М., 1988 Ч. II. Передняя Азия. Египет. С. 471-481, 485, 488-490
Рабовладение достигло в Новом царстве распространения
дотоле невиданного. Рабовладельческие отношения проникли
едва ли не во все слои египетского общества. Слова «бак» или
«бакет» («бака») сохранили свое значение и по-прежнему упо-
треблялись для обозначения раба или рабыни. Но со времени
XVIII династии его стало вытеснять слово «хем» («хам»), обо-
значавшее прежде слугу, зависимого человека, а теперь став-
шее наиболее распространенным обозначением раба. То же
произошло и со словами «бакет» и «хемет» («хама»), обозна-
чавшими ранее служанку, зависимую египтянку, а теперь по-
лучившими значение «рабыня». Наплыв пленных в хозяйство
страны был, видимо, настолько велик, что прежние названия
зависимых работников наполнились новым содержанием, они
стали обозначать рабов.
Рабами сплошь и рядом владели люди со скромным обще-
ственным положением: пастух и ремесленник, садовник и при-
вратник, корабельщик и торговец, возница и воин, сын воина,
слуга, певец, рядовые жрецы, мелкие должностные лица, про-
стые горожане, безвестный иноземец. В указе второго царя
XIX династии Сети I (надпись в Наури) об ограждении эфи-
опских владений храма Осириса в городе Абидосе от разного
рода государственных повинностей и от посягательств со сто-
роны должностных лиц возбранялось, между прочим, претен-
довать на храмовую рабочую силу, забирать работников в
другой округ для отбывания там пахотной, жатвенной или
иной повинности. Ослушнику грозило жестокое избиение, и он
должен был отработать храму каждый день, проведенный у
него храмовым человеком. Запрет распространялся на жен н
рабов работников храма. Кто же из храмовых работников мог
иметь рабов? «Блюстители пашен, доверенные, пчеловоды, зем-
лепашцы, садовники, виноградари, команды (?)] грузовых
судов, доставщики (?) грузов, торговцы с чужеземными стра-
нами, золотоискатели, промыватели золота, судостроители,
всякий, кто выполняет свое «дело» для храма. Вслед за тем
запрещение распространялось на храмовых пастухов, их жен и
рабов. Не правда ли, представительный перечень возможных
рабовладельцев? В него попали едва ли нс все рабитннки хра-
мового хозяйства! Запрет посягать на жрецов и храмовых слу-
жащих, их жен и рабов изложен особо.
Но рабовладельцами были сплошь и рядом простые смерт-
ные. Они часто владели несколькими и даже многими рабами.
В конце XVIII династии один пастух имел по меньшей мере
раба и двух рабынь, привратник – не менее трех невольниц.
В гробнице второстепенного жреца второй половины Нового
царства было изображено семь рабынь с детьми, а у другого,
тоже не высокопоставленного,-девять рабов, мужчин и жен-
щин. В начале XVIII династии Яхмос, сын корабельного вои-
на, сам долгие годы служивший воином на кораблях и лишь
впоследствии ставший начальником команды гребцов, владел
девятью рабами и десятью рабынями, из которых все или по-
чти все были получены им до того, как он стал начальником.
При XIX династии, согласно школьному поучению (папирус
Анастаси III), мальчишку, принятого лишь ради деда с мате-
ринской стороны в обучение на колесничного бойца, сопровож-
дали пять рабов, из которых, правда, ему оставили там толь-
ко двух.
А как рьяно и упорно такие люди, стоящие на низших сту-
пенях общественной лестницы, добивались рабов! Еще на заре
Нового царства войско царя Камоса вело себя «подобно
львам», захватывая добычу, в первую очередь рабов, и дели-
ло ее с «радостным сердцем». В начале XVIII династии разда-
ча пленных была главным средством поощрения воинов. Не
только упомянутый корабельный воин Яхмос получил так сво-
их рабов, некоторых из них взяв в плен собственноручно, и па-
хотную землю, таким же образом была награждена вся коман-
да гребцов. С упрочением своей власти фараоны XVIII дина-
стии стали, видимо, скупее на раздачу пленников. Такой за-
служенный воин Тутмоса III, как Аменемхеб, получил за все
время -своей походной жизни только раба и рабыню. В граж-
данскую войну в самом Египте при XX династии, когда разо-
ряли один из среднеегипетских городов, воин-эфиоп поторо-
пился захватить себе раба, которого, впрочем, потом продал.
Страсть к добыванию рабов охватывала не только воинов.
