счета. Получено в кассу с расчетного счета наличными. Касса 50 Р/с 51 5 000
2. 05.01 Счет-фактура № 3 и платежное требование № 4. Акцептован счет АО «Сигма» за поставленные комплектующие изделия. Материалы 10-2 Расч. с пост-ми 60 3 500
... ... ... ... ... ...
    ИТОГО     ...

Хронологические записи, регистрируя каждый документ и отражая операции в календарной последовательности их совершения, служат средством контроля сохранности документов, правильности и полноты записей по счетам, а также используются для справок.

Систематическими называют записи операций по их экономичес­кому содержанию в счетах бухгалтерского учета. Систематические записи ведутся в таблицах счетов.

Систематическая запись означает, что все хозяйственные операции из журнала регистрации хозяйственных операций переносятся в счета и группируются в них по экономическому содержанию. Это дает возмож­ность на любой момент получить сведения о состоянии и всех изменени­ях каждой группы средств и источников.

Например, все хозяйственные операции, связанные с движением де­нежных средств на расчетном счете группируются в дебете или кредите счета "Расчетный счет".

Счет 51 "Расчетный счет"

Содержание операции Сумма Содержание операции Сумма
  Начальный остаток 90 000      
1. Поступила выручка за проданную продукцию 26 700 2. Выдано в кассу на выплату заработной платы 24 000

 

Классификация счетов

Научиться ясно понимать содержание счетов и правильно пользо­ваться ими - одна из главных задач изучения метода бухгалтерского учета. Решение этой задачи требует прежде всего изучения свойств и особенностей счетов, которые раскрываются в их классификации. Клас­сификация облегчает не только изучение счетов, но и пользование ими в практической работе.

Классификация счетов осуществляется по следующим признакам:

- по экономическому содержанию счетов,

- по назначению счетов,

- по строению счетов.

Классификация счетов бухгалтерского учета

Признаки классификации

Номера
По экономическому содержанию По назначению По строению счетов
1. Счета, учитывающие 1. Инвентарные Активные 01, 10, 12, 40, 41
хозяйственные 2. Денежные Активные 50, 51, 52, 55
средства 3. Расчетные (дебитор-ская задолженность) Активные Активно-пассивные 62, 71 76, 68, 75
2. Счета, учитывающие 1. Фондовые Пассивные 85, 86, 88
источники образования средств 2. Расчетные (кредиторская задолженность) Пассивные Активно-пассивные 60, 67, 69, 70 75, 76, 68
3. Счета, учитывающие 1. Калькуляционные Активные 20, 23, 28, 15...
хозяйственные процессы 2. Собирательно-распределительные Активные  25, 26, 43, 44
  3. Операционно-результатные Активно-пассивные 46, 47, 48
  4. Финансово-результатные Активно-пассивные 80

 

Группа инвентарных или имущественных счетов охватывает счета, предназначенные для учета и контроля наличия и движения средств хозяйства, выраженных в форме определенных материальных предме­тов или ценностей. К ним относятся счета: 01 - "Основные средства", 10 - "Материалы", 40 - "Готовая продукция", 41 - "Товары".

Строение инвентарных счетов характеризуется следующими черта­ми (см. п. 4.1):

1) все инвентарные счета являются активными,

2) записи по дебету этих счетов означают увеличение, а по кредиту - уменьшение учитываемых средств,

3) остаток может быть только дебетовым, показывающим наличие средств,

4) в аналитическом учете записи по большинству инвентарных счетов ведутся не только в денежном, но и в натуральном выражении (ме­рой, весом и т.п.).

Денежные счета предназначены для учета и контроля денежных средств предприятия. Сюда относятся счет 50 - кассы, счет 51 - расчет­ного счета, счет 52 - валютного счета, счет 55 - специальных счетов в банках и др.

Строение денежных счетов сходно со строением инвентарных счетов.

Расчетные счета предназначены для учета и контроля хозяйствен­но-правовых взаимоотношений между данным предприятием и другими предприятиями или лицами (дебиторская и кредиторская задолжен­ность, задолженность по ссудам, по платежам в бюджет и т. п.).

Расчетные счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные расчетные счета служат для учета дебиторской задол­женности, например счет 71 (расчеты с подотчетными лицами), счет 62 (расчеты с покупателями и заказчиками).

Назначение пассивных расчетных счетов - учет кредиторской задол­женности. К ним относятся счета 60 (расчеты с поставщиками и подрядчика­ми), 67 (расчеты по внебюджетным платежам), 69 (расчеты по социальному страхованию и обеспечению), 70 (расчеты с персоналом по оплате труда).

Характерные признаки строения пассивных счетов (см. п. 4.1):

1. Записи по кредиту пассивных счетов означают первоначальное образование и дальнейшее увеличение кредиторской задолженности, а по дебету - уменьшение (погашение) ее;

2. Остаток может быть только кредитовым, означающим наличие непогашенной кредиторской задолженности.

