Тема 1. Введение в экономическую психологию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Становление экономической психологии как науки.

2.  Особенности развития отечественной экономической психологии. 

3. Психологическая экономика и экономическая психология: сравнительный анализ.

3.1. Предмет, задачи и методы экономической психологии.

3.2. Предмет, задачи и методы  психологической экономики.

3. Связь экономической психологии с другими науками.

 

Основные понятия и термины: экономика, макроэкономика, микроэкономика, экономическая психология, психологическая экономика, объективная экономика, позитивная экономика, негативная экономика.

Краткое содержание темы

    1. Становление экономической психологии как науки.

Развитие общества всегда сопровождается приростом знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, а это, в свою очередь, способствует появлению новых направлений в науке. Существует два способа возникновения новых научных дисциплин. Первый – это отделение сложившейся системы знаний одного из научных течений и превращение его в самостоятельную науку. Этот путь первым сложился в истории науки и является наиболее традиционным. Второй способ заключается в том, что в результате взаимодействия самостоятельных сформировавшихся отраслей науки возникает новая научная дисциплина. Именно этот путь и привел к интеграции таких областей науки как экономическая теория и психология.

Термин «экономика», который произошел от слияния двух греческих слов «хозяйство» и «закон», был введен в науку древнегреческим философом Ксенофонтом. Первоначально он имел смысл «искусство ведения домашнего хозяйства». В современной науке это понятие трактуется неоднозначно. Во-первых, экономика – это совокупность отраслей народного хозяйства; созданная и используемая человеком система жизнеобеспечения. Во-вторых, экономика – это научная дисциплина, изучающая различные аспекты хозяйства и связанной с ним деятельности людей, а также отношения, возникающие между ними в процессе хозяйствования. В экономической теории выделяют два раздела. Первый – микроэкономика – изучает экономическое поведение индивида, группы, социального слоя в масштабах рабочего места, фирмы, концерна. Второй – макроэкономика – рассматривает экономическое поведение государства, всего населения в целом.

Психология, как наука о психике, изучает процессы отражения человеком объективной действительности, которые регулируют поведение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в хозяйственной деятельности.

Во второй половине ХХ века возникла потребность в формировании новой междисциплинарной отрасли знаний. С одной стороны, в ряде прикладных экономических исследований, связанных с рекламой, управлением, организацией труда стали появляться элементы психологического анализа. С другой стороны, экономическая практика свидетельствовала, что успех деловых отношений часто зависит не только от логической, рациональной оценки ситуации. Часто решающую роль в экономических отношениях играет эмоциональный, психологический фактор. В связи с этим в обществе нарастало стремление познать закономерности формирования психологических установок деловых партнеров, научиться решать эффективно возникающие между ними конфликты, предугадывать их поведение, использовать возможную непредсказуемость, нерасчетливость для достижения поставленных целей. Такие исследования стали предпосылкой для постепенного формирования единой научной дисциплины – экономической психологии.

Развитие экономической психологии как науки прошло ряд этапов [11].

Первый этап относится к началу ХХ века и связан именем французского ученого Г. Тарда.  В 1902 году вышла его монография под названием «Экономическая психология», в которой Г. Тард обосновал основы «социально-ориентированной психологии экономической жизни». Автор подчеркивал, что включенность человека в социальные взаимосвязи оказывает значительное влияние на экономическое поведение личности.

Новый толчок к развитию экономическая психология получила благодаря работам немецкого ученого Г. Мюнстенберга, который проводил экспериментальные исследованиями преимущественно микроэкономических проблем.  Г. Мюнстенберг анализировал такие психологические явления, как организация труда, влияние монотонности труда на его производительность, а также степень удовлетворенности оплатой труда. Его работы положили также начало экспериментальному анализу эффекта рекламы в экономике Германии.

    Однако взгляды этих ученых не получили должного развития в работах других исследователей. Прошло несколько десятилетий, прежде чем интерес данной научной концепции возник вновь.

    Второй этап развития экономической психологии начался в 50-е годы ХХ столетия в США и Франции. Он связан с использованием психологического подхода к исследованию проблем макроэкономики. Работы американского ученого Дж. Катоны посвящены экономическому поведению предпринимателей и потребителей, в том числе иррациональности действий покупателей. Он предложил классифицировать экономическое поведение на импульсивное и традиционное (привычное). Ввел понятие «подлинного» (фактического) решения, принятие которого во многом зависит от ожиданий индивида (например, по поводу потребления или инвестиций). В теоретических исследованиях впервые применил понятие «индекс потребительского чувства», которое позволяет охарактеризовать психологическое состояние определенных социальных групп и на этой основе осуществить прогнозирование изменения конъюнктуры производителем.

    Французский исследователь П. Ренольд изучал проблемы общего экономического развития, формирования предпринимательства, положения в мировой экономике развивающихся стран. Отмечал, что экономическая психология еще не сформировалась как научное течение с определенным методологическим ядром, отмечал раздробленность данной области исследований.

    Второй этап развития экономической психологии, подобно первому, не получил массового продолжения. Лишь в конце 60-х начале 70-х некоторые идеи предшественников были реализованы в работах немецких ученых Б. Штрюмпеля и Г. Шмельдерса.

    Третий этап развития начался в 80-е годы ХХ столетия с появлением регулярного издания «Журнал экономической психологии». Его издание было организовано голландскими, английскими и скандинавскими учеными. С середины восьмидесятых начинают выходить в свет словари, коллективные научные труды, первые учебники, которые базируются на последних психологических исследованиях в области экономики. В отличие от предыдущих изданий, основанных на умозрительных психологических размышлениях, эти научные работы базируются на эмпирических исследованиях. Авторам этих работ удалось установить связь между экономической и психологической науками, несмотря на то, что в обеих дисциплинах сложились различные исследовательские традиции и методические подходы. При этом чисто психологические концепции использовались для объяснения теоретических моделей экономики.

    Примерно в это же время была создана Международная ассоциация по исследованиям в области экономической психологии. В международной экономической психологии сформировались следующие основные направления исследований [14]:

- психология экономического поведения;

- психология денег;

- психология накопления;

- психология потребления;

- психология занятости;

- психология предпринимательской деятельности;

- психология принятия решений в хозяйственной деятельности.

Современные психологические исследования в экономике затрагивают широкий спектр проблем, таких как проблемы труда, производственного персонала, системы организации производства. Однако, несмотря на это, преодолеть раздробленность, на которую еще в 50-х годах указывал П. Ренольд, экономической психологии так и не удалось. В русле этой дисциплины все больше реализуются самостоятельные исследовательские традиции. Так, проблемы рынка сбыта исследуются маркетинговой психологией, в самостоятельное направление выделилась и психология рекламы. В связи с этим экономическая психология выступает в значительной мере как обслуживающая дисциплина, в которой реализуются прикладные исследования, задача которых – способствовать приросту знаний о том, как можно повысить производственную эффективность. Вместе с тем, создание более цельного курса, перенесение акцента на исследование макроэкономических проблем способствовало бы интеграции и повышению статуса экономической психологии.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 471.