При XIX династии одной горожанке по имени Иритнефрет
(Эра-нафра), жене должностного лица, так приглянулась де-
вочка-ханаанеянка у торговца, что, не имея нужных средств
дома, она обежала полдюжины знакомых и заняла у них вся-
кой всячины для обмена на рабыню (Каирский папирус
65739: ... девочка-рабыня была куплена за 1 передник, 1 про-
стыню, 1 полотняную одежду, 3 одежды тонкого полотна,
1 одежду из такого полотна иного покроя, 10 рубах, 3 медные
чаши, 1 медный котел, 1 медную кружку, около 1 кг медного
лома и 1 кружку меда. Все вещи были оценены в серебре, со-
ставив в общей сложности 373 г.). Стоило в конце XX дина-
стии жене сановника разжиться краденным на кладбище иму-
ществом, как она уже обменяла его на рабов. При XVIII дина-
стии покупали даже «дни» чужих невольниц. Какой-нибудь па-
стух или сын воина сам приходил и предлагал нанять у них
рабынь. Спрос же на рабские «дни» был, по-видимому, нема-
лый. Пастух Небмехит (Нибмахэ) нанимал рабынь в течение
ряда лет; сохранилось пять записей сделок, в которых он вы-
ступает нанимателем. Неудивительно поэтому, что другой па-
стух, сдававший внаем своих невольниц, держал раба и двух
рабынь, хотя, по собственным словам, нуждался даже в
одежде.
Рабы мелких рабовладельцев часто переходили из рук в
руки-возможно, из-за недостатка средств. В 27-м году цар-
ствования Аменхотепа III две рабыни принадлежали упомяну-
тому выше пастуху Небмехиту, в 33-м году ими владели уже
горожанка п ее брат, мелкий жрец, а лет через восемь рабы-
ню, одноименную с одной из них, отдал внаем, притом тому
же лицу, что н прежние владельцы, сын воина. В те же годы
за рабыню отдали однажды двух коров, оцененных вместе в
16 «денег», и двух телят, оцененных вместе в 12 «денег», - ито-
го четыре головы скота стоимостью 28 «денег», или 210 г се-
ребраш. Определяя стоимость рабыни, следует учесть, что то-
гда же и там же корову можно было купить и за 6 «денег»,
1 сату пахотной земли («сата» - свыше 2700 кв. м) – и за
2 «деньги», козу – за 0,5 «деньги». Цена «дня» рабыни была
поразительно высока -1 или 2 «деньги». Поэтому вполне есте-
ственно, что сроки найма в уцелевших записях о сделках
обычно коротки: от двух до шести «дней», однажды десять,
другой раз, возможно, семнадцать. Покупка рабыни, упомяну-
тая выше, происходила в несколько необычных условиях. Про-
давец, пастух, предстал перед покупателем, сотоварищем по
ремеслу, связанный в сопровождении каких-то лиц, которые»
вероятно, требовали от него скот, и поэтому ему надо было
спешно во что бы то ни стало его приобрести. Во всяком слу-
чае, цены на рабов во второй половине Нового царства быва-
ли значительно выше. При XIX династии за девочку-ханаане-
янку торговцу дали вещей на 373 г серебра, в конце XX дина-
стии за одного раба было заплачено серебром, медью, зерном
и одеждой общей стоимостью более чем на 300 г серебра. Впро-
чем, в конце той же XX династии раба купили однажды всего
за 182 г серебра. Надо, однако, иметь в виду, что отношение
по стоимости между серебром, медью и зерном сильно меня-
лось в течение второй половины Нового царства.
Несомненно, мелкие рабовладельцы использовали своих
незольинков н невольниц не только для личных услуг, но и как
непосредственных производителей. Погоню за рабами, покупку
рабов, несмотря на их дориговизну, приобретение дорогостоя-
щих ^дней» ^аиынь трудно объяснить иначе, как настоятель-
ной потребностью в рабском труде в небольших хозяйствах.
Когда основатель Нового царства фараон Яхмос I награждал
своего гс:.ку, л^^аос.1Ь-''.чо воина Яхмоса, за участие в граж-
данской войне, он каждый раз добавлял к рабам наделы па-
хотной земли. В первый раз он дал пять «голов» и – по числу
их? – 5 сат, во второй раз – три «головы» и те же 5 сат. В пер-
вом случае такую награду получила и вся команда гребцов.
В богатых и просто состоятельных домах рабов использо-
вали, конечно, и для удовлетворения всякого рода прихотей.
Пятеро рабов, отправленных с будущим колесничным воином,
внуком относительно влиятельного лица, к месту обучения,
должны были ухаживать за подростком и, может быть, за его
конями. Во всяком случае, трех рабов отослали обратно за
полной ненадобностью. Богач был окружен рабами и рабыня-
ми. Эфиопские скороходы бежали перед его колесницей.