К активно-пассивным расчетным счетам относятся счета, предназ­наченные для учета и контроля так называемых взаимных расчетов меж­ду двумя организациями, в результате которых возникает то дебиторс­кая, то кредиторская задолженность. В результате зачета сумм взаимной задолженности конечный остаток может быть либо по кредиту, либо по дебету, и в зависимости от характера остатка на данный момент счет будет то активным, то пассивным.

Примером активно-пассивных расчетных счетов по взаимным рас­четам может служить счет 68 - "Расчеты с бюджетом", 75 - "Расчеты с учредителями".

Характерные черты строения этих счетов (см. п. 4.1):

1. Начальный остаток в активно-пассивных счетах по взаимным расчетам может быть либо дебетовым, либо кредитовым;

2. При дебетовом начальном остатке записи по дебету означают увеличение (+), а по кредиту - уменьшение (-) дебиторской задолженно­сти; при кредитовом, наоборот, записи по дебету означают уменьшение (-), а по кредиту - увеличение (+) кредиторской задолженности;

3. Конечный остаток также может оказаться либо дебетовым. либо кредитовым;

4. В зависимости от характера остатка активно-пассивные счета по взаимным расчетам показываются в балансе либо в активе (при дебе­товом остатке), либо в пассиве (при кредитовом остатке).

К активно-пассивным расчетным счетам относятся также и такие синтетические расчетные счета, у которых часть аналитических счетов активная, а часть - пассивная: счет 76 - "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Аналитические счета разных дебиторов по своему строению относятся к группе активных расчетных счетов и имеют дебетовый остаток

Аналитические счета разных кредиторов принадлежат к группе, пассивных расчетных счетов и имеют кредитовый остаток. Поэтому объединяющий их синтетический счет 76 имеет одновременно два остатка - дебетовый и кредитовый.

Двойной остаток (дебетовый или кредитовый) называется развернутым остатком или развернутым сальдо.

Фондовые счета предназначены для текущего учета и контроля источников собственных средств предприятия. В эту группу входят счета: 85 - "Уставный капитал", 86 - "Резервный капитал", 87 - "Добавочный капитал", 88 - "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Все они пассивные.

Калькуляционные счета предназначены для учета и контроля затрат и определения себестоимости по операциям (процессам) заготовления материалов, производства продукции, оказанию услуг и т. д. Это актив­ные счета, имеющие только дебетовое сальдо.

Собирательно - распределительными называются счета, предназна­ченные для учета и контроля таких расходов (затрат, издержек), которые требуют предварительного распределения и поэтому в момент записи не могут быть отнесены на соответствующие счета. Эти расходы собирают­ся, т. е. записываются по мере их совершения, на дебете собирательно-рас­пределительного счета, а затем распределяются между соответствующими счетами. Сам же собирательно-распределительный счет, сыграв роль пе­редаточного пункта, закрывается и в конечном балансе не показывается.

К собирательно-распределительным относятся счета общехозяй­ственных расходов (26), общепроизводственных расходов (25), издержек обраще­ния (44) и др. Это активные счета, имеющие только дебетовое сальдо.

Счета операционно-результатные предназначены для выявления результатов хозяйственной деятельности предприятия и для текущего учета и контроля операций (процессов). Например, счет 46 - "Реализа­ция продукции " предназначен не только для учета реализации продук­ции, но и для определения результатов от реализации продукции. Для этого в нем приведено две оценки: по дебету счета отражается фактичес­кая себестоимость реализованной продукции и затраты, связанные с ре­ализацией, а по кредиту - отпускная цена той же продукции. Сальдо сче­та показывает результат от реализации - прибыль или убыток. В зависи­мости от результата счет будет либо активным (убыток), либо пассив­ным (прибыль). Выявленный на этих счетах результат ежемесячно спи­сывается на счет 80 - "Прибыли и убытки", после чего операционно-результатные счета закрываются и в балансе не показываются.

Схема операционно-результатных счетов

Дебет                                                                                                    Кредит

Оборот - фактическая себестоимость учитываемых объектов. Остаток - убыток Оборот - отпускная стоимость учитывае­мых объектов. Остаток - прибыль

Финансово-результатные счета предназначены для учета и контро­ля накопления или потерь как финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Например, счет 80 - "Прибыли и убытки". Кроме результатов от реализации продукции, в дебете этого счета отра­жаются прочие убытки, а в кредите - прочие прибыли (списание дол­гов,...). Сальдо счета может быть и дебетовое и кредитовое.

 Схема финансово-результатных счетов

Дебет                                                                                                             Кредит

Оборот - убытки. Остаток - чистый убыток Оборот - прибыли. Остаток - чистая прибыль

Особую группу образуют счета:

- регулирующие - 02, 05, 13, 81;

- бюджетно-распределительные - 31, 89;

- забалансовые - 001, 002, ... 015.

