Становление отечественной экономической психологии приходится на конец 70-х – начало 80-х годов. Отечественная система взглядов сформировалась в основном под воздействием марксистской парадигмы экономического развития, которая привела к созданию экономической теории особого типа. Крайне политизированная, она обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производства на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны. Это оказало определенное влияние на направления исследований в экономической психологии [13].
В этот период психологические исследования в экономике проводились под руководством А.И. Китова, В.Д. Попова, А.В. Филиппова. Отечественные исследователи делали акцент на психологии производителя (анализируя человеческий фактор в производстве), а также на проблемах управления, не затрагивая психологию потребителя. В 1982 году вышла коллективная монография под редакцией ленинградских ученых Е.С. Кузьмина, А.Л. Свентицкого, в которой рассматривались вопросы мотивации работников и управления трудовой деятельностью. В последующем в научных исследованиях психология производителя и потребителя стали рассматриваться в единстве. Именно такой подход можно считать основной чертой, отличающей экономическую психологию от психологии управления, психологии труда и др.
В последние годы российская экономическая психология исследует широкий спектр проблем, находящихся на стыке психологии и экономической науки, опираясь при этом на следующие методологические принципы, которые являются конкретизацией сложившихся принципов научной психологии [13].
1. Принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, внеисторическими, психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общности: любое поведение человека, в том числе и экономическое, рассматривается в контексте социокультурной среды, под которой понимается конкретно-исторический общественный организм, характеризующийся определенным типом культуры, сложившейся системой ценностей и норм, идеями, традициями (социокультурный подход).
2. Принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным
объектом экономических воздействий и влияния экономических условий, но активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и
экономические отношения с другими экономическими субъектами
(индивидуальными и групповыми). Основными признаками субъектности являются: активность, сознательность действия, целостность и
избирательность.
3. Принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения
экономических субъектов предполагает возможность не только сходства,
согласованности, но и различий, противоречия между экономическим
поведением субъекта и его осознанием.
4. Принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и психологичес ких явлений, означающий наличие взаимодействия экономических и социально-психологических явлений в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения индивидуальных и групповых субъектов.
5. Принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и
практики означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в том числе экспериментальных исследований, так и с практической психологической деятельностью в разных сферах экономической жизни, предполагает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни и развития социума.
6. Принцип комплексности и междисциплинарности предполагает рассматривать во взаимной связи три типа экономической реальности:
- рынок (это прежде всего психология потребителя и психология ведения домашнего хозяйства);
- бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя,
заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.);
- отношения «общество – гражданин» (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики).
Значительный вклад в развитие российской экономической психологии внесли такие ученые как И.В. Андреева, О.С. Дейнеко, А.Л. Журавлев, В.М. Соколинский, В.В. Спасенников и др.
3. Психологическая экономика и экономическая психология: сравнительный анализ.
Влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно изучать с двух позиций: с одной стороны, видеть в нем преимущественно психологическую сторону [3, 11, 13, 14], с другой – преимущественно экономическую сторону [8, 10]. В первом случае мы можем говорить об экономической психологии, а во втором – о психологической экономике. Эти дисциплины возникли в результате встречного движения экономической и психологической науки, выявления общего предмета исследования и анализа.
3.1 Предмет, задачи и методы экономической психологии.
Экономическая психология – это раздел психологии, предметом которого является изучение закономерностей психического отражения хозяйственных отношений, проявляющихся в форме экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности. Она позволяет исследовать, как экономические процессы влияют на психологию отдельных индивидов и социальных групп.
Основными задачами экономической психологии являются:
1) изучение экономического поведения индивида, группы.
Этим занимается микроэкономическая психология. Микроэкономическая психология, исходя из анализа экономической реальности, позволяет субъектам экономических отношений оптимизировать свою деятельность, повышать ее экономические показатели.
2) изучение экономического поведения населения, государства.
Эти исследования проводятся в рамках макроэкономической психологии. Макроэкономическая психология, являясь необходимым инструментом выработки экономической политики, позволяет прогнозировать успешность государственных экономических преобразований и законотворчества в конкретной экономической среде, предсказывать экономическую активность населения и т.д.
Экономическая психология, являясь междисциплинарной отраслью знаний, широко использует методы смежных наук [14]: а) эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение); б) организационные методы (метод поперечного среза – сопоставление различных групп населения на определенный момент времени по каким-либо признакам; метод продольного среза (лонгитюдный), состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени; комплексный метод, включающий элементы сравнительного и лонгитюдного методов, при котором в исследовании участвуют представители разных наук); в) экспериментальные методы (лабораторный, естественный эксперимент и др.); г) психодиагностические методы (интервью, беседа, анкетирование, тестирование). С помощью вышеназванных методов в экономической психологии описывают индивидуальные особенности личности как субъекта хозяйственных отношений.
3.2 Предмет, задачи и методы психологической экономики.
Психологическая экономика как наука только зарождается, поэтому ее предмет, задачи и методы подлежат уяснению с учетом связи с экономической психологией.
Психологическая экономика – это раздел экономической науки, изучающий экономические объекты, процессы и отношения, возникающие под воздействием индивидуальной, групповой, общественной психологии. Она позволяет исследовать, как психология субъектов хозяйствования влияет на экономическую практику, принятие управленческих решений в области экономики и т.д. Если экономическая наука в ее традиционном восприятии концентрирует внимание на собственно экономических объектах, процессах и отношениях, связанных с производством, распределением, потреблением продуктов жизнедеятельности и управлением воспроизводством, то психологическая экономика охватывает ту часть экономики, которая складывается под воздействием человеческой психологии и подвержена ее определяющему влиянию[10].
Основными задачами психологической экономики являются:
1) изучение объективных экономических процессов и закономерностей,
не зависящих от сознания людей (объективная экономика);
2) изучение осознанных рациональных экономических действий, основанных на нормах права, морали и традициях (позитивная экономика);
3) изучение явных и скрытых, сознательных и подсознательных экономических ухищрений во имя личных или узкогрупповых интересов, наносящих ущерб другим людям и ущемляющих их законные права (негативная экономика).
Психологическая экономика, как отрасль экономической науки, пользуется в основном качественными методами: а) формально-логические методы (моделирование, многофакторный анализ); б) эвристические методы (основанные на интуиции); в) социальный анализ; г) коллективное обсуждение, а также опрос общественного мнения. При этом психологическая экономика оперирует не столько цифрами, сколько логикой жизни, мнением экспертов, сложившимися тенденциями.
Экономическую психологию и психологическую экономику можно рассматривать как две стороны единой экономико-психологической дисциплины. В современной науке акцент чаще делается на психологической составляющей экономической деятельности индивидов и социальных групп, и, следовательно, речь идет об экономической психологии.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 538.