Случалось, что в частных домах к рабам относились по-
патриархальному, так что рабы как бы входили в состав до-
мочадцев. На заупокойной плите привратника Тутмоса (конец
XVIII династии) три рабыни изображены в таких же длинных
платьях и с такими же пышными накладными волосами, что и
сестры хозяйки. И точь-в-точь как те, одна из рабынь держит
у носа благоуханный цветок. В нарядных платьях были изоб-
ражены рабыни и на стенах гробниц второй половины Нового
царства в Фивах-у второстепенного жреца Аменемхеба, и у
управляющего хозяйством небольшого поминального храма
Ра, а в Мемфисе – у стража тамошнего казнохранилища
Мрии. Во всех трех случаях рабыни исполняют обязанности
плакальщиц по умершему хозяину, а одна (у жреца) испол-
няет похоронный обряд разбития горшка. На заупокойной пли-
те придворного сановника XVIII династии Упуатмеса поми-
нальную жертву покойному приносят вместо сына два раба.
В гробнице упомянутого управляющего храма Ра заупокойную
службу по нем правят, кадят и исполняют обряды его рабы –
«(жрец-) заклинатель своего владыки (т. е. владельца)» и
«носитель кадильницы (и) двух ларцов своего владыки»-оба,
как заправские жрецы, в барсовых шкурах! А у стража каз-
нохранилища два раба несут ларцы и барсовую шкуру и каж-
дый назван «(жрецом-) заклинателем». При XVIII династии
один раб даже соорудил своему хозяину Нуни представитель-
ную заупокойную плиту (Британский музей, № 308). От рабов
дошли до нас так называемые «ответчики»Щ-заупокойные
статуэтки («куколки»), обязанные откликаться на том свете,
когда призовут исполнять повинности, и работать за умершего.
В надписи, нанесённой на фигурке такого «ответчика», раб
отождествлялся с самим богом мертвых Осирисом как полно-
правный покойник. Царский брадобрей Сабастет на 27-м году
царствования Тутмоса III даже породнился со своим рабом,
которого «добыл мышцею своею», сопровождая царя, видимо,
в походе. Брадобрей отдал в жены рабу дочь своей сестры с
обязательством отрабатывать повинности за эту последнюю.
Он сделал это самым законным и торжественным образом, в
присутствии придворных чиновников, мало того, увековечил
событие на плите из черного камня со своим выпуклым из-
ваянием (Луврский музей) э.
Мы видели, что такие рабы разделяли верования своих гос-
под. В большинстве случаев известные нам рабы носили еги-
петские имена. Хозяева охотно давали иноземным рабам еги-
петские имена, нередко в честь египетских богов.
Конечно, наряду с патриархальными наблюдались и иные
отношения между хозяевами и рабами. Садовник середины
XVIII ^династии по имени Аменемхет хвалился, что тайком от
^тца не познал рабыни его дома. Такого рода вещи были, оче-
видно, обычным явлением. В сказке второй половины Нового
царства Криада, беззаконно овладев имуществом Правды, мо-
жет спокойно положиться на двух его рабов в том, что те не
осушаются и не бросят своего бывшего хозяина в пустыне на
съедение львамю.
Больших масштабов рабовладение достигло в государст-
венном, царском и храмовом хозяйствах. Здесь основным ис-
точником рабской силы были победоносные войны и дань людь-
ми с покоренных стран.
Какое огромное количество пленных угонялось в Египет,
показывает надпись Аменхотепа II, найденная подле древнего
Мемфиса. Из одного только похода в Сирию-Палестину царь
привел свыше 100 тыс. пленных: 217 царьков, 179 братьев
дарьков, 3600 апиру (хапиру), 15200 ша'с (палестинских кочев-
ликов), 36300 хури (сирийцев), 15070 нухашше (жителей Ну-
дашше) и 30652 члена их семей-всего 101218 человек. Итог
надо, видимо, несколько уменьшить, так как в самой надписи
указано 89600, а одно слагаемое, именно 30652, написано
очень странно, частично, к тому же цифры были повреждены
эпоследствии и в древности же восстановлены. Правда, про-
чие известные нам цифры, обозначающие численность плен-
яых, много меньше приведенных в надпиши Аменхотепа II, они
яе превышают 3000, а то и 1000 и даже нескольких сотен че-
ловек. Аменхотеп II из другого своего похода в Сирию-Пале-
стину привел оттуда только 2015 пленных. Но походы завоева-
тельные, оборонительные, карательные были постоянным явле-
яием, и поэтому приток пленных не мог не быть значительным.
Правда, часть их вливалась в состав трудового египетского
населения.
Другим существенным источником рабской силы была
лань с покоренных народов, которую как в первую, так и во
вторую половину Нового царства платили людьми. Судя по
тому, что осталось от списков дани, полученной Тутмосом III,
мужчины и женщины были неотъемлемой частью сиро-пале-
-стинской и эфиопской дани. Количество людей, поступавших
за год в виде дани из Сирии-Палестины, составляло чаще все-
го несколько сотен человек (наибольшее сохранившееся чис-
-ло-700 с лишним). Численность людей, доставлявшихся за
год в том же порядке из южной части Эфиопии, была значи-
тельно меньше, не превышала ста с лишним человек (наи-
большее сохранившееся число-134). Северная же часть
Эфиопии посылала в год от 10 до 30 человек (наибольшее со-
хранившееся число-34).