К группе регулирующих относятся счета, предназначенные для уточ­нения оценки отдельных статей (счетов) баланса. Например, средства предприятия отражаются в балансе всегда в одной и той же неизменной оценке, хотя в результате хозяйственных операций происходят изменения оценки отдельных групп средств: уменьшение первоначальной стоимости основных средств в результате износа, уменьшение размера чистой при­были вследствие отчислений от прибыли в бюджет и т. д.

Для учета подобного рода изменений и используются регулирую­щие счета. Они самостоятельно не отражают никаких средств, а только корректируют, уточняют оценку средств или источников на тех счетах, в дополнение к которым они открываются.

Бюджетно-распределительные счета примыкают к группе собирательно-распределительных счетов и предназначены для учета расходов, относящихся к разным отчет­ным периодам. Такие расходы до списания на выработанную продукцию требуют предварительного распределения между отчетными периодами. Одни из этих расходов, будучи произведены в данном отчетном периоде, должны быть отнесены к будущим отчетным периодам, например, уплаченная авансом вперед арендная плата. Другие, наоборот, будут произведены в будущих отчетных периодах, но требуют отнесения на продукцию в дан­ном отчетном периоде, например, оплата предстоящих отпусков рабо­чим и служащим.

В эту группу относятся счет резерва предстоящих расходов и платежей (89), счет расходов будущих периодов (31) и др.

Счет 31 предназначен для обобще­ния информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (освоение новых произ­водств). Счет 89 предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в установленном порядке в целях рав­номерного включения их в издержки производства или обращения.

Забалансовыми называют счета для учета средств, временно нахо­дящихся у предприятия, но не принадлежащих ему и не показываемых в его балансе.

Такими средствами являются, например, арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение и т. п. Средства эти принадлежат другим предприятиям и отра­жены в их балансах.

Учет на забалансовых счетах ведется путем простой (не двойной) записи операций, т. е. без корреспонденции с другими счетами.

Поступление средств записывается на дебет забалансовых счетов, а вы­бытие - на кредит. Остаток на этих счетах может быть только дебетовым, по­казывающим наличие средств, временно находящихся на предприятии.

План счетов бухгалтерского учета

В целях более удобного пользования счетами они располагаются в определенном порядке в специальном перечне с подразделением на раз­делы, охватывающие однородные по экономическому содержанию группы счетов.

В перечне наряду с наименованием каждого счета указывается его шифр, представляющий собой сокращенное условное цифровое обозна­чение (номер) счета. Шифры используются в бухгалтерских записях для замены названий счетов, что ускоряет и облегчает работу.

Счета зашифрованы по серийному способу шифровки двузначными номерами (от 01 до 99). При этом способе на каждый раздел (группу сче­тов) перечня отводится отдельная серия порядковых номеров. Каждая серия содержит резервные номера для могущих впоследствии возник­нуть в данном разделе новых счетов.

Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета с ука­занием их шифров, называется планом счетов.

План счетов содержит перечень всех счетов, которые могут быть задействованы на том или ином предприятии. Кроме синтетических сче­тов (счетов 1-го порядка), в плане счетов используются субсчета (счета 2-го порядка). По своему характеру они находятся между синтетически­ми и аналитическими (счетами 3-го порядка) счетами.

Аналитические счета в план счетов не включаются.

К плану счетов прилагается инструкция по его применению. В ней дается экономическая характеристика счетов и их корреспонденции между собой.

Ныне применяемый План счетов утвержден письмом Минфина СССР от 11 ноября 1991 г. № 56. Последние изменения и дополнения внесены приказом Минфина РФ от 17 февраля 1997 г. № 15. План счетов обязателен к при­менению на предприятиях всех отраслей и видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций) независимо от форм собственности.

Новый план счетов разработан в основном на переходный период к рыночной экономике и в дальнейшем будет в большей степени прибли­жен к национальным планам счетов стран с развитой рыночной эконо­микой. Он построен на основе иерархического подхода (есть еще мат­ричный и линейный).

Новый план счетов содержит 9 разделов:

в I разделе - счета, учитывающие основные средства и другие долгосрочные вложения,

во II разделе - счета, учитывающие производственные запасы,

в III разделе - счета, учитывающие затраты на производство, в IV разделе - готовая продукция, товары и реализация, в V разделе - денежные средства,

в VI разделе - расчеты,

в VII разделе - финансовые результаты и их использование,

в VIII разделе - фонды и резервы,

в IX разделе - кредиты и финансирование.

Для учета специфических операций предприятия могут по согласо­ванию с Минфином РФ вводить при необходимости в план счетов до­полнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в плане счетов, используются, исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается предприя­тием, исходя из положений Инструкции по применению плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т. п.).

Малые предприятия (и другие некрупные образования) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокра­щается количество применяемых счетов.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 593.