Оценка и переоценка основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как пра­вило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объек­тов:

- изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, вклю­чая расходы по доставке, монтажу, установке;

- внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон;

- полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а так­же неучтенных объектов основных средств - по текущей ры­ночной стоимости на дату оприходования;

- приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - по стоимо­сти ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно орга­низация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, передан­ных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматрива­ющим исполнение обязательств неденежными средствами, опре­деляется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятель­ствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготов­ление основных средств слагаются:

• из сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с догово­ром купли-продажи (продавцу), а также за осуществление ра­бот по договору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с при­обретением основных средств;

• регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретени­ем (получением) прав на объект основных средств;

• таможенных пошлин и таможенных сборов;

• невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретени­ем объекта основных средств;

• вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации и иным лицам, через которых приобретен объект основных средств;

• иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, со­оружением и изготовлением объекта основных средств, и за­трат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к
использованию.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валю­те (условных денежных единицах). Под суммовой разницей пони­мается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностран­ной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задол­женности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согла­сованному курсу на дату ее погашения.

При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полу­ченные в письменной форме от организаций-изготовителей; све­дения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной ста­тистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специ­альной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение основ­ных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кро­ме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгал­ терскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установ­ленных законодательством Российской Федерации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допус­ кается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Централь­ного банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгал­терскому учету.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычита­нием из первоначальной стоимости суммы амортизации основных средств.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для ус­транения этого отклонения необходимо периодически переоце­нивать основные средства и определять восстановительную стои­мость.

Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных це­нах, современной технике и т.п.). До 1 января 1999 г. переоценка фондов по восстановительной стоимости производилась по соот­ветствующим решениям Правительства РФ.

Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стои­мости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При переоценке основных средств, осуществляемой в первый раз, сумма дооценки объекта основных средств зачисляется в доба­вочный капитал организации (дебетуют счет 01 «Основные сред­ства», кредитуют счет 83 «Добавочный капитал»). Сумма уценки объекта основных средств относится на дебет счета 84 «Нераспре­деленная прибыль (непокрытый убыток)» и кредит счета 01 «Ос­новные средства».

Увеличение суммы амортизации при дооценке основных средств отражают по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 83, а уменьшение суммы амортизации при уценке ос­новных средств - по дебету счета 02 и кредиту счета 84.

При вторичной и последующих переоценках сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков, относится на счет прибылей и убытков отчетного перио­да в качестве прибыли. В этом случае сумму дооценки отражают по дебету счета 01 и кредиту счета 84.

Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьше­ние добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные пе­риоды (дебетуют счет 83 «Добавочный капитал», кредитуют счет 01 «Основные средства»).

Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате пере­оценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков (дебетуют счет 84, кредитуют счет 01).

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределен­ную прибыль организации (кредитуют счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», дебетуют счет 83 «Добавочный капитал»).

Результаты переоценки основных средств, проведенной орга­низацией в добровольном порядке, учитываются для целей нало­гообложения.

Для целей налогообложения сумма добавочного капитала, спи­санного при выбытии основных средств, учитываться не будет.

 

3. Документальное оформление движения основных средств

 

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют ти­повыми формами первичной учетной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назна­чаемая руководителем организации. Для оформления приемки ко­миссия составляет в одном экземпляре акт о приеме-передаче ос­новных средств (форма № ОС-1 - акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); форма № ОС-1а - акт о приеме-передаче здания (сооружения); форма № ОС-16 - акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зда­ний и сооружений)).

Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначаль­ную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для ана­литического учета основных средств.

Если объект основных средств принадлежит нескольким фир­мам, то в справочном отделе акта указывают участников долевой собственности и их доли. В случае выражения стоимости куплен­ного объекта в иностранной валюте указывают вид валюты и ее сум­му по курсу Банка России на дату принятия объекта к учету.

После оформления акт о приеме-передаче основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техничес­ кую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чер­тежи и т.п.).

На основании этих документов бухгалтерия производит соот­ветствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отдел предприятия.

Поступившее на склад оборудование для установки оформля­ют актом в приеме (поступлении) оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стои­мость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземпля­рах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования являет­ся предварительным, составленным по наружному осмотру.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом о приеме-передаче оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.

На дефекты, выявленные в процессе монтажа, наладки или ис­пытания оборудования, а также по результатам контроля составля­ется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и ме­роприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и мо­дернизации объекта оформляют актом о приеме-сдаче отремонти­ рованных, реконструированных и модернизированных объектов ос­новных средств. В акте указывают изменение в технической харак­теристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ — по договору и фактическую). Акт подписывают работник цеха (от­дела) или комиссия, уполномоченные на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего ре­конструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствую-щие записи в ин­вентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, ре­конструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сто­ронам).

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (про­изводства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств. Накладную выписывает в трех экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземп­ляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответству­ющего объекта в инвентарном списке основных средств, третий пе­редается получателю.

Операции по списанию основных средств оформляют актом о списании основных средств (форма № ОС-4 - акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств); форма № ОС-4а - акт о списании автотранспортных средств; форма № ОС-46 - акт о списании групп объектов основных средств (кро­ме автотранспортных средств)). Акт составляет комиссия, назна­чаемая руководителем организации, в двух экземплярах (первый передается в бухгалтерию, второй остается у сотрудника, ответствен­ного за сохранность объекта).

В актах на списание основных средств указывают техническое со­стояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от лик­видации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 457.