Пленных гнали толпами, связанными веревками за шеи, с
руками, зажатыми в деревянные скобы или скрученными са-
мым мучительных способом. Во вторую половину Нового цар-
ства. а может быть, и раньше пленных клеймили, как скот,
калеными печатями с царским именем. С людьми, которых по-
стазляли з зиле дани, сами поставщики обходились как с
пленниками: взрослых МУЖЧИН доставляли скованными.
Значительная часть пленных поступала в храмы, преиму-
щественно Амона, главного бога, покровителя и защитника
египетской державы и египетского войска. Привод пленных
для заполнения ими его служб-общее место в тогдашних
надписях. По-видимому, за короткий промежуток времени по-
сле своего первого похода в Сирию и Палестину Тутмос III
пожертвовал Амону 1588 сиро-палестинских пленных и еще
какое-то количество эфиопов. Второй царь XX династии Рам-
сес III отдал Амону 2607 сиро-палестинских и эфиопских плен-
ных, а храму Птаха-205.
Многие иноземцы становились храмовыми рабами в пря-
мом смы-сле этого слова. Чаще всего их использовали в храмо-
вых заведениях, где приготовлялись жертвы. Так как жертво-
приношения бывали весьма богатыми и совершались постоян-
но, такие заведения-они же и места хранения-могли быть
очень крупными. Поскольку приготовлявшееся здесь должно
было быть особенно изысканным, сюда набирали «отборней-
ших» из иноземных невольников, в частности детей сиро-пале-
стинских вла-стителей. В середине XVIII династии пленных
было полно также и в ткацких мастерских Амона, где ткали
разные виды полотна-от плотного до тончайшего. Подне-
вольным ткачам выдавали на год вперед умащение и одежду,
что предполагает наличие у каждого из них жилища или по
меньшей мере обособленного помещения. К рабам в точном
смысле этого слова можно причислить и тех пленных, которые
при XVIII династии использовались в храме Амона для изго-
товления кирпича-сырца и на строительстве. Для времени
XIX династии засвидетельствованы как будто бы храмовые ко-
рабельные рабы (Лейденский папирус 1.350, оборотная сторо-
на). Каждый из рабов получал столько же хлебцев, сколько и
корабельщики и прочие нерабы. Однако неизвестно, были ли
эти невольники иноземцами.
Мы хуже осведомлены об использовании иноземных рабов
в государственном и царском хозяйствах. В места назначения
«новые» эфиопы поступали целыми толпами, задавая дополни-
тельную работу государственным пекарням и писцам, рассчи-
тывавшим зерно, тесто и припек (раб-эфиоп получал в день
один «большой» хлеб). Мы знаем, что при XIX династии ино-
земцы должны были таскать камни, но были ли эти люди ра-
бамии, на неизвестно. Во вторую половину Нового царства рабынями состояли даже при отрядах ремесленников, трудив-
шихся на столичном кладбище, и получали зерновое доволь-
ствие на месяц вперёд, как и сами ремесленники, но этниче-
ская принадлежность этих рабынь опять-таки неизвестна. При
дворе XIX династии восточноанатолийский сорт пива варили
как знатоки этого дела восточноанатолийские рабы.
Велико было [...] и использование при дворе рабов-ино-
земцев в качестве слуг. Во времена XIX династии киликийские
(?) юноши, которых в большом количестве доставляли ко дво-
ру, служили не только пивоварами, но и кравчими; умытые,
умащенные, приодетые, представали они пред очи царя. От-
борные молодые сирийцы и эфиопы в белой обуви и тоже при-
наряженные служили царскими опахалоносцами. [...]
Мы не знаем, как жилось при дворе тем «добрым» юношам,
о которых только что шла речь, но участь их собратьев, заня-
тых на тяжелых работах, должна была быть ужасной. Мы
уже говорили о том, что иноземцев при XIX династии застав-
ляли таскать камни. На изображении времени Тутмоса III по-
казано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены в
службах храма Амона под надзором надсмотрщиков, воору-
женных палками. Вещественным доказательством зверского
обращения с подневольной рабочей силой может тужить на-
ходка, сделанная подле красивейшего поминального храма
фараона-женщины Хатшепсут,-тяжелое кнутовище, надпи-
санное именем корабельщика самого зодчего этого храма вре-
менщика Сененмута. От постоянного употребления оно внизу
вылощило-сь и почернело. Некогда это был бич о двух широ-
ких ременных хвостах. Им, надо полагать, корабельщик под-
гонял подчиненных, когда те тащили к храму привезенный
ими камень (как такими бичами подгоняли гребцов на судах,
показано на тогдашних изображениях). Чего стоили мирные
походы в каменоломни, можно судить по тому, что за один та-
кой поход (в Вади-Хаммамат) при третьем представителе
XX династии Рамсесе IV из 8000 с лишним участников-в их
числе было не менее 800 иноплеменных работников-умерло
900.
