Под модернизацией и реконструкцией принято понимать улучшение качественных характеристик основного средства (например, увеличение его мощности, срока службы и т.п.).
Затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств в себестоимость не включаются, а относятся на увеличение их первоначальной стоимости.
Пример
ЗАО "Актив" решило улучшить технические характеристики компьютера, заменив процессор на более мощный и установив CD-дисковод. Стоимость работ (с учетом стоимости новых деталей) составила 10 620 руб. (в том числе НДС - 1620 руб.). После модернизации компьютер стали использовать в качестве сервера.
Бухгалтер "Актива" сделает проводки:
Дебет 60 Кредит 51 - 10 620 руб. - оплачена стоимость работ;
Дебет 08 Кредит 60 - 9000 руб. (10 620 - 1620) - учтены затраты на модернизацию;
Дебет 19 Кредит 60 - 1620 руб. - учтен НДС;
Дебет 01 Кредит 08 - 9000 руб. - сумма затрат на модернизацию включена в первоначальную стоимость компьютера;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 1620 руб. - произведен налоговый вычет.
Если снятый с компьютера старый процессор может быть использован в организации или продан, необходимо его оприходовать на счете 10 "Материалы" по рыночной стоимости. В учете надо сделать проводку:
Дебет 10 Кредит 91-1 - оприходованы запасные части для дальнейшего использования.
Переоценка основных средств
Организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств.
Переоценке подлежат однородные группы основных средств. Например, если вашей организации принадлежит несколько зданий, вы не можете переоценить одно из них - только все одновременно.
Если вы решили провести переоценку основных средств, то в последующем вам надо будет делать это каждый год.
Переоценка производится путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Обратите внимание: в налоговом учете стоимость основных средств формируется без учета переоценки.
Однако для целей обложения налогом на имущество результаты переоценки учитываются.
Результаты переоценки вы должны отразить на счете 83 "Добавочный капитал".
Выбытие основных средств
Если организация продала, ликвидировала или передала другому предприятию объект основных средств, вы должны списать его стоимость с баланса организации.
Как известно, на балансе основные средства числятся по остаточной стоимости, которая определяется:
┌──────────────────────┐ ┌───────────────────┐ ┌─────────────────┐
│Остаточная стоимость│ = │ Первоначальная │ - │Сумма начисленной│
│ │ │ стоимость │ │ амортизации │
└──────────────────────┘ └───────────────────┘ └─────────────────┘
При списании с баланса объекта основных средств сначала спишите сумму начисленной амортизации.
Дебет 02 Кредит 01 - списана сумма начисленной амортизации объекта основных средств.
Таким образом, на дебете счета 01 будет сформирована остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. Эту сумму вы должны отнести в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы":
Дебет 91-2 Кредит 01 - списана остаточная стоимость основного средства.
Для учета выбытия объектов основных средств вы можете открыть к счету 01 отдельный субсчет "Выбытие основных средств".
Если ваша организация решила использовать субсчет "Выбытие основных средств", при списании с баланса объекта основных средств вы должны сделать проводки:
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 - списана первоначальная стоимость объекта основных средств;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - списана остаточная стоимость объекта основных средств.
Продажа основных средств
Если организация решила продать объект основных средств, сделайте проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1 - отражены доход от продажи объекта основных средств и задолженность покупателя;
Дебет 51 (50, ...) Кредит 76 - поступили денежные средства от покупателя;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС;
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 - списана первоначальная стоимость объекта основных средств;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - списана остаточная стоимость объекта основных средств;
Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 25, ...) - списаны расходы, связанные с продажей объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т.п.).
Ликвидация основных средств
Если ваша организация решила ликвидировать объект основных средств (например, вследствие его физического или морального износа), сделайте проводки:
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 - списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;
Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 25, ...) - списаны расходы, связанные с ликвидацией объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т.п.);
Дебет 10 Кредит 91-1 - оприходованы материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объекта основных средств.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 481.