Но далеко не все пленные использовали-сь как рабы. [...]
В египетском войске, особенно во второй половине Нового
царства, служили иноземные воины. Эфиопы бились на сторо-
не египтян во время освободительной войны с «властителями
стран», а во вторую половину XVIII династии составляли едва
ли не основную часть воинских сил, стоявших в мирное время
в Сирии-Палестине (египтяне ненавидели жизнь на чужби-
не). С тех же времен иноземными воинами заселялись крепо-
сти. В конце XVIII династии, при Аменхотепе IV, среди его те-
лохранителей имелись сирийцы, ливийцы и эфиопы, подчинен-
ные, впрочем, египетским начальникам. Воины-шердани слу-
жили в египетском войске еще при XVIII династии. При
XIX династии они образовали едва ли нс основной контингент
Царских телохранителей. При той же династии египетское вой-
ско вообще пополнилось иноземцами. По словам писателя
«литературного критика» того времени, отряд, посланный в
Сирию-Палестину против «мятежников», состоял из
1900 египтян, 520 шердани, 1600 ливийцев одного племени и
100 ливийцев другого и 800 эфиопов (папирус Анастаси 1). Ко-
гда бывает возможно установить происхождение иноземных
воинов, то они оказываются, как мы видели, из числа плен-
ных. Тем не менее эти иноплеменники по своему положению
мало чем отличались от воинов-египтян.
[...] При XX династии пленные ливийцы с женами и деть-
ми, хотя и поголовно клейменные, были поселены в крепости
под начальством своих же племенных или родовых старшин.
Скот у пленников был, правда, отобран, но они, как настоя-
щие воины, получали из казнохранилища содержание. [...]
Многих иноземцев использовали как земледельцев. Тут-
мое III после первого похода отдал часть своих сиро-палестин-
ских пленных храму Амона в «надельные (землепашцы) [...]».
[...] Для египтян-землепашцев отличительной чертой была ра-
бота на отдельном участке пахотной земли. И у нас нет ника-
ких причин противопоставлять работу землепашцев из инозем-
цев работе прочих землепашцев. Г...] В правовом отношении си-
риец-землепашец был рабом [...].
По существу, рядового землепашца от посаженного на зем-
лю раба [...] отличала только относительная свобода, то, что
он не был вещью хозяина. [...]
Каково было положение пастухов из иноземцев, остается
пока неясным. [...]
Надо также учесть, что ремесленники были большей частью
египтяне, а не иноземные рабы.
Итак, часть иноземных рабов по своему положению непо-
средственно смыкалась с низами египетского населения, вли-
валась в его состав.
[...] Но если египтяне-землепашцы и были «слугами царя»,
а по словоупотреблению Нового царства-»рабами царя» [по-
скольку слово «хем» («слуга», «работник») приобрело значе-
ние раб], то невольниками они все-таки не были. Мы видели,
что при XIX династии храмовые землепашцы сами могли
иметь рабов. [...] Да и школьные поучения времен XIX-
XX династий, рассказывая о тяжелой участи землепашца, [...]
показывают, что имеют в виду землепашца, который отнюдь
не является рабом.
КОММЕНТАРИИ
а В качестве дополнительных источников можно посоветовать: Из ле-
топнсей Ту-тмоса Ш^ХПДВ. 1980. Ч. 1. С. 66-71: 1963. С. 84-?8; Указ
Хоремхеба//ХИДВ. 1980. Ч. 1. С. 100-103 (С. 115-119); Лурье И. М.
Очерки древнеегипетского права Х\1-Х веков до н. э. Памятники и иссле-
дования. Л., 1960.
б Современное понимание термина см.: История Древнего Востока. М.,
1988. Ч. II. С. 471.
в Немху - букв. «сирота». т. е. простолюдин, бедняк. Следует, однако;
заметить, что в амарнскую эпоху и позже так называют себя иногда бога-
тые и знатные вельможи, желая подчеркнуть, что они всем обязаны царю.
Важными источниками сведений о немху являются: надпись из гробницы
вельможи Май (ХИДВ. 1980. Ч. 1. С. 92-93 (108-109) и указ Хоремхеба
(Там же. С. 100-103 (С. 115-119).
г Труд рабов на золотых рудниках в Куше (из Диодора Сицилийско-
го)//ХИДВ. 1980. Ч. 1. С. 143-145 (172-174).
д Переводы см.: Поэзия и проза Древнего Востока//(БВЛ). М" 1973.
С. 66-68; Сказки и повести древнего Египта/Пер, и ком. И. Г. Лившица.
л 1979 С 84-87; Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза/Пер.
М. А. Коростовцева. М., 1978. С. 73-79.
е Латифундия - крупное земельное владение, где в основном использо-
вался труд рабов. Латифундии возникли во II в. до н.э. в древнем Риме.
ж ХИДВ. 1980. Ч. 1. С. 103-104 (С. 136-137).
з Имеется в виду восстание, о котором сообщают Речения Ипусера к
пророчество Неферти (ХИДВ. 1980. Ч. 1. С. 42-53 (С. 63-73); С. 53-56
(С. 73-76)).
и Ср.: ХИДВ. 1980. Ч. 1. С. III (С. 132). Нет никаких данных о соци-
альном статусе Ирсу: он мог быть не только рабом, но и воином и даже
вельможей, так как в это время в Египте жили чужеземцы и некоторым из
1Я1 удавалось выдвинуться. Имя этого человека скорее всего неегипетского
происхождения. Нет никаких данных и о помощи восставшим со стороны
ливийцев (другое дело, что последние не упускали случая вторгнуться в
ослабевший Египет).
к Яфетидология, или «новое учение о языке»,-лингвистическая теория
Н. Я. Марра, возводившего происхождение всех языков к четырем перво-
элементам.
л Семдет - букв. «профессии». Согласно Е. С. Богословскому, основная
категория непосредственных производителей материальных благ, занимав-
шихся земледельческим и «неквалифицированным» трудом (Богослов-
ский Е. С. Древнеегипетские мастера. По материалам из Дер эль-Медина.
М., 1983. С. 289-296; Он же. 1984-а; ср.: Редер Д. Г. Рабы и поддан-
ные (семдет) египетских храмов в XII в. до н. э. по статистическим данным
большого папируса Гаррис//УЗМОПИ. 1940. Вып. II. С. 100-143).
м «Жизнь, здоровье, сила!»-благожелательная формула, употребляв-
шаяся после имени фараона и членов его семьи. Обычно переводится: «да
будет он жив, невредим, здоров!» или «да будет он жив, цел, здоров!».
н Перевод текста см.: ХИДВ. 1963. С. 130-132.
о В эпоху Нового царства чеканных денег не существовало. При торго-
вых операциях пользовались весовыми единицами; дебен («круг», «коль-
цо») = 91 г серебра и кедет (ките, кит – «деньга» – дебепа) ̴ 7,1 г при
XVIII династии; при XIX-XX династиях «деньга» стала составлять
1/10 «круга» (9,1 г). Кроме серебра мерой стоимости служило золото, а во
второй половине Нового царства - медь. На практике торговля часто оста-
валась меновой, по сначала предметы, предназначенные на продажу, оцени-
вали в серебре.
п В настоящее время некоторый сравнительный материал имеется-см.
табл. на с. 33.
р По данным, приведенным Е. С. Богословским в таблице, 373 г сереб-
ра – это стоимость-7087 л зерна.
с Имеется п ВИДУ стела Аменхотепа Н из Мнт-Рахинс (сопр. селение на
территории дрепнего Мемфиса)- ХНДВ. 1980. Ч. 1. С. 71-74 (С. 96-99).
т «Баки» (м. р.), «бакит» (ж. р.), «бакиу» (мн. ч) - новоегипетские
формы среднеегипетскнх «бак:», «бакет», «баку».
у «Место Правды»-поселок работников царского некрополя около
Фив (совр. Дер эло-Медина).
ф Ремесленники в Дер эль-Медине составляли «соединение», делившееся
на две половины.
х Богословский Е. С. Об основных производителях материальных
и духовных ценностей в Египте второй половины II тысячелетия до н. э.//
Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Восто-
ке. М" 1984. С. 52-80.
ц См. сноску «м».
ч Метек (букв. «переселенец») - чужеземец в древней Греции, пересе-
лившийся в какой-либо полис (источники сохранили больше всего сведений
об афинских метеках). Будучи лично свободными, они не имели граждан.
ских прав и должны были платить особый налог на право жительства, за.
нятия ремеслом или торговлей.
ш См. сноску «о».
щ Обычно употребляется египетский термин «ушебти».
э Об этом памятнике см.: Лурье И. М. К проблеме домашнего раб-
ства в древнем Египте//ВДИ. 1941. № 1. С. 196-198.
ю См. перевод: Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. С. 68-72;
Сказки и повести древнего Египта. Л" 1979. С. 103-108; Поэзия и проза
Древнего Востока. М., 1973. С. 50-52.
Раздел II
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
СТАРОВАВИЛОНСКОГО ОБЩЕСТВА
Основным источником по дан-
ной теме являются законы вавилонского царя Хаммурапи
VIII в. до н. э.). Перевод этих законов, осуществленный
М. Дьяконовым, с комментарием, сделанным им же и
Я. М. Магазинером, опубликован в ВДИ (1952, № 3). Перевод
Л. А. Липина, помещенный в «Хрестоматии по истории Древ-
Дего Востока» (М., 1963), заново отредактирован, уточнен и в
ряде случаев исправлен В. А. Якобсоном и переиздан в «Хре-
стоматии по истории Древнего Востока», ч. 1 (М., 1980).
Весьма полезно использовать в процессе семинарских заня-
тий собрание административных, хозяйственных и частнопра-
вовых документов старовавилонского периода а, опубликован-
ных А. П. Рифтиным (Старовавилонские юридические и адми-
нистративные документы в собраниях СССР. М.; Л., 1937).
Законы Хаммурапи с момента их обнаружения в Сузах
французской археологической экспедицией в 1901-1902 гг. не-
однократно издавались, переводились, комментировались и
Научались. Первый их перевод был сделан французским иссле-
дователем В. Шейлем. Далее последовали переводы Г. Винкле-
ра, А. Унгнада, У. Дэвиса, Ф. Харпера, П. Крюисльс и других
на различные европейские языки. Как справедливо отмечает
Д» Г. Редер в помещаемой ниже статье, «литература, посвя-
'Щенная законодательству Хаммурапп, является необозримой и
охватывает целый ряд проблем». Наши соотечественники так-
же активно включились в изучение этого юридического памят-
ника древности. Отметим важнейшее исследование и перевод с
языка оригинала – книгу И. М. Волкова «Законы вавилонско-
го царя Хаммураби»б, вышедшую в 1914 г. в серии «культур-
но-исторические памятники Древнего Востока», издававшейся
под руководством Б. А. Тураева.
В настоящее время выделяются как классические капи-
тальные две работы, посвященные Законам Хаммурапи: это
уже упоминавшаяся работа И. М. Дьяконова и Я. М. Магази-
нера (ВДИ. 1952. До 3) и работа английских исследователей
Дж. Драйвера и Н. Майлса «Вавилонские законы» в 2-х томах
(Оксфорд, 1955-1956). Из новых работ следует отметить мо»
нографию чехословацкого ассириолога И. Климы «Древней-
шие законы человечества» (Прага, 1979). А из новейших-
целый ряд статей советского ассириолога В. А. Якобсона, из
которых в первую очередь мы отсылаем читателя к статье
«Возникновение писаного права в древней Месопотамин»
(ВДИ. 1981. № 4) и к автореферату его докторской диссерта-
ции «Законы Хаммурапи как источник по истории древней Ме-
сопотамии» (Ленинград, 1988), основные положения которой
нашли отражение в вышедших в издательстве «Наука» «Исто-
рии Древнего Востока». Т. 1. Ч. 1 (М., 1983) и в «Истории
древнего мира». Т. 1 (М., 1989). Итоговый вывод автора: «За-
коны Хаммурапи... отражают объективную реальность и явля-
ются для нас энциклопедией сведений об экономике, культуре,
праве и об обществе в целом старовавилонского периода» (аз-
тореф. С. 39),-преодолевает возникшую в 60-70-е годы ги-
перкритическую тенденцию оценивать Законы Хаммурапи как
литературный памятник, «царскую надпись апологетического
жанра» (Дж. Финкельстейн), отвергать их законодательную
природу (Ф. Краус), утверждать, что им при'сущ лишь мораль-
ный аспект, а отнюдь не юридическое действие (И. Ренгер).
Возвращаясь к уже проверенной десятилетиями оценке За-
конов Хаммурапи как исторического источника, следует под-
черкнуть. что в них отражена «классовая структура старовави-
лонского общества», хотя «лишь в самых общих очертаниях
Г...], поскольку законы отражают социально-экономический
строй общества не непосредственно, а в преломлении через
правовые воззрения в духе классовых интересов господствую-
щего класса» (Дьяконов И. М. Указ. соч. С. 264).
Законы Хаммурапи позволяют достаточно полно рассмот-
реть социальную структуру современного им вавилонского об-
щества. Именно в этом обширном юридическом сборнике мы
встречаемся с тремя классами вавилонского общества: рабо-
владельцами, мелкими производителями материальных благ и
рабами. Четко выделяются три сословия: 1) свободных, полно-
правных общинников-авилумов, 2) свободных, но ограничен-
ных в правах «царских людей»-мушкенумов и 3) рабов (вар-
думов). Мы встречаемся также с представителями различных
профессий, довольно замкнутых социальных групп: тамкары и
шамаллумы-торговцы; редумы и баирумы-воины; жрече-
ство; представители сельскохозяйственных и ремесленных про-
фессий, к которым примыкала и «интеллигенция» (врачи, ве-
теринары). Они занимали различное положение в экономиче-
ской системе государства, в отношениях собственности, имели
очерченный круг прав и обязанностей, располагали опредвлен-
ным отношением к себе со стороны общества и государствен-
ный власти.
Судить о социальной структуре вавилонского общества не-
просто. С начала XX в. сложилась известная концепция
Эд. Мейера о цикличности исторического развития, согласно
которой он и его последователи усматривали наличие феодаль-
ных и капиталистических отношений в древнем мире, в том
числе и в Месопотамии. Подобная точка зрения имела место,
например, в работах немецких историков Б. Майснера «Вави-
лония и Ассирия» (Гейдельберг, 1920) и М. Вебера «Аграрная
история древнего мира» (пер. с нем. М., 1925). Эту концепцию
восприняли и развивали вплоть до середины 30-х годов наши
отечественные исследователи Н. М. Никольский, А. И. Тюме-
нев и др. После дискуссии 30-х годов в кругах научной общест-
венности возобладала активно утверждаемая В. В. Струве точ-
ка зрения на древневосточное общество как на общество ра-
бовладельческое, базирующаяся на фактическом материале из
истории древнего Египта, Хеттского государства, но более все-
го – Месопотамии, особенно времен Шумеро-Аккадского цар-
ства III династии Ура. С некоторыми поправками и отступле-
ниями она была вскоре принята всеми советскими востоковеда-
ми и повторно дискутировалась на новом теоретическом и фак-
тологическом уровне в 60-х годах, конкурируя с «теорией фео-
дализма» и «азиатского способа производства»в.
В разделе, посвященном историографии проблемы социаль-
ной структуры старовавилонского общества, подобраны фраг-
менты исторических трудов и ряд несколько сокращенных ста-
тей отечественных востоковедов, занимавшихся ее изучением.
Они представляют определенные хронологические этапы изуче»
иия социально-экономических отношений в Месопотамии 11 тыс.
до н. э.: это работы И. М. Волкова (1914 г.), Н. М. Никольско-
го (40-е годы), В. В. Струве, И. М. Дьяконова (50-е годы),
Д. Г. Редера (70-е годы), В. А. Якобсона (60-80-е годы).
В данных работах отразились некоторые общетеоретические
спорные вопросы: о степени развития рабства, его источниках,
Общих чертах и различиях, характерных для тех или иных
стран древнего Востока (например, Вавилонии, Палестины), а
также в сравнении с античным «классическим» рабством. Осо-
бенно интересным (различающимся в ряде случаев в трактов-
ке и переводе тех или иных терминов или параграфов сборни-
ка Законов) является взгляд этих исследователей на пробле-
му долгового рабства, связанную с имущественной дифферен-
циацией, ростовщичеством, уставом древневосточной патриар-
хальной семьи.
Весьма интересны и разнообразны взгляды ученых на проб-
лему «мушкенумов» - сословия свободных, но неполноправных
^йодей. Б. Майснер считал их «пролетариями», И. М. Волков –
«вольноотпущенниками». В. В. Струве полагал, что это поко-
ренное амореями население юга Двуречья. И. М. Дьяконов
В. А. Якобсон видят в них «царских людей», условно владев-
ших землей за службу дворцу. Для более детального ознаком-
ления с этой проблемой полезно и необходимо обратиться к
статье И. М. Дьяконова «Мuskenum» и повинностное землевла.
дение на царской земле при Хаммураби» («Еоs». 1956. 48. N 1).
Наконец, ниже приводятся две статьи В. А. Якобсона, одна из
которых посвящена торговцам, другая-воинам, наиболее по-
дробно представленным в Законах Хаммурапи профессиональ-
ным группам свободного населения Вавилонии.
Для расширения знаний об экономических, социальных,
правовых, психологических сторонах жизни старовавилонского
общества полезно также обратиться к книгам: Дьяконов И. М. Люди города Ура (М., 1990); Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон (обширное предисловие В. А. Якобсона) (М., 1979); Козырева Н. В. Древняя Ларса (М.: Наука, 1988).
Предлагаемые ниже статьи и фрагменты исторических тру-
дов вышеупомянутых авторов позволяют проредить историю
изучения социально-экономических отношений в Вавилонии
времен Хаммурапи со многими ее спорными вопросами, а так-
же могут быть использованы для изучения непосредственно по
источнику-Законам Хаммурапи - ряда вопросов социальной
структуры: например, рабство в Вавилонии, проблема ростов-
щичества и долговой кабалы, место мушкенумов в сословной
структуре вавилонского общества, царские воины, вавилонская
торговля и торговцы во II тыс. до н. э.